Социально-экологический проект "Тропинки доброты".
проект (средняя группа)
Творческий проект «Тропинки доброты» предназначен для детей средней группы. Представленный проект разработан в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей).
• Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса).
• Принцип психологической комфортности.
Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и важная задача. Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних лет. Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение» (В. А. Сухомлинский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Тропинки доброты" | 642.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Город детства»
Социально-экологический проект «Тропинки доброты»
Подготовила: Токаева З.Р.
Овтина Т. Г.
Продолжительность проекта:
февраль- апрель 2022
р.п. Дрожжино
2022
Пояснительная записка.
Творческий проект «Тропинки доброты» предназначен для детей средней группы. Представленный проект разработан в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей).
• Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса).
• Принцип психологической комфортности.
Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и важная задача. Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних лет. Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение» (В. А. Сухомлинский).
Актуальность проекта.
В ходе беседы с детьми мы выяснили, что большинство из них положительно относятся к природе, но не осознают необходимости ее беречь. Мы так привыкли к соседству с удивительным существом - природой, что редко задумываемся о том, насколько она важна для жизни людей. Поэтому необходимо разбудить в детях интерес к природе, бережное и любовное отношение к ней.
Проблема: Дети мало осведомлены о мире живой и неживой природы и способах ее сохранения.
Вид проекта: Информационно-творческий, среднесрочный.
Сроки реализации: 2 месяца
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие;
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие; физическое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта:
• Воспитанники группы.
• Воспитатель группы.
• Родители
Цель проекта: формировать у детей первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Задачи проекта:
Обучающие:
-формировать у детей представление о живой и неживой природе земли, их пользе для человека;
- познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты;
- познакомить детей с разнообразными видами деятельности по охране природы;
- обеспечить непрерывность экологического образования в системе:
ДОУ – семья.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к природе, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
- развивать понимание взаимосвязей в природе и место человека в них;
-развивать представления об опасностях для природы, со стороны действий человека;
-развивать мотивацию на природоохранное поведение.
Воспитательные:
- воспитывать бережное и любовное отношение к окружающей природе;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы.
Методы и приемы:
• ООД;
• продуктивная деятельность;
опытно-экспериментальная деятельность;
• чтение художественной литературы;
• прослушивание музыкальных произведений;
• театрализованная деятельность;
• наблюдения и экскурсии;
• организация трудовой деятельности;
• игровая деятельность;
• подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
• рассматривание репродукций картин, иллюстраций;
• участие в природоохранных акциях;
• взаимодействие с семьей.
Этапы проекта.
1 этап-подготовительно-информационный.
- изучение методической литературы;
-составление плана реализации проекта;
- подбор художественно - познавательной литературы;
- подбор и изготовление дидактического и игрового материала.
2 этап- практический.
Прохождение «тропинок доброты»:
-«Воздух»
-«Вода»
-«Деревья»
-«Птицы»
-«Насекомые»
-«Первоцветы»
-«Звери»
-«Страна доброты-Природа»
3 этап- заключительный.
-обработка и оформление материалов проекта;
- оценка результатов работы всех участников проекта.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- расширение знаний детей о разнообразии животного и растительного мира, о вреде, который наносит природе человек, о правилах поведения в лесу, на реке, в поле, о существовании Красной книги;
- развитие связной, диалогической речи;
-проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;
- эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;
- формирование элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе;
- развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- формирование знаний о бережном отношении к природе.
Воспитатели:
-повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;
-организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
- внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
- самообразование и самореализация воспитателей.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- укрепление связей между детским садом и семьёй;
-привлечение родителей к участию в природоохранных акциях;
- пробуждение интереса родителей к миру природы;
-повышение экологической культуры родителей.
Календарно-тематическое планирование
по реализации проекта «Тропинки доброты»
1 неделя «Тропинка доброты- ВОЗДУХ» Показать и доказать значение воздуха в жизни человека, животных, растений. Ознакомить с экологическими проблемами воздуха.
Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Воспитывать осмысленное желание заботиться о чистоте воздуха.- Опытно-экспериментальная деятельность: «Воздух и его свойства»
- Беседа «Чистый воздух – богатство страны»
-Домашнее задание: найти в квартире предметы, внутри которых есть воздух.
-Рисование.
Тема: «Как работает воздух чистый и загрязненный»
-Чтение:
К. Драчев «Сказка о том, как поспорили воздух, земля и вода», Т. Шорыгина «Воздух», С. Островский «Продавец воздуха».
-Подвижные игры: «Воздушный шар», «Флюгер и ветер».
Оформление плаката «Чистый воздух – наше богатство. Береги его!»
2 неделя «Тропинка доброты- ВОДА» Формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем);
Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное).
Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту).
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека).
Воспитывать осмысленное желание заботиться о чистоте воды.-Опытно-экспериментальная деятельность:
«Как очистить воду»
-Беседа «Путешествие капельки. Кому нужна вода.»
-Дидактические игры «Кто живет в реке, море, океане», «Где в природе живет вода», «На воде и под водой».
-Подвижные игры «Море волнуется», «Ходят капельки по кругу».»
3 неделя «Тропинка доброты- ДЕРЕВЬЯ» Научить детей узнавать и различать деревья
ближайшего окружения по внешним признакам;
Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития.
Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека.
Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе.
Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность.
-Беседы «Как деревья помогают человеку», «Почему нужно беречь и охранять деревья»
-Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И Левитан «Весна. Цветущие яблони».
-Сюжетно –ролевыя игра:
«Поездка в лес.
-Настольно –печатные игры:
«Как зовут тебя, деревце?»,«Четвёртый лишний».
-Создание в группе макета дерева.
-Подвижные игры на участке:
«Найди дерево по листу», «Найди пару».
-Чтение стихов, рассказов,сказок о деревьях:Т. А. Шорыгина
«Деревья. Какие они?»,
Н. Некрасов «Зелёный шум».
4 неделя «Тропинка доброты-ПТИЦЫ» Расширять представления детей о типичных весенних явлениях в живой природе, обогащать знания детей о жизни перелетных птиц весной
(строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых). Расширять представления детей о роли человека в жизни птиц.
Воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам.
Беседа: «Прилет птиц»,
«Весенние заботы птиц».
«Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
-Ручной труд из природного материала «Без рук, без топоренка построена избенка»
-Сюжетно-ролевая игра
«Экскурсия в орнитариум»
- Пальчиковая гимнастика:
«Ласточка», «Дятел».
- Дидактические игры:
«Улетает – не улетает», «Найди, чей домик?», «Чем питаются птицы».
- Чтение рассказов: В. Бианки «Птичий календарь», «Кто чем поёт»; А. Тумбасов «Гнездышко», Н. Сладков
«Скворцы-молодцы».
- Русские народные игры:
«Гуси», «Филин и пташки», «Коршун».
5 неделя «Тропинка доброты-
«НАСЕКОМЫЕ» Систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.
Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к насекомым. Развивать речь детей, умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Развивать творческие способности в продуктивной деятельности. Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Беседа-обсуждение: «В чём польза насекомых?».
- Энциклопедия. Знакомство с видовым разнообразием насекомых.
- Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.
-Домашнее задание: наблюдение за насекомыми на природе с родителями.
-Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; В. Драгунского «Он живой и светится».
6 НЕДЕЛЯ «Тропинка доброты-ПЕРВО-ЦВЕТЫ» Познакомить детей с первыми весенними цветами, с их пользой и целебными свойствами.
Пробуждать стремление бережно относиться к первоцветам, формировать желание за ними ухаживать. П
Продолжать знакомить детей с редкими видами первоцветов.
Развивать творчество, мышление, фантазию, наблюдательность и любознательность.
-Познавательная беседа. Тема «Первоцветы»
- Чтение рассказов Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш», Б. Житкова «Цветок»;
стихотворений:
П. Соловьева «Подснежник», Е. Серовой «Фиалка»,
Е. Кожевникова «Медуница».
- Рассказывание «Легенды и сказания о цветах».
-Экологические игры: «К названному цветку беги», «Узнай по описанию».
-Слушание песен: Ю. Антонов
«Не рвите цветы», группа «доктор Ватсон» «Ландыши», произведения Чайковского «Вальс цветов».
-Трудовое воспитание: уход за цветами в группе.
7 НЕДЕЛЯ «Тропинка доброты-ЗВЕРИ» Познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей, обитающих на территории России.
Привлечь внимание детей к исчезающим видам диких животных.
Формировать понятие о хороших и неблагоприятных условиях жизни живых существ в зависимости от отношения людей к природе. Способствовать формированию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным. Воспитывать бережное отношение к ним. Развивать творческую активность,
воображение. - Беседы-диалоги по теме «В мире животных».
- Знакомство с «Красной книгой России».
- Сюжетно-ролевая игра «Теремок».
- Дидактические игры: «Путаница», «Узнай по голосу», «Где чей хвост?», «Назови ласково», «Чей детёныш?», «Кто где живёт?».
- Чтение художественной литературы: «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц- Хваста», «У страха глаза велики».
8 НЕДЕЛЯ «Страна доброты-Природа» Обобщить знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе и месте человека в них.
- Прослушивание музыкальных композиций: «Звуки природы», «Звуки весеннего леса», «Шум дождя», «Шум моря».
-ООД по рисованию.
-Оформление выставки по этапам проекта «Доброта спасет мир».
Итоги проекта:
• у детей сформированы знания о бережном отношении к природе;
• дети познакомились и научились использовать в повседневной жизни подвижные и дидактические игры о природе;
• обогатился игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширился их кругозор, повысился познавательный интерес;
• повысился уровень выразительности речи, общительности, самооценки;
• дети познакомились с практическими действиями по охране природы.
•родители принимают активное участие в жизни ДОУ: участие в акциях, проектная деятельность и т. д.
• у родителей сформированы представления о создании игровой среды
• родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Фотоотчет:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект по социально-экологическому воспитанию для старших дошкольников. Тема "Наш огород"
Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива ,позволяющий решать проблему экологического воспитания детей и укрепления их здоровья, - проектная деятельность, которая помогает дошк...
Семинар «Формирование социально - экологической культуры в УДО»
Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколени...
Творческий проект социально-экологической направленности "Защитим планету вместе"
Цель проекта - экологическое воспитание подростающего поколения. Проект реализован на базе МБУ ДО "ДШИ" г. Нефтеюганска. Март 2016 г....
Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).
Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....
Роль детских экологических движений и общественных организаций в создании социально-экологического пространства
Во все времена своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор, как появилось высокоразвитое общество, опасное вмешательство человека в природ...
«Инновационные подходы и технологии организации экологического социально-экологического образования и воспитания»
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях ц...
«Методики и педагогические технологии исследования экологического и социально - экологического образования и воспитания».
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждо...