технология проблемного обучения
методическая разработка
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya_v_dou.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология проблемного обучения в ДОУ»
Использование современных педагогических технологий открывает
новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится,
что в образовательных организациях осуществляется инновационная
деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы
образования с учетом основных направлений социально-экономического
развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений
государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию
и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на
сегодняшний день становится эффективное использование технологий в
дошкольном учреждении.
Что же означает сам термин «технология»? Технология происходит от
греческого слова «мастерство, искусство, умение, совокупность приёмов и
способов получения, обработки и переработки сырья, материалов». Ядро
любой технологии: это – цель - средства - правила их использования –
результат.
В педагогической литературе и в лексиконе прочно вошло понятия:
педагогическая технология, образовательная технология, технология
обучения. Они соотносятся, также как и категории: педагогика, образование
и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология,
оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.
Образовательная технология связана с организацией модернизации
образовательных систем и образовательных учреждений. Технология
обучения и технология воспитания описывают деятельность педагога и
воспитанников соответственно в воспитательном процессе.
Сегодня быть компетентным специалистом нельзя без изучения всего
арсенала педагогических технологий. Наиболее используемые
педагогические технологии в нашем образовательном процессе:
здоровьесберегающие образовательные технологии, технология
развивающего обучения, метод проектов, технология проблемного обучения
в детском саду, технология ИКТ, игровая технология, технология
интегрированной образовательной деятельности.
Цель технологии проблемного обучения в детском саду – это воспитывать
способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию,
самостоятельно находить правильный ответ.
Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский
философ, психолог и педагог (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок
усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а
удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом
своего обучения.
В нашей стране проблемным обучением занимались отечественные
психологи - Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И.
Махмутов, М. Н. Скаткин, которые утверждают, что суть проблемного
обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи,
создания условий для исследования путей и способов ее решения для того,
чтобы ребенок сам добывал знания.
Обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация.
Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна. Т. к. в
проблемном обучении отражены требования к современному образованию:
· собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом,
противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой
процесса познания конкретной личности;
· субъектность присвоения знаний;
· учёт интересов и склонностей ребёнка, его ценностных ориентаций;
· «радость открытий», получение удовольствия и позитивное
подкрепление.
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что
воспитатель создаёт познавательную задачу, ситуацию и предоставляет
детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее
усвоенные знания и умения.
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация
взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под
руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную
самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей
критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью
определенных приемов, методов и средств.
- монологическом;
- рассуждающем;
- диалогическом;
- эвристическом;
- исследовательском;
- методе программированных заданий.
- Метод монологического изложения.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны
познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать
психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение,
мышление, а также развитие речи).
В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме
проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее,
чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить,
предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче
проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к
взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при
сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и
совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить
цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со
сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых:
контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается
необходимость координировать свои действия с действиями партнеров,
принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность
организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми
в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность
отношений.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в
совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает
воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в
форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность
сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают
детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать,
сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к
выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за
ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые
предлагают детям.
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном
обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила
или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь
смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой
деятельности дошкольника.
Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению,
к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире
человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает
окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что
дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо
знакомым.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1 Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при
активном слушании и обсуждении детьми.
2 Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его
руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на
самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3 Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У
ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать
проблему.
4 Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не
указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
(Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Что
требует от нас ФГОС ДО.
Проблемные ситуации решаются с помощью ряда средств:
1 При построении проблемных занятий необходимо соблюдать
дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и
последовательность, сознательность и активность воспитанников при
разрешении учебной проблемы.
2 Планируя занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место в
процессе обучения.
3 Учебная проблема должна заинтересовать воспитанников своей
необычностью, красочностью, эмоциональностью.
4 На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному
состоянию дошкольника при разрешении учебных проблем, вовремя
выяснить причины затруднения и оказать своевременную помощь.
В свою очередь, умения воспитателей управлять процессом
разрешения проблемных ситуаций сводятся к следующим: предвидеть
возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации;
мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или
усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов;
выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих
проблему; умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в
случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.
Каждая учебная проблема (Проблемные вопросы, проблемное задание,
проблемные задачи) подразумевает противоречие. А противоречие в свою
очередь развивает аналитическое, творческое мышление.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает
педагогу выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского
сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое
мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в
творческой самостоятельной деятельности учеников, специально
организуемой педагогом в процессе обучения. Данная технология позволяет
воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя,
экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.
Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой
технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам.
Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая
карта. В ее основу нами заложен пошаговый алгоритм решения проблемной
ситуации. Технологической картой четко определены деятельность
воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников
- На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию
- На 2этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
- На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
- На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например в образовательной области "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" (программа "Детство") наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.
- 5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.
Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.
Наряду с технологической картой проблемной ситуации с поэтапным описанием действий воспитателя и детей результативными в этой работе стали:
- разработка и изготовление базовых и творческих пособий для занятий и совместной деятельности с детьми
- разработка и апробация воспитателями серии конспектов непосредственно образовательной деятельности на основе технологии проблемного обучения;
- создание и оснащение в детском саду Центра проблемного обучения, Уголков Открытий в группах;
- внедрение технологии проблемного обучения в практику работы воспитателей детского сада;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» с использованием технологии проблемного обучения, игровые технологии
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности...
Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения , ИКТ в подготовительной к школе группе: «Морское приключение»
фИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...
Конспект занятия в образовательной области «Физическое развитие» с использованием технологии проблемного обучения, социо-игровой, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий для детей старшей группы «На помощь медвежонку»
Данное занятие формирует у детей стремление к здоровому образу жизни....
"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"
- создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».
Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»
Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...