Программа по дополнительному образованию спортивного кружка «Школа мяча»
рабочая программа

Солдатова Александра Владиславовна

Пояснительная записка


   Многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
   Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию.
   Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
   Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Направленность программы:

    Работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.

Новизна и актуальность:

      Программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития старших дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи.

Направления работы:

  1. Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры в баскетбол, игры в волейбол, футбол, правила командной игры.
  2. Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.

Цель программы:
Гармоничное развитие личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом.

Задачи :

  1. Обучающие:
  • Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.
  • Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации.
  • Научить детей передавать, ловить, вести и бросать мяч, сочетать эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.
  • Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом, ориентироваться на площадке.
  1. Развивающие: 
  • Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений.
  • Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.


Задачи первого года обучения:

  1. Формировать двигательные навыки у детей, умения работать в команде.
  2. Развивать точность и координацию движений, пространственную ориентировку, зрительную и слуховую ориентацию.
  3. Развивать физические качества ребёнка.
  4. Воспитывать положительные нравственно-волевые черты детей, умение принимать быстрые, разумные решения, соблюдать правила игры и поведение.

К концу года дети должны уметь:

  • Действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;
  • Играть с мячом, не мешая другим;
  • Согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила В командных видах (эстафета или поточный метод)
  • Бросать и ловить мяч:
  • двумя руками снизу вверх;
  • двумя руками снизу вверх с хлопком впереди, за спиной;
  • передача мяча:
  • передача в парах двумя руками снизу;
  • передача в парах двумя руками из-за головы;
  • передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя;
  • передача в парах двумя руками от груди;
  • передача мяча через сетку;
  • передача мяча друг другу в позе «йога»;
  • передача мяча ногой.
  • метать мяч:
  • с расстояния 2 — 2,5 м в обруч, в корзину, расположенную на полу,     двумя руками снизу;
  • в вертикальную цель с 3-4 м;
  • в баскетбольный щит с места;
  • в баскетбольный щит с ведением;
  • с расстояния 2-2,5 м. в цель (ворота);
  • отбивать мяч;
  • на месте правой, левой рукой;
  • на месте правой с передачей из правой руки в левую;
  • правой, левой рукой с продвижением вперёд, змейкой;
  • ловить мяч ногой.

Задачи второго года обучения:

  1. Формировать умение  у детей действовать с мячом, с целью подведения их к усвоению приёмов передачи, ловли, ведения и бросков мяча.
  2. Развивать основные двигательные качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость; учить командным взаимодействиям.
  3. Развивать точность, координацию, глазомера.
  4. Воспитывать умение играть с мячом, не мешая другим детям, уступать друг другу мяч; приучать слушать сигнал.

К концу года дети должны уметь:
Вести мяч:

  • с продвижением вперёд, змейкой, по кругу;
  • с поворотом, бегом;
  • правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке;
  • с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;
  • с передачей напарнику;
  • с дополнительными заданиями;
  • вести и передавать мяч парами с продвижением вперёд (ходьба, бег);

Бросать мяч в кольцо:

  • двумя руками из-за головы;
  • двумя руками от груди;
  • забрасывание с трех шагов;
  • после ведения (с фиксацией остановки);
  • одной рукой от плеча;

Перебрасывать:

  • перебрасывание мяча через сетку, отбивание толчком двух ладоней;
  • перебрасывание 2 мячей одновременно в парах с помощью рук;
  • передача мяча в парах с помощью ног;

Соблюдать правила в командной игре.

Отличительными особенностями данной программы является расширение возможностей физического воспитания на основе планирования и организации процесса развития двигательных способностей в процессе игры с мячом и максимального приближения занятий к игровой деятельности, соответствие их содержания возможностям и подготовленности детей; социально-личностная направленность программных задач.

Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в группе и на улице (в теплое время года) во вторую половину дня.


Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной к школе группе, с периодичностью проведения 1 раз в неделю.


Предполагаемые результаты по реализации программы:

Укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе, умение владеть мячом на достаточно высоком уровне.

Условия, необходимые для реализации программы

  1. Принципы реализации программы.
  • Принцип индивидуальности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип систематичности.
  • Принцип активности, самостоятельности, творчества.
  • Принцип последовательности.
  • Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
  • Принцип научности.
  • Принцип оздоровительной направленности.
  1. Организационно – методическое обеспечение:

       Наличие специальной литературы, освещающей  организацию игровой деятельности по владению мячом в старших группах детского сада.

Возможность повышения уровня профессионального  мастерства через взаимодействие с музыкальным руководителем, воспитателями, работающими в данном направлении, инструктором по физическому воспитанию.

Совершенствование форм и методов образовательного процесса.

Учебные материалы:

Наглядные пособия;

Схемы движений с мячом;

Видио средства;

Фотоаппарат.

  1. Материально – техническое обеспечение:
  • мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, волейбольные, футбольные);
  • набивные мячи;
  • мячи фитболы;
  • конусы-ориентиры.
  • обручи

4.Формы подведения итогов реализации программы:

 итоговые занятия, дошкольные спартакиады, спортивные развлечения.

Учебно – тематический план (второй год обучения)

Перспективно – тематический план

Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель: Продолжать учить детей владеть мячом: подбрасывать вверх и ловить, перебрасывать друг другу, метать в цель и баскетбольное кольцо.

Развивать ловкость, глазомер, координацию движений.

Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Месяц:

Мероприятие:

Взаимодействие с родителями:

Кол – во

занятий

Сентябрь

1.Познакомить детей с игрой в баскетбол. Историей её возникновения.

Игра: “Найди свой цвет”.

2. Отбивание мяча об пол  одной рукой.

Упражнение: “Вышло солнце из-за речки”

3.Отбивание мяча об пол правой и левой рукой поочерёдно.

Упражнение: ” Пингвины”

Приобретение мячей.

1

2

1

Октябрь

1.Подбрасывание мяча вверх и ловля его после удара в ладоши.

 Упражнение: ”Задний ход”.

2. Перебрасывание мечей двумя руками снизу, после удара об пол – подбросить вверх.

Упражнение: “По кочкам”.

2

2

Ноябрь

1. Броски мяча двумя руками от груди друг другу.

Упражнение:  “Серпантин”.

2. Метание в цель правой и левой рукой малого мяча.

Упражнение: “Три мяча”.

2

2

Декабрь

1.Ведение мяча с последующим забрасыванием в корзину.

Упражнение:  “Передал – садись”.
2.Отбивание мяча об пол одной рукой.

Упражнение: “Штандер”.

2

2

Январь

1. Ведение мяча с продвижением вперёд.

Игра: “Баскетбол”.

2. Перебрасывание мяча двумя руками, из-за головы, стоя на коленях.

Упражнение: “Светофор”.

Беседа о здоровом образе жизни в семье.

2

1

Февраль

1. Подбрасывание мяча двумя руками, ловля после хлопка.

Упражнение: “Лови, бросай, падать не давай”.

2. Отбивание большого мяча об стену и ловля его после удара об пол.

Упражнение: “Меткие стрелки”.

2

2

Март

1. Перебрасывания мяча друг другу снизу двумя руками, хлопок перед  ловлей.

Упражнение: “Собачка”.

2. Перебрасывание мяча двумя руками от груди в шеренках.

Упражнение: “Дойди – не урони”.

Оформление наглядной информации для родителей.

2

2

Апрель

1. Ведение мяча правой и левой рукой.

Игра: “Волейбол”.

2. Ведение мяча и забрасывание в корзину.

Упражнение: “Будь ловким”.

Спортивное развлечение: ” Мой весёлый,

звонкий мяч”.

2

2

Май

1.Забрасыывание мяча в баскетбольное кольцо двумя руками из-за головы, от груди с ведением мяча правой и левой рукой.

Упражнение: ” Кто скорее?”

2. Подбрасывание малого мяча одной рукой и ловля другой.

Упражнение: “Защити мяч”.

2

2

Итого:                                                                                                                                           35

Методическое обеспечение программы

Структура организации занятия

Вводная часть: различные виды ходьбы и бега, подскоков, прыжков, корригирующие упражнения.
Основная частьОРУ, упражнения с мячом, элементы спортивных игр, п/и, эстафеты с мячом.

Заключительная часть: м/п игра, ходьба, релаксация.

2. Методика обучения игре в баскетбол.

Успешное выполнение игровых действий с мячом связано с овладением детьми наиболее целесообразными приемами перемещения по площадке. 

В старшей группе детей учат принимать основную стойку баскетболиста: ноги умеренно согнуты в коленях, расставлены на ширину плеч, одна из них выставлена на полшага вперед; тяжесть тела распределяется на обе ноги равномерно; руки согнуты в локтях, прилегают к туловищу.

Передвижение по площадке осуществляется преимущественно бегом, который сочетается с ходьбой, остановками, поворотами и прыжками. Упражнения в перемещении по площадке совмещаются с действиями с мячом. Следует помнить, что, удерживая мяч двумя руками, ребенок должен охватывать его широко расставленными пальцами не совсем сбоку, а несколько сзади. Мяч лучше держать так, чтобы он не закрывал лицо играющего и не ограничивал видимости. При ловле мяча его встречают руками, захватывают пальцами и, сгибая руки, мягко подтягивают к себе, не прижимая к груди. Кисти рук при этом должны быть расслаблены, а ноги надо эластично сгибать. Передача мяча и его ловля выполняются сначала с места, потом в движении, одновременно двумя (от груди) и одной рукой (от плеча). Эти упражнения усложняют последовательно.

От индивидуальных действий с мячом детей переводят к упражнениям парами, тройками и группками. В старшей группе детей начинают приучать к правильной технике передачи мяча: в правильной стойке, держа мяч на уровне груди двумя руками, ребенок совершает небольшое дугообразное движение к туловищу по направлению вниз - на грудь, а затем, разгибая одновременно руки и ноги и действуя всем корпусом, он посылает мяч активным движением кистей вперед.

Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передаче мяча, так как эти движения сходны по структуре. Однако в броске мяча, в отличие от передачи, ребенок описывает мячом, который он удерживает в исходном положении у груди, небольшую дугу вниз на себя, а затем бросает его, выпрямляя руки вверх, но не вперед. Одновременно разгибаются ноги, туловище устремляется вверх - вперед, происходит приподнимание на носки, руки сопровождают полет мяча, отталкивают его кистями, направляя в корзину. Прицеливаясь, следует смотреть в ту точку, в которую хочешь попасть мячом, поднимая при этом голову. Детей упражняют в бросании мяча в цель через веревку, сетку, высота которых постепенно увеличивается.

В старшей группе педагог не добивается от воспитанников целиком правильных движений. Он старается всесторонне подготовить их к усвоению необходимых для игры приемов, формируя навыки самых разнообразных действий с мячом.

3. Методика обучения катанию, бросанию и ловле, метанию.

Катание - полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее
мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть сильным и уверенным. В старшей и подготовительной к школе группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг. Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча. 

Бросание и ловля - более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке. При овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска - снизу, сбоку, от плеча. Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной, ровной площадке.

Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный сверстником, надо ловит не прижимая к груди, стараясь встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди.

Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях - сидя, стоя, парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например, подбрасывать и ловить мяч, приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и ловлю с бегом.

Инструктор должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч, стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса.

Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной - щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т.п. в зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку - одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой или левой рукой - это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушения осанки.

Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Часто, бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка (в пределах 0,5,- Дм), детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому инструктор предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка. Дети располагаются на расстоянии 2 - 3 м. сам инструктор должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо метать. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку.
Вдаль метают мячи, мешочки с песком, шишки, снежки. Вырезанные из картона круги метают способом сбоку, напоминающим метание диска. Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5-6 см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг. Мячи должны хорошо отскакивать.

4. Методика обучения игре в волейбол.

Детей учат передаче мяча и подаче двумя руками. Обучение игре в волейбол складывается из 2х этапов (подготовительный, подводящий). На подготовительном этапе нужно научить умению видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развивать координацию движений. На втором этапе детей учат выполнять упражнения с мячом: перебрасывать мяч друг другу (высоко, сильно) и ловить его двумя руками, отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении.

5. Методика обучения ведению мяча.

На начальном этапе обучения детям более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений.

Вначале надо вести мяч на небольшой скорости в прямом направлении. Следует учить отбивать мяч правой и левой рукой, стоя на месте и продвигаясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из круга, обводя предметы.

При ведении меча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняясь несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч вверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно. Основные ошибки: дети бьют по мячу расслабленной ладонью; многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что мешает передвижению вперед.

Правила ведения мяча:

1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.

2. Вести мяч спереди - сбоку, а не прямо перед собой.

3. Смотреть вперед, а не вниз на мяч. 

При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.

Упражнения:

1. Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой.

2. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.

3. Группа располагается по 6 человек, и подгруппы размещаются по всей длине площадки. Первый игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остается на его месте; второй ведет мяч к третьему и выполняет то же самое. Последний - возвращается на место первого.

4. Дети строятся в колонны по 4 - 6 человек. Напротив каждой колонны выставляются кегли на расстоянии 1 - 2 м. друг от друга. После сигнала воспитателя дети ведут мяч, обходя первую кеглю справа, вторую слева. Обратно ведут мячи по прямой, передают следующему и становятся в конец колонны.

6. Методика обучения игре в футбол.

Для организации занятий по физическому воспитанию с детьми 5-7 лет на основе использования элементов игры в футбол необходимо осуществить ряд последовательных мероприятий. Суть их заключается в подготовке мест и инвентаря в групповом помещении или на спортивной площадке, подборе соответствующих возрастным особенностям способов владения мячом, создании условий выполнения различных движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, использовании упражнений для двигательного действия футболиста (удары по мячу, передачи, остановки, ведения).

Рекомендуется применять специальные упражнения в следующей последовательности: на развитие «чувства мяча»; на обучение ударам; на обучение остановок и передач; на обучение ведения; комбинированные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование игры в футбол. Занятия необходимо проводить длительностью по 25-30 минут. Включать элементы игры в футбол в каждое занятие в процентном соотношении 25% от общего времени занятий.

В процессе деятельности необходимо использовать упражнения, в условиях обеспечивающих интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей. Для этого необходимо подготовить спортивный инвентарь и оборудование с дидактической символикой (мячи, ворота, ориентиры, мишени, обводки).

Игра в футбол по упрощенным правилам проводится малыми командами от 2 до 4 человек. Рекомендуемая длительность игры - два тайма по 3-5 минут.

Перед игрой детей знакомят с правилами игры в футбол.

Формирование двигательных действий с мячом должно осуществляться на основе повторения упражнений для детей 5-7 лет по 10-12 раз по 4-5 серий.

На каждом этапе обучения необходимо осуществлять анализ выполнения детьми двигательных действий и установить основные ошибки. Определить, в какой фазе движений они происходят, использовать подводящие упражнения различными частями тела, таким образом, чтобы достичь согласования отдельных движений.

Литература:


1. «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошиной М.: Москва «Аркти»
2. «Школа мяча» Николаева Н.И. СП. «Детство - Пресс» 2008 г.
3. «Спортивные игры  и упражнения в.детскомсаду» Адашкявичене Э.Й.;

4.«Физическая культура в детском саду» Осокина Т.И М.: Просвещение 1986г;

5.Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду» составитель Батурина.

6.«Методика обучения и овладения элементами игры в футбол с детьми  дошкольного возраста»  И.А. Аксенова;

7.Учебно-методическое  пособие, С. Е. Голомидова «Физкультура. Игровая деятельность. Подготовительная группа. – Волгоград: ИТД «Корифей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы спортивного кружка "Школа мяча"

Краткий комментарий к перспективному плану работы спортивного кружка "Школа мяча"...

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию экологического кружка «Юные экологи» в средней группе

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотност...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества  детей дошкольного возраста 5-7  лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию вокального кружка «Веселые нотки»

      Данная рабочая программа составлена на основании адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми...

Программа по дополнительному образованию валеологического кружка "Здоровячок"

Мною разработа программа по дополнительному образованию кружка "Здоровячок" валеологической напрвленности, где определены цель и задачи,основные методы и приемы приобщения детей к здоровому ...

Перспективно – календарное планирование работы спортивного кружка "Школа мяча" для детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт развёрнутого перспективно-календарного планирования кружковой работы по ознакомлению и обучению элементам спортивных игр с мячом со старшими дошкольниками....

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию танцевального кружка «Конфетти»

Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резер...