Проект «Интеллектуальная мозаика» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6 лет.
проект (старшая группа)
Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития умственных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_intellektualnomu_razvitiyu.docx | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
«Интеллектуальная мозаика»
по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6лет.
Составила: Еряшева О.В
Вид проекта: практико-ориентированный. Информационный
Сроки реализации: учебный год (октябрь 2021- апрель 2022)
Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы «Рябинка».
Актуальность проекта:
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.
Работая над проблемой по развитию логического мышления дошкольников, я пришла к выводу, что одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников является совершенствование содержания занятий математического цикла путем использования логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании необходимых условий для развития логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера.
Проектная деятельность позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным.
Цель проекта: Создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).
3. Разработать систему по использованию блок Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления у старших дошкольников.
4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера).
5. Повышение интереса педагогов к использованию логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера для развития логического мышления старших дошкольников.
6. Провести анализ эффективности проделанной работы.
В основу проекта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико- математические умения и представления.
Новизна заключается в разработке системы занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел.
Включает этапы:
Первый этап – подготовительный.
Цель: Выявить уровень сформированности первичных понятий, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий у детей старшего дошкольного возраста, спланировать работу на текущий год с учетом результатов первичной диагностики, собрать необходимую информацию, подготовить оборудование.
Второй этап – основной.
Цель: развивать у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала - блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Третий этап – итоговый.
Цель: Выявить уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, уровень развития логического мышления.
Этапы проекта:
1. (подготовительный) октябрь.
- «Знакомство». Выявление проблемы, определение целей и задач работы, ознакомление с целями и задачами проекта детей и родителей.
2. (основной) январь
-«Обследование». Дети обследуют блоки палочки.
-«Игровой». Словестные игры и упражнения, задания.
-«Сравнение». Пользование сенсорными эталонами. Организация планирования совместной образовательной деятельности.
- «Поисковый». Находить блоки, палочки по словестному заданию.
3. (заключительный) март-апрель
Презентация проекта. «Интеллектуальная мозаика»
План работы с детьми «Веселые палочки» ( Кюизенера)
I. Блок. Игры подготовительного этапа.
Название игровых заданий
Октябрь
1.«Найди и покажи»
Найди и покажи палочку такую же по цвету и по длине.
-Отбери все красные (синие, желтые и т. д.), палочки такой же длины.
-Отбери по одной палочке разного цвета.
-Перечисли все цвета всех палочек на столе.
-Раскрась шарик так, чтобы цвет его и палочки
был одинаковым (разным).
-Сопоставить палочки одновременно по цвету и длине. «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных» и т.д.
Сравнить палочки и цвет.
Найти и показать самою короткую и длинную палочку и назвать его цвет.
Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую).
2.«Море волнуется»
Учить следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию.
Дети изображают волны по словесной инструкции.
II. Блок. «Что какого цвета?» Игры, способствующие усвоению эталонов цвета.
1.«Строим дорожки»
Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия,
использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине
и т.д.развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ребёнку предлагается выбрать цвет и строить дорожку (белую, голубую) и т.д.
Октябрь
2.«Ленточки в подарок»
Ребенок выбирает для своей игрушки по две понравившиеся ему одинаковые ленточки-
палочки.
Ноябрь
3.«Подбираем ленточки к фартучкам»
Задачи повторяются. Детям раздаются фартучки всей цветовой гаммы палочек
Кюизенера.
Ноябрь
4.«Моделируем квадрат»
5.«Моделируем прямоугольник»
Развивать представления о квадрате, о прямоугольнике.
Дети составляют разные квадраты и прямоугольники.
декабрь
6.«Подбираем к домику крышу»
Закрепить эталоны цвета и их названия.
Предлагается детям выложить домики в порядке увеличения их размеров и подбирать к каждому домику крышу- палочку.
январь
7.«Дом и мебель для матрёшки» Учить устанавливать соответствие между цветом и числом.
Предлагается построить дом, отбирая для стен - красные палочки, желтые - для крыши, розовую - для трубы.
февраль
8.«Собачка»
Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого.
Каждый ребёнок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет собачку.
март
9.«Белочка и Ёжик идут на день рождения»
Учить выбирать палочки указанного цвета, учить составлять изображения предметов простой формы.
Ребенок выбирает для понравившейся игрушки «подарок» - «коврик», «торт», «платочек».
Для того чтобы эти подарки стали красивыми их надо заполнить цветными палочками.
апрель
10.«Коврик для кошки»
Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек.
Предлагается детям сделать коврик для кошки (например, квадратный ковер красного цвета).
май
11.«Улица разноцветных палочек»
Принцип окраски палочек.
Дети строят дома по цвету: белый домик для белых «единичек», черный дом для «семерок» и т.д. Затем дети сравнивают, чем они похожи.
III Блок. Изучаем понятия «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный – короткий», «тонкий – толстый».
1.«Поезд»
Развивать представления о длине, сравнивать полоски по длине.
Каждый ребёнок строит поезд: присоединяет к паровозу, начиная с самого длинного (или наоборот: с короткого).
2.«Заборы низкие и высокие»
Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.
ноябрь
3.«Лесенка высокая и низкая»
Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.
Педагог обращает внимание детей на то, что на крышах домов написаны цифры. Детям нужно подобрать палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой и построить из них заборы.
декабрь
4.«Мосты через реку»
Развивать представления о ширине и длине.
Каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки.
январь
5.«Конструирование плотов на реке"
Развивать представления о ширине («широкий», «узкий») и т.д., сравнивать предметы по ширине, подбирать плоты по размеру.
Педагог предлагает построить плоты, на которых можно проплыть под мостом. Дети приходят к выводу, о том что проемы у моста разные («узкий», «пошире», «широкий»).
февраль
6.«Книги на полке"
Сравнивать предметы по толщине, сопровождая результат сравнения по толщине: «толще - тоньше».
Педагог говорит: «В библиотеку привезли пачки книг, журналов, газет, их нужно положить на полку. Давайте сделаем из 2 черных палочек полку. Пачки голубого цвета- книги, красного цвета - журналы, желтого цвета - газеты. Дети сравнивают пачки книг, журналов, газет по толщине.
март
7.«Выставка собак»
Сравнивать предметы по величине, находить сходства и различия между предметами.
Предлагается выложить отгадку загадки из палочек и представить её, придумать кличку, назвать породу, рассказать какая эта собака и что умеет делать.
апрель
8.«Стулья для семьи»
Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результат сравнения (выше – ниже, шире - уже, больше - меньше).
Педагог предлагает сделать из 4 желтых палочек стул, рядом сделать большой стол. Предлагает сделать стульчик для маленького ребёнка, сравнивать стулья.
май
9.«Твой любимый цветок»
Учить находить в изображаемой конструкции сходство с выбранным цветком (в строении, пропорции частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете, в умении отсчитывать меньшее количество из большего.
Педагог предлагает каждому ребёнку сделать из палочек любимый цветок. Рассказать о своем цветке. Какой он? Кому бы хотел подарить свой цветок?
IV Блок. Развитие у детей количественных представлений.
1.«Цвет и число»
Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.
Педагог предлагает построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается
узнать, сколько мест в каждом в вагончике, дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.
ноябрь
2. «Число и цвет»
Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.
Педагог строит вагончик из 4 белых палочек и предлагает отгадать, палочкой какого цвета можно заменить этот вагончик. Затем дети определяют, какое число соответствует той или иной палочке. После этого дети строят
вагончики из белых палочек (одноместный, двухместный, трехместный).
декабрь
3. «Путешествие на поезде»
Закреплять понятие: «который по счёту».
Составить из палочек-вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагает ответить, каким по порядку стоит голубой вагон?
Вагон какого цвета стоит четвертым?
Какого цвета вагон левее желтого?
январь
4. «Как разговаривают числа?»
Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомит детей со знаками «>», «<».
Учить записывать и читать записи:
3< 4. 4 > 3
Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагает взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубую.
-Какие числа у вас в руках?
-Что нужно делать, чтобы сравнивать эти числа?
Подводит детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнивать эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга.
февраль
5. «Ковер самолет»
Продолжать рассказывать сказки по ролям, закрепить представление о геометрических фигурах, закрепить порядковый счет; выкладывание цифрового ряда с помощью палочек Кюизенера.
Инсценировка сказки «Колобок», дети по порядку считают героев и выкладывают числовой ряд по порядку от 1 до 10 и называют от 10 до 1
март
6. «Весы»
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда «больше, меньше, больше на …, меньше на…», умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Упражнять в решении простых арифметических действий.
Дети на одну чашу весов помещают палочку большего размера (например-5 , на другую-4). Аналогично сравнивают другие числа.
апрель
7. «К сказочным героям»
Продолжать формировать творческое воображение, логику мышления и действий закрепить навыки прямого счета до 10 .
Дети называют цвет соответственно по счету дней недели и полоски радуги:
понедельник-красный, вторник - оранжевый, среда -желтый, четверг-зелёный, пятница -голубой, суббота- синий, воскресенье -фиолетовый.
май
8. «Игра с Винни-Пухом»
Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образованием числа 6.
Аналогично знакомятся с образованием чисел 7,8,9,10.
Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6».
V Блок. «Считаем ступеньки» (состав числа).
1.«Состав числа»
Учить детей составлять число из единиц; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.
Педагог говорит детям, что в городе чисел есть дома с 2,3,4,5,6 этажами. Дети расселяют единицы в домики и выстраивают из домиков улицу, число жильцов - единиц соответствует № дома. Домики числа вырастают каждый раз на один этаж.
декабрь
2. «Как ещё растут дома из чисел»
Учить составлять число из 2 меньших чисел.
Детям предлагается выбрать подходящие карточки с числами и заселить каждый этаж пустого домика с цифрой 5 на крыше двумя цифрами. Какие это должны быть цифры?
январь
3.«Кто в домике живёт?»
Учить составлять число из 2 меньших чисел.
«В город чисел приехал клоун, он хочет пригласить жителей города на представление. Но некоторые из них ушли из домиков». Педагог просит помочь клоуну найти этих жителей и рассадить по этажам.
февраль
4. «Как узнать № домов на новой улице?»
Учить составлять число из 2 меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Педагог говорит о том, что строители построили дома на новой улице, но забыли проставить на них нумерацию. Как помочь новосёлам узнать нумерацию своих домов. Дети выкладывают палочками разной длины каждый этаж дома и выясняют, какая цифра должна находиться на крыше.
март
5. «Полосатая салфетка»
Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции, закреплять названия геометрических фигур, умение составлять число 6 из 2 меньших чисел.
Предлагается сделать из палочек фиолетового цвета квадрат-салфетку. Каждый ряд каймы вышить 2 «разными нитками»- палочками (белой и желтой, розовой и красной и т. д.).
апрель
6. «Составь коврик» для чисел 7,8,9,10.
Составлять коврики для чисел 7,8,9,10, учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления о действиях сложения и вычитания
Сплести ковер заданного размера, (для чисел 7,8,9,10), ковер считается законченным, если учтены все варианты состава чисел 7,8,9,10.
май
7. «Покажи, как растут числа»
Продолжать учить детей увеличивать , уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа, учить сравнивать смежные числа, Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.
Возможно проведение дополнительных упражнений:
-Перед каждой своей числовой карточкой ребёнок должен положить палочку, выражающую число.
-Выкладывать карточки с цифрами в возрастающем порядке и назвать их. Затем предлагается взять карточки с числами и построить их от меньщего числа к большему. (Такое же задание выполняется с палочками Кюизенера.)
- Дети строят числовую лесенку из палочек по принципу «чем выше ступенька, чем больше число».
-Дети могут записать числа в порядке возрастания(1,2.3,4,5…),или убывания(7,6,5,4,3…),выделить отношения между числами 1< 2 <3< 4 < 5 <6, 7 > 6 >5 >4 >3 >2
-Назвать числа не больше 8,но не меньше 4,
-Назвать число, которое стоит рядом с числом 3, но не 2,
-Назвать число, которое стоит между 5 и 8, но не 6.
-Назвать числа, которые стоят до числа 10, но после 5.
-Назвать числа до 9, которые стоят после 5.
-Какие палочки ты будешь использовать, чтобы ответить на вопросы: Сколько тебе лет? Сколько пальцев на 2 руках, ногах? Сколько ног у курицы? Сколько ног у 2 куриц, кошек? Сколько дней в неделю? Сколько вершин у квадрата, треугольника? Сколько карандашей разного цвета нужно брать, чтобы нарисовать радугу?
VI Блок. Математические действия с палочками Кюизенера
«Палочки можно складывать»
Закрепить название цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число, пользоваться арифметическими знаками , учить находить палочки в сумме равные двум данным.
Педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку жёлтую палочку, а в правую- красную. Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме красной и жёлтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4+5=9.
март
«Палочки можно вычитать»
Учить ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»), развивать количественные представления, учить находить разность чисел.
Педагог просит дать мальчику в правую руку голубую палочку, а в левую – желтую. Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Дети приходят к выводу, что если из большего числа вычитают, то получается меньшее число. 5-3=2.
VII Блок. Измерение с помощью палочек Кюизенера.
1.«Измерь дорожки шагами»
Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать у детей зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать, формировать у детей навык самоконтроля.
« Ежиха и ежонок решили узнать длину дорожки и стали измерять её шагами. Ежиха сообщила ежонку, что длина дорожки-5 шагов, ежонок удивился, ведь у него длина доржки-10 шагов» Дети приходят к выводу, что чем больше мерка, тем меньше число, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.
-Дети измеряют длину и ширину комнаты, ковра и т.д.
декабрь
2.«Узнай длину ленты»
Учить понимать количественные отношения, учить находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, учить устанавливать логические связи и закономерности.
Педагог предлагает измерять длину ленты с помощью мерки - розовой палочки. Дети приходят к выводу: в длинной ленте мерка уложилась 7 раз, а в короткой- 5 раз. Лента, в которой мерка уложилась 7 раз, длиннее, потому что 7 >5.Лента, в которой мерка уложилась 5 раз, короче, потому что 5< 7. Ленты разные по длине.
январь
3.«Измеряем разными мерками»
Учить измерять с помощью двух условных мерок длину предмета, учить находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом, устанавливать логические связи.
У детей разные ленты, разные мерки, измеряют ленты разными мерками. Дети приходят к выводу: ленты разные по длине, и поэтому числа получились разные. Чем больше мерка, тем меньше число, чем меньше мерка, тем больше число.
-Дети измеряют длину и ширину комнаты, крышки стола, сиденья стула, подоконника одинаковыми и разными мерками.
февраль
4.Г. Остер « 38 попугаев и четверть слоненка» сказка
Чтение сказки и разыгрывание сказочной ситуации, используя палочки Кюизенера.
март
5.« Телевизор»
Закрепить умение измерять с помощью условной мерки, моделировать предметы в ограниченном пространстве.
Педагог предлагает сделать экран телевизора, одна сторона экрана состоит из одной палочки,а другая из нескольких. Докажите, что палочки одинаковой длины. Затем дети выкладывают из палочек любую картину «2 футболиста с мячом», «водное поло», «соревнование пловцов» и рассказывают, что происходит на канале.
апрель
6.«Кораблик»
Закрепить умение измерять с помощью условной мерки, моделирование по замыслу.
Предлагается детям сделать сначала один кораблик на карточке, а потом сделать другой кораблик так, чтобы он отличился от первого. Найти различия между кораблями, что можно сказать о длине мачты на ваших кораблях?
Различаются ли мачты?
май
7.«Строим мост через реку»
Учить детей моделировать по условию, измерять с помощью условной мерки, находить
соответствие цвета и числа.
Предлагается построить из палочек реку: узкую в начале - у истока, широкую - в середине, сужающуюся - в конце. Через реку проложить мосты, равные по длине голубой, жёлтой, бордовой палочкам. Сравнивают мосты по длине и по ширине, добавляют палочки, равные ширине любого моста.
VIII Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера.
На доске изображение заборчика: по вертикали желтая палочка, справа - розовая по горизонтали, следующая - голубая по вертикали и розовая - по горизонтали. Все палочки стоят без интервалов. Предлагается выложить заборчик из таких же палочек по заданному образцу и повторить два раза. Сделайте так, чтобы все дощечки были одинаковой высоты,
План работы с родителями.
Консультация для родителей «Какие альбомы приобрести для работы с палочками Кюизенера?»
Январь
Наглядно-информационная
«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».
Февраль
Семейный досуг
«На улице разноцветных палочек».
Март
Видеофильм
Просмотр видеофильма «В стране умных игр», ООО «Корвет», Санкт-Петербург.
Апрель-Презентация «На улице разноцветных палочек»
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
- Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.
- Б. Б. Финкельштейн, Э. Хвостова «На золотом крыльце», «Кростики», «Волшебные дорожки», СПб, «Корвет».
- Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.
Перспективное планирование «Блоки Дьеныша»
Октябрь-Ноябрь
1.« Собери бусы для куклы»
Цель: Закрепить умение находить фигуру по знаково-символическим обозначениям свойств.
Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.
Содержание: « Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет, чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».
Воспитатель показывает карточку с обозначениями свойств (кроме отрицания), а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на столе.
2. «Помогите Мишке собрать фигуры»
Цель: Закрепить знания символики свойств.
Материал: Игрушка – мишка, корзина, логические блоки, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).
Содержание: У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки-символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.
3. «Где, чей дом»
Цель: Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.
Материал: Логические блоки, карточки – домики (т.№8) на двух человек.
Содержание: Детям нужно расселить фигуры по своим домикам, а помогут значки указанные на домиках.
4. «Игра с обручем»
Цель: Закрепить умение разделить фигуры на две группы по двум свойствам.
Материал: Два обруча красный и синий, логические блоки.
Содержание: Предложить детям разложить фигуры так, чтобы внутри одного обруча были все синие и маленькие, а в другом – все большие и др.варианты.
5. «Отрицание цвета»
Цель: Знакомство с символикой отрицание цвета.
Материал: Логические блоки, карточки обозначающие отрицание цвета, игрушка зайца, коробка.
Содержание: В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размер, толщину, но все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты. На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с перечеркнутыми обозначениями цвета).
Упражнения на закрепление:
«Покажите фигуру»: не красную и не синию; не синию и не желтую; не желтую и не красную; прямоугольную, не синию и не красную; треугольную, не желтую и не красную; квадратную, большую, и не синию; прямоугольную, маленькую, не красную и не желтую; треугольную, тонкую, не синию и не желтую; круглую, толстую, не синию и не красную.
6. «Отрицание формы»
Цель: Знакомство с символикой отрицания формы.
Материал: Логические блоки, карточки обозначающие отрицание формы, игрушка зайца, коробка.
Содержание: Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка обозначает.
Упражнения на закрепление:
«Покажите фигуру»: не прямоугольные, не круглые, не треугольные; не квадратные, не прямоугольные, не круглые; не прямоугольные, не квадратные, не треугольные; не треугольные, не круглые, не квадратные.
7. «Отрицание размера»
Цель: Знакомство с символикой отрицания размера
Материал: Логические блоки; карточки, обозначающие отрицание размера зайчик – игрушка, коробка.
Содержание: Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми обозначениями и объясняет, что они обозначают.
Упражнения на закрепление:
«Покажите фигуру»: квадратную; красную; не маленькую; треугольную; желтую; не большую; круглую; синию; не маленькую; прямоугольную; желтую; не большую; треугольную; синию; не маленькую.
8. « Отрицание толщины»
Цель: Знакомство с символикой отрицания толщины.
Материал: Логические блоки; карточки; обозначающие отрицание толщины; игрушка – зайчика, коробка
Содержание: Воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки, которые обозначают отрицание толщины. Воспитатель объясняет, что они обозначают.
Упражнения на закрепление:
«Покажи фигуру»: не тонкую; не толстую; треугольную; желтую; не тонкую; круглую, красную, не толстую и т.д.
9. «Загадки без слов»
Цель: Развитие умений расшифровывать информацию о наличии или определенных свойств у предметов по их знаково- символическим обозначениям.
Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.
Содержание: Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки:
«Это загадки без слов». «Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите».
Загадываются три совместимых свойства:
Например: форма, размер и толщина; цвет, форма, размер; цвет, форма, толщина и др.
10. «Найди клад»
Цель: Развитие умений выявлять в предметах цвет, форму, размер, толщину.
Материал: 16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины), круги бумажные (клады) карточки – свойства.
Содержание: Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад. Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. У ведущего карточки – свойства, 16 блоков (одного цвета, но разной формы, размера и толщины), кладоискатели называют два свойства той фигуры, под которой спрятан клад на каждое правильно угаданное свойство, воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета.
Декабрь:
1. «Помоги Каю и Герде»
Цель: Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать свойства от других, следовать определенным правилам при решении практически задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
Материал: Таблицы с правилами построения дорог (т 2а – г), логические блоки, иллюстрации с изображением Кая и Герды
Содержание: Воспитатель вместе с детьми вспоминает сказку «Снежная королева», и предлагает детям помочь Каю и Герде сбежать из дворца Снежной королевы. Для этого нужно выложить дорожку используя таблицу (т 2а –г).
2. «Найди пару»
Цель: Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, закреплять умение в парах.
Материал: Логические блоки.
Содержание: Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары –набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру, второй игрок ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок. Побеждает тот, кто соберет больше фигур.
3. «Где, чей гараж»
Цель: Развитие умений классифицировать.
Материал: Таблицы две штуки (т.11б.), логические блоки.
Содержание: У воспитателя две большие таблицы (т.11б), на них изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди ищут гараж для своих машин.
4. «Игра с двумя обручами»
Цель: Закрепить умение распределять фигуры по двум признакам.
Материал: Два обруча (синий и красный), логические блоки
Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются три отдельных области (пересечения). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры внутри синего – все круглые. А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые), какие фигуры лежат вне обоих обручей? (все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; зеленые, треугольные, квадратные)
5. «Угадай – ка»
Цель: Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д).
Материал: Логические блоки, игрушка Буратино, карточки – свойства.
Содержание: В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два его свойства.
Например: Какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи (Тортилы). При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую карточку – свойство (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину или др.)
6. «Засели домики»
Цель: Развитие классификационных умений.
Материал: Логические блоки, карточки с изображением домиков (т.14; г,д,е).
Содержание: У детей на пару две таблицы (1-двухэтажного дома, 2 -трехэтажного дома). В городе логических фигур появились новые двухэтажные и трехэтажные дома. Домовой просит помочь расселить
фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки-подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в
каждом подъезде дома.
7. «Где спрятался Джерри?»
Цель: Развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать ее.
Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).
Содержание: Перед детьми выкладывают 12 – 18 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий с помощью карточек обозначает два свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий обозначает свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как можно точнее. Для того ему может понадобиться в некоторых случая 3,4 и более карточек.
8. «Дорожки»
Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: Логические блоки, три домика (макеты или изображения
домиков или условные обозначения).
Содержание: На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика – дома Наф – Нафа, Ниф – Нифа и Нуф – Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.
9. «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок?»
Цель: Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.
Материал: Карточки с логическими таблицами (16 а – е), логические фигуры.
Содержание: Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом (табл.16 а – е). У какой фигуры в гостях Винни – Пух и Пятачок? Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в
верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют,
сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам.
10. «Игра с двумя обручами»
Цель: Закрепить понятие «внутри и «вне» обруча.
Материал: Два обруча (синий и красный).
Содержание: На полу два разноцветных обруча (синий и красный). Обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.
Ведущий предлагает, кому – нибудь встать:
- внутри синего обруча,
- внутри красного обруча,
- внутри обоих обручей,
- вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
- вне синего и красного обручей.
Январь:
1. «Кошки – мышки»
Цель: Закрепить свойства фигур.
Материал: Маска кошки, жетоны для мышей и кота (из пособия «Праздник в стране блоков стр. 7-8).
Содержание: Дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине хоровода кот «Васька», рядом с ним «кошачьи» жетоны.
Хоровод движется со словами:
- Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите
Вот проснется Васька – кот,
И разгонит хоровод.
На последнем слове, «хоровод» кот быстро надевает один из четырех жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все «мыши» его увидели. Его жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» он собирается ловить. После слов «1,2,3,4,5, - начинаю догонять», - кот ловит мышей. Одна из пойманных мышей становится «котом».
2. «Какую фигуру я задумал?»
Цель: Закрепить умение детей загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих свойства блоков.
Материал: Блоки, карточки с обозначением свойств.
Содержание: Дети по очереди загадывают фигуру, а чтобы остальные смогли отгадать. Ребенок выставляет карточки с обозначением трех свойств.
3. «Игра с двумя обручами»
Цель: Закрепить умение распределять блоки в двух обручах.
Материал: Два обруча (синий и красный), логические блоки.
Содержание: Расположите блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.
Беседа по вопросам:
Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
Внутри синего, но вне красного обруча?
Внутри красного, но вне синего?
Вне обоих обручей?
4. «Необычные фигуры»
Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческого мышления, воображения.
Материал: Наборы логических фигур по количеству детей, таблицы с правилами построения фигур (таблица 4а).
Содержание: В городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратиться в необычные, сложные (построить из простых фигур сложные). Правила таких превращений записаны на таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило построения. Взрослый показывает таблицу 4а, затем 4б, и в. По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят неточности, устанавливают, на что или кого они похожи.
5. «Угадай фигуру»
Цель: Развитие логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию о свойствах.
Материал: Логические блоки и два набора карточек свойств с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.
Содержание: Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер). Затем карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойства. Сначала в играх загадывается только одно, какое – то свойство фигуры, затем два. Карточки, обозначающие каждое из двух свойств, игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.
6. «Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель: Развитие логического мышления, умение рассуждать.
Материал: Логические блоки, таблицы.
Содержание: Перед детьми таблица 18. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки - всем не таким, как они фигурам. Затем дети разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При том рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.
7. « Помоги муравьишкам»
Цель: Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.
Материал: Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.
Содержание: Перед детьми выложены блоки (муравьишки).
Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы – муравьишки много детей - веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама – муравьишка научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей. Каждый ребенок получает домик. Ведущий указывает сразу три свойства блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые, красные большие или желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные и т.д.).
8. «Волшебные камни»
Цель: Закрепить понятия «внутри» и «вне» круга
Материал: Обруч, логические блоки.
Содержание: «Ребята сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».
1) Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.
2) Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т.д.
Используемая литература:
- Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
- Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
- Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
- Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....
Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....
Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.Осно...
Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для математического развития детей дошкольного возраста».
Обучение — сложный и длительный процесс, споры о том, когда его начинать, ведутся уже многие десятилетия. Некоторые родители считают, что не стоит торопиться и «лишать детей детства»...
Педсовет "Развитие логического мышления у детей с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"
Для решения проблемы развития логического мышления на всех уровнях исследования (от социально-логического до методического) необходима единая концептуальная основа, чётко обозначенные исходные позиции...
Проект: «Интеллектуальная мозаика» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6лет
Проект: «Интеллектуальная мозаика»по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6лет Автор: воспитатель Магомедова Н.К..Вид проекта: практико-ориентированный.С...
Проект "РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ".
Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....