Проект: «Интеллектуальная мозаика» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6лет
картотека по математике (старшая группа)

Магомедова Нурияханум Камалутдиновна

Проект: «Интеллектуальная мозаика»

по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6лет

 

Автор: воспитатель Магомедова Н.К..

Вид проекта: практико-ориентированный.

Сроки реализации: 2019-2020 учебный год

Участники проекта: воспитатели, родители, музыкальный руководитель, дети старшей группы «Гномики».

Актуальность проекта: содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.

      Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, что постоянно детям было, что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

      В современной педагогике приоритетной является вопрос о создании условий для интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и развития его личностных качеств. Наиболее эффективным способом в решении этого является использование проектной деятельности.

      Проектная деятельность позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным.

 

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Задачи:

- развивать анализ и выявление приоритетных направлений в современной педагогике;

- изучать новые технологии и различные теоретические подходы к развитию интеллектуальных, эмоциональных и    личностных качеств ребенка дошкольного возраста;

- выявлять более эффективные методы совместной деятельности с детьми.

 

В работе с детьми по методу проекта целесообразно использовать такие формы организации педагогического процесса:

     - ООД с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

     - Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно- ролевые игры, конструирование из палочек, моделирование по рисунку по схеме;

    - В развивающей среде «Игротека»;

    - Папки-передвижки советы родителям по организации игр с блоками и палочками;

    - Семинар-практику для родителей по использованию блоков и палочек в домашних условиях;

    - Интеллектуальные соревнования «Давайте вместе поиграем».

 

Ожидаемый результат: ребенок, умеющий ориентироваться в новой нестандартной ситуации,

решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, планировать этапы своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, использовать способы преобразования, принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях,

ориентироваться в некоторых источниках информации, делать выводы из полученной информации, задавать вопросы на интересующую тему, понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем, вести простой диалог, выбирать способы действия из усвоенных ранее.

 

Этапы проекта:

1. (подготовительный) октябрь.

-«Знакомство». Выявление проблемы, определение целей и задач работы, ознакомление с целями и задачами проекта детей и родителей.

2. (основной) ноябрь-апрель.

-«Обследование». Дети обследуют блоки.

-«Игровой». Словестные игры и упражнения.

-«Сравнение». Пользование сенсорными эталонами. Организация планирования совместной деятельности.

-«Поисковый». Находить блоки по словестному заданию.

3. (заключительный) май.

Мастер – класс. Тема: «Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр».

 

План реализации проекта:

Палочки Кюизенера

Тема: «Цвет, формы, размер».

Задачи:

- Различать и группировать палочки по цвету;

- Осваивать эталоны цвета и их названия;

- Определять, что все одноцветные палочки одинаковы по длине;

- Развивать зрительный глазомер.

Игры: «Ленточки в подарок», «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Палочка мерка».

 

Тема: «Понятия высокий – низкий, широкий – узкий, длинный–короткий».

Задачи:

- Учить детей измерять объекты;

- Развивать ориентировку в пространстве, зрительный глазомер;

- Развивать представления о высоте, ширина, длине;

- Развивать умение конструировать.

Игры: «Играем с цветом», «Поезд», «Заборы», «Мосты», «Плоты», «Лесенки».

 

Тема: «Составление ковриков».

Задачи:

- Различать умение выбирать полоски по длине;

- Развивать зрительный глазомер;

- Формировать навык составления фигур из палочек.

Игры: «Коврики для зверят», «Собери рисунок», «Цветные коврики», «Составление рисунков».

 

 

Тема: «Развитие у детей количественных представлений».

Задачи:

- Углубить знания детей о составе числа из двух меньших чисел;

- Учить сравнивать рядом стоящие числа;

- Развивать умение соотносить количество предметов с цифрой;

- Формировать умение строить числовой ряд;

- Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает;

- Закреплять прямой и обратный счет;

- Формировать навык самоконтроля.

Игры: «Измерение с помощью палочки - мерки», «Дополни», «Подбери цифру», «Цветные числа», «Как узнать номера домов на новой улице», «По порядку становись», «Составь число», «Больше – меньше», «Найди дом для палочки», «Конструирование цифр», «Разведчики», «Число головоломка», «Что пропустили», «Весы», «Магазин игрушек», «Составь поезд», «Считаем ступеньки».

Блоки Дьенеша

Группа: «Выявление и абстрагирование свойств».

Задачи:

- Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других;

-Развитие устойчивой связи между образом свойств и словом, которое его обозначает;

-Следовать определенным правилам при решении практических задач;

-Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм);

-Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм, выращивание дерева).

Игры: «Найди клад», «Угадай-ка», «Помоги муравьишкам», «Автотрасса», «Необычные фигуры», «Где, чей гараж? ».

 

Группа: «Сравнения, классификация, обобщения».

Задачи:

- Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам;

- Развивать умения по самостоятельно выделенным свойствам;

- Развивать умение сравнения предметов по заданным свойствам.

Игры: «Дорожки», «Домино», «Поймай пару», «Две дорожки», «Поймай тройку».

 

Группа: «Логические действия и операции».

Задачи:

- Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»;

- Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям;

- Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее;

- Развивать классификационные умения;

- Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению;

- Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не».

Игры: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался мышонок? », «Угадай, какая фигура? », «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?», Построй дом», «Раздели блоки», «Рассели утят», «Рассели жильцов по домам».

 

Инновационные технологии:

- Развивающие игры «Блоки Дьенеша»;

-Цветные счетные палочки Х. Кюизенера.

 

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

-«Математика до школы» - Пособие для воспитателей д/садов и родителей - Смоленцова А. А., Пустовойт О. В.;

-«Игры-головоломки» Михайлова З. А., Непомнящая Р.П.;

-«Детство» Немов Р. С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_intellektualnaya_mozaika.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Звездочка»

Проект: «Интеллектуальная мозаика»

по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

для детей от 5 до 6лет

Разработала:

 Магомедова Н.К.

г. Лангепас

Проект: «Интеллектуальная мозаика»

по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6лет

Автор: воспитатель Магомедова Н.К..

Вид проекта: практико-ориентированный.

Сроки реализации: 2019-2020 учебный год

Участники проекта: воспитатели, родители, музыкальный руководитель, дети старшей группы «Гномики».

Актуальность проекта: содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.

      Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, что постоянно детям было, что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

      В современной педагогике приоритетной является вопрос о создании условий для интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и развития его личностных качеств. Наиболее эффективным способом в решении этого является использование проектной деятельности.

      Проектная деятельность позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Задачи:

- развивать анализ и выявление приоритетных направлений в современной педагогике;

- изучать новые технологии и различные теоретические подходы к развитию интеллектуальных, эмоциональных и    личностных качеств ребенка дошкольного возраста;

- выявлять более эффективные методы совместной деятельности с детьми.

В работе с детьми по методу проекта целесообразно использовать такие формы организации педагогического процесса:

     - ООД с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

     - Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно- ролевые игры, конструирование из палочек, моделирование по рисунку по схеме;

    - В развивающей среде «Игротека»;

    - Папки-передвижки советы родителям по организации игр с блоками и палочками;

    - Семинар-практику для родителей по использованию блоков и палочек в домашних условиях;

    - Интеллектуальные соревнования «Давайте вместе поиграем».

Ожидаемый результат: ребенок, умеющий ориентироваться в новой нестандартной ситуации,

решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, планировать этапы своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, использовать способы преобразования, принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях,

ориентироваться в некоторых источниках информации, делать выводы из полученной информации, задавать вопросы на интересующую тему, понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем, вести простой диалог, выбирать способы действия из усвоенных ранее.

Этапы проекта:

1. (подготовительный) октябрь.

-«Знакомство». Выявление проблемы, определение целей и задач работы, ознакомление с целями и задачами проекта детей и родителей.

2. (основной) ноябрь-апрель.

-«Обследование». Дети обследуют блоки.

-«Игровой». Словестные игры и упражнения.

-«Сравнение». Пользование сенсорными эталонами. Организация планирования совместной деятельности.

-«Поисковый». Находить блоки по словестному заданию.

3. (заключительный) май.

Мастер – класс. Тема: «Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр».

План реализации проекта:

Палочки Кюизенера

Тема: «Цвет, формы, размер».

Задачи:

- Различать и группировать палочки по цвету;

- Осваивать эталоны цвета и их названия;

- Определять, что все одноцветные палочки одинаковы по длине;

- Развивать зрительный глазомер.

Игры: «Ленточки в подарок», «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Палочка мерка».

Тема: «Понятия высокий – низкий, широкий – узкий, длинный–короткий».

Задачи:

- Учить детей измерять объекты;

- Развивать ориентировку в пространстве, зрительный глазомер;

- Развивать представления о высоте, ширина, длине;

- Развивать умение конструировать.

Игры: «Играем с цветом», «Поезд», «Заборы», «Мосты», «Плоты», «Лесенки».

Тема: «Составление ковриков».

Задачи:

- Различать умение выбирать полоски по длине;

- Развивать зрительный глазомер;

- Формировать навык составления фигур из палочек.

Игры: «Коврики для зверят», «Собери рисунок», «Цветные коврики», «Составление рисунков».

Тема: «Развитие у детей количественных представлений».

Задачи:

- Углубить знания детей о составе числа из двух меньших чисел;

- Учить сравнивать рядом стоящие числа;

- Развивать умение соотносить количество предметов с цифрой;

- Формировать умение строить числовой ряд;

- Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает;

- Закреплять прямой и обратный счет;

- Формировать навык самоконтроля.

Игры: «Измерение с помощью палочки - мерки», «Дополни», «Подбери цифру», «Цветные числа», «Как узнать номера домов на новой улице», «По порядку становись», «Составь число», «Больше – меньше», «Найди дом для палочки», «Конструирование цифр», «Разведчики», «Число головоломка», «Что пропустили», «Весы», «Магазин игрушек», «Составь поезд», «Считаем ступеньки».

Блоки Дьенеша

Группа: «Выявление и абстрагирование свойств».

Задачи:

- Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других;

-Развитие устойчивой связи между образом свойств и словом, которое его обозначает;

-Следовать определенным правилам при решении практических задач;

-Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм);

-Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм, выращивание дерева).

Игры: «Найди клад», «Угадай-ка», «Помоги муравьишкам», «Автотрасса», «Необычные фигуры», «Где, чей гараж? ».

Группа: «Сравнения, классификация, обобщения».

Задачи:

- Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам;

- Развивать умения по самостоятельно выделенным свойствам;

- Развивать умение сравнения предметов по заданным свойствам.

Игры: «Дорожки», «Домино», «Поймай пару», «Две дорожки», «Поймай тройку».

Группа: «Логические действия и операции».

Задачи:

- Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»;

- Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям;

- Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее;

- Развивать классификационные умения;

- Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению;

- Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не».

Игры: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался мышонок? », «Угадай, какая фигура? », «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?», Построй дом», «Раздели блоки», «Рассели утят», «Рассели жильцов по домам».

Инновационные технологии:

- Развивающие игры «Блоки Дьенеша»;

-Цветные счетные палочки Х. Кюизенера.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

-«Математика до школы» - Пособие для воспитателей д/садов и родителей - Смоленцова А. А., Пустовойт О. В.;

-«Игры-головоломки» Михайлова З. А., Непомнящая Р.П.;

-«Детство» Немов Р. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»

Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.Осно...

Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для математического развития детей дошкольного возраста».

Обучение — сложный и длительный процесс, споры о том, когда его начинать, ведутся уже многие десятилетия. Некоторые родители считают, что не стоит торопиться и «лишать детей детства»...

Педсовет "Развитие логического мышления у детей с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

Для решения проблемы развития логического мышления на всех уровнях исследования (от социально-логического до методического) необходима единая концептуальная основа, чётко обозначенные исходные позиции...

Проект «Интеллектуальная мозаика» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6 лет.

Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития умственных способностей....

Проект "РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ".

Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....