Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы» приоритетная ОО «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Екатерина Сергеевна Кутепова

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы» приоритетная ОО «Познавательное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.odt31.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая находка»

Методическая разработка образовательной деятельности

с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы»

приоритетная ОО «Познавательное развитие»

Цель: уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, о питании. Закрепить строение птиц. Продолжать расширять представления о характерных признаках зимы. (ОО «Познавательное развитие»)
  2. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, любовь к природе и птицам. Воспитание любви и заботы к птицам. Формирование нравственно- эстетических чувств к природе, вызывать эмоциональный отклик. ОО«Познавательное развитие»).
  3. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная, холодная, снежная. Уточнить и расширить словарь по теме. Совершенствование грамматического строя речи.(ОО «Речевое развитие»)
  4. Развивать у детей эстетическое восприятие природы через художественное слово и музыкальное сопровождение (ОО «Худ.-эстетическое развитие»)
  5. Развивать у детей чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам (ОО «Физическое развитие»).
  6. Формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная (слушание), восприятие художественной литературы, двигательная.

Методы воспитания и обучения: пояснение, показ, похвала, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, анализ, сюрпризный момент, игровая ситуация, дидактическая игра, создание ситуации успеха.

Планируемые результаты ООД (целевые ориентиры):

воспитанники:

  • достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли;
  • проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • с развитой крупной и мелкой моторикой;
  • следуют        социальным нормам поведения        во        взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • обладают развитым воображением;
  • проявляют любознательность, задают вопросы взрослым;
  • обладают элементарными представлениями из области живой природы.

Предпосылки УД:

коммуникативные — умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество;

познавательные — умение выделять существенные признаки конкретно- чувственных объектов, классифицировать;

личностные – умение        оценивать        собственную деятельность,         свои достижения.

Предварительная работа:

Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание зимующих птиц, беседы с детьми о зиме, о зимующих птицах, их строении, характерных признаках, рассматривание иллюстраций по теме.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: конверт с письмом, музыкальное оформление (фонограмма пения птиц), елки, «сугробы», колонка, иллюстрации с изображением зимующих птиц, корм для птиц (семечки, пшено, гречка, сало), палочки КЮИЗЕНЕРА.

Организация и методика проведения образовательной деятельности

1. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)

Дети входят в группу вместе с воспитателем. Игровое упражнение

«Улыбка».

Воспитатель:

- Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу,

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Ребята, придя        сегодня                в         группу,        я        обнаружила конверт,                на котором написано:        «Детский        сад                №        21.                Ребятам        средней группы        №2 «Малинка». Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и тогда мы узнаем, кто же нам прислал это письмо:

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее

... Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: сорока.

Воспитатель:

- Давайте откроем скорее конверт и узнаем, что всё-таки в нём. (Зачитывается письмо): «Дорогие ребята, я была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Чем они питаются? Ничего не пойму, что к чему?»

Воспитатель:

- Ребята, давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться. Согласны? (ответы детей)

Воспитатель:

- А какое время года сейчас? Какие признаки зимы вы знаете? Какая зима? А какую одежду надевают зимой?

Тактильная игра массаж «Сборы на прогулку»

Надевайте свои шубы, теплые шапки. Да варежки с рукавицами не забудьте. А какую обувь наденем сегодня? Ну что, все оделись и готовы? Тогда в путь! Ух ты,        зимушка-зима,        закружила,        замела все        дорожки,        все пути        - ни проехать, ни пройти. Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали. (дети имитируют ходьбу на лыжах)

2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Воспитатель:

- Вот мы и прибежали в лес. Ребята, посмотрите, как красиво в лесу зимой! Сколько снега. А какой свежий и чистый воздух! Давайте, почувствуем его! А для этого вдох делаем носиком, а выдох – ртом, не спеша.

Ребята, посмотрите сколько разных птиц в лесу!

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете о какой птице идёт речь? И покажите эту птицу (показ детьми иллюстрации с изображением птицы).

  • Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
  • Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,
  • С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)

Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (синичка)

  • Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая - известная персона. Кто она? (ворона)

  • Кто летает, кто стрекочет? Рассказать всем новость хочет? (сорока)
  • Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой, всё равно ты будешь мой (дятел).

  • Эта птица сизокрылая любит семечки клевать И тихонько ворковать (голубь).

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Давайте назовём характерные признаки каждой из этих птиц! Как мы можем назвать всех этих птиц одним словом? Какие это птицы? А почему их называют зимующими птицами?

Дети: Снегирь – красногрудый. Сорока-белобока. У синички жёлтая грудка. Зимующие птицы. Потому что они остаются зимовать

Воспитатель:

- А давайте, ребята, прислушаемся и попробуем определить по пению птиц – какой голос какой птице принадлежит. Слушаем внимательно! (звучит аудиозапись «Голоса птиц»).

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем в игру «Кто как голос подаёт?»

Сорока … (ответы детей) стрекочет

Снегири - свистят Воробьи - чирикают Синицы - свистят Голуби - воркуют Вороны - каркают Воспитатель:

- Легко ли зимующим птицам зимой? Почему из леса они прилетают ближе к людям? Ребята, зачем нам на участке кормушка? А зачем надо зимой кормить птиц?

Дети: Нет. Чтобы кормить птиц. Потому что птицам зимой холодно и трудно добывать себе корм (голодно).

Воспитатель:

- А сейчас ребята, мы с вами поиграем. Игра называется «Чем питаются птицы зимой?»

Перед вами корм для птиц. Назовите: какая птица, чем питается? Не выкрикиваем, поднимаем руку и отвечаем полным ответом (дети выполняют задание).

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем. Физкультминутка «Летели две птички» Летели две птички ростом невелички

Как они летели все на них глядели На полянку сели песенку запели

Стали расставаться крепко обниматься Физкультминутка «Холодно птичкам» Птички летают, в стаи сбиваясь

Кружатся в нашем саду,

Прыгают птички, крыльями машут, Только тепла не найдут.

Холодно птичкам, голодно птичкам Птички устали летать

Ветер колючий крылышки студит Хочется им отдыхать.

Холодно птичкам, голодно птичкам Птички устали летать

Зерен возьмите, птиц покормите Хочется им поклевать.

Воспитатель:

- Ну что, продолжим наше путешествие.?

Д/и «Скажи какая? какой?».

  • Если у птицы белый бок, она какая?
  • Какую птицу называют белобокой?
  • У птички жёлтая грудка, она какая?
  • Какую птичку называют желтогрудой?
  • Если у птички красная грудка, она какая?
  • Какую птицу называют красногрудой?
  • Если у птицы толстый клюв, она какая?
  • Какую птицу называют толстоклювой?
  • Если у птицы короткий клюв, она какая?
  • Если у сороки чёрный хвост, то она какая?
  • Ворона большая, а воробей какой?
  • Сорока длиннохвостая, а воробей какой?
  • Дятел длинноклювый, а воробей какой?
  • У снегиря грудка красная, а у синицы какая?

Игра «Один – много»

Одна – ворона, много – ворон;

Один – воробей, много – воробьев; Одна – синица, много – синиц; Один – дятел, много – дятлов;

Один – снегирь, много – снегирей; Одна – сорока, много – сорок;

Один – голубь – много – голубей

Д/игра «Назови ласково»:

Птица – птичка;

Перо – пёрышко;

Крыло – крылышко; Хвост – хвостик;

Клюв – клювик;

Синица – синичка;

Воробей – воробушек; Голубь – голубок;

Ворона – воронушка.

Задание: «Птицы из палочек КЮИЗЕНЕРА» Воспитатель:

- А перед тем как выполнить задание, давайте, повторим строение птиц. Назовите части тела птицы.

(Дети делятся        на        подгруппы        и        собирают        из        палочек КЮИЗЕНЕРА зимующих птиц).

- Молодцы, ребята! Какие красивые птицы у вас получились! Нам пора с вами возвращаться в детский сад.

- Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали (дети имитируют ходьбу на лыжах).

- Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.

3. Заключительная (рефлексивный этап)

Воспитатель: Вам понравилась прогулка в лес? Каких птиц мы с вами встретили? А почему птиц надо кормить зимой?

Теперь мы с вами напишем ответ нашей сороке: почему не все птицы улетели из леса и что они едят.

Ребята, скоро мы с вами пойдём на прогулку и покормим птиц.

  • Кого угостим салом?
  • Рябиной?
  • Семечками?
  • Кусочком яблока?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическая находка». Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы»

Формирование  у детей знаний о зимующих птицах. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему«Цветок дружбы» приоритетная область «речевое развитие»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему«Цветок дружбы»приоритетная область «речевое развитие»Цель: развитие диалогической ...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Юные знатоки» приоритетная ОО «Речевое развитие»

НОД по речевому развитию. Систематизирование знаний детей о диких животных, через словесные и  дидактические игры....

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы по теме «Особенности труда взрослых в городе»

Методическая разработка образовательной деятельностис детьми средней группы по теме «Особенности труда взрослых в городе»Расширение и уточнение знаний профессиях....

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы по теме «Животный мир Белгородчины»

Познакомить детей с животными нашего края. расширять словарный запас детей....