Проект: «Интеллектуальная мозаика» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6лет
картотека по математике (старшая группа)
Проект: «Интеллектуальная мозаика»
по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6лет
Автор: воспитатель Магомедова Н.К..
Вид проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации: 2019-2020 учебный год
Участники проекта: воспитатели, родители, музыкальный руководитель, дети старшей группы «Гномики».
Актуальность проекта: содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.
Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, что постоянно детям было, что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».
В современной педагогике приоритетной является вопрос о создании условий для интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и развития его личностных качеств. Наиболее эффективным способом в решении этого является использование проектной деятельности.
Проектная деятельность позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Задачи:
- развивать анализ и выявление приоритетных направлений в современной педагогике;
- изучать новые технологии и различные теоретические подходы к развитию интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
- выявлять более эффективные методы совместной деятельности с детьми.
В работе с детьми по методу проекта целесообразно использовать такие формы организации педагогического процесса:
- ООД с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно- ролевые игры, конструирование из палочек, моделирование по рисунку по схеме;
- В развивающей среде «Игротека»;
- Папки-передвижки советы родителям по организации игр с блоками и палочками;
- Семинар-практику для родителей по использованию блоков и палочек в домашних условиях;
- Интеллектуальные соревнования «Давайте вместе поиграем».
Ожидаемый результат: ребенок, умеющий ориентироваться в новой нестандартной ситуации,
решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, планировать этапы своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, использовать способы преобразования, принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях,
ориентироваться в некоторых источниках информации, делать выводы из полученной информации, задавать вопросы на интересующую тему, понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем, вести простой диалог, выбирать способы действия из усвоенных ранее.
Этапы проекта:
1. (подготовительный) октябрь.
-«Знакомство». Выявление проблемы, определение целей и задач работы, ознакомление с целями и задачами проекта детей и родителей.
2. (основной) ноябрь-апрель.
-«Обследование». Дети обследуют блоки.
-«Игровой». Словестные игры и упражнения.
-«Сравнение». Пользование сенсорными эталонами. Организация планирования совместной деятельности.
-«Поисковый». Находить блоки по словестному заданию.
3. (заключительный) май.
Мастер – класс. Тема: «Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр».
План реализации проекта:
Палочки Кюизенера
Тема: «Цвет, формы, размер».
Задачи:
- Различать и группировать палочки по цвету;
- Осваивать эталоны цвета и их названия;
- Определять, что все одноцветные палочки одинаковы по длине;
- Развивать зрительный глазомер.
Игры: «Ленточки в подарок», «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Палочка мерка».
Тема: «Понятия высокий – низкий, широкий – узкий, длинный–короткий».
Задачи:
- Учить детей измерять объекты;
- Развивать ориентировку в пространстве, зрительный глазомер;
- Развивать представления о высоте, ширина, длине;
- Развивать умение конструировать.
Игры: «Играем с цветом», «Поезд», «Заборы», «Мосты», «Плоты», «Лесенки».
Тема: «Составление ковриков».
Задачи:
- Различать умение выбирать полоски по длине;
- Развивать зрительный глазомер;
- Формировать навык составления фигур из палочек.
Игры: «Коврики для зверят», «Собери рисунок», «Цветные коврики», «Составление рисунков».
Тема: «Развитие у детей количественных представлений».
Задачи:
- Углубить знания детей о составе числа из двух меньших чисел;
- Учить сравнивать рядом стоящие числа;
- Развивать умение соотносить количество предметов с цифрой;
- Формировать умение строить числовой ряд;
- Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает;
- Закреплять прямой и обратный счет;
- Формировать навык самоконтроля.
Игры: «Измерение с помощью палочки - мерки», «Дополни», «Подбери цифру», «Цветные числа», «Как узнать номера домов на новой улице», «По порядку становись», «Составь число», «Больше – меньше», «Найди дом для палочки», «Конструирование цифр», «Разведчики», «Число головоломка», «Что пропустили», «Весы», «Магазин игрушек», «Составь поезд», «Считаем ступеньки».
Блоки Дьенеша
Группа: «Выявление и абстрагирование свойств».
Задачи:
- Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других;
-Развитие устойчивой связи между образом свойств и словом, которое его обозначает;
-Следовать определенным правилам при решении практических задач;
-Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм);
-Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм, выращивание дерева).
Игры: «Найди клад», «Угадай-ка», «Помоги муравьишкам», «Автотрасса», «Необычные фигуры», «Где, чей гараж? ».
Группа: «Сравнения, классификация, обобщения».
Задачи:
- Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам;
- Развивать умения по самостоятельно выделенным свойствам;
- Развивать умение сравнения предметов по заданным свойствам.
Игры: «Дорожки», «Домино», «Поймай пару», «Две дорожки», «Поймай тройку».
Группа: «Логические действия и операции».
Задачи:
- Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»;
- Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям;
- Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее;
- Развивать классификационные умения;
- Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению;
- Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не».
Игры: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался мышонок? », «Угадай, какая фигура? », «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?», Построй дом», «Раздели блоки», «Рассели утят», «Рассели жильцов по домам».
Инновационные технологии:
- Развивающие игры «Блоки Дьенеша»;
-Цветные счетные палочки Х. Кюизенера.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
-«Математика до школы» - Пособие для воспитателей д/садов и родителей - Смоленцова А. А., Пустовойт О. В.;
-«Игры-головоломки» Михайлова З. А., Непомнящая Р.П.;
-«Детство» Немов Р. С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_intellektualnaya_mozaika.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Звездочка»
Проект: «Интеллектуальная мозаика»
по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
для детей от 5 до 6лет
Разработала:
Магомедова Н.К.
г. Лангепас
Проект: «Интеллектуальная мозаика»
по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6лет
Автор: воспитатель Магомедова Н.К..
Вид проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации: 2019-2020 учебный год
Участники проекта: воспитатели, родители, музыкальный руководитель, дети старшей группы «Гномики».
Актуальность проекта: содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.
Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, что постоянно детям было, что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».
В современной педагогике приоритетной является вопрос о создании условий для интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и развития его личностных качеств. Наиболее эффективным способом в решении этого является использование проектной деятельности.
Проектная деятельность позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Задачи:
- развивать анализ и выявление приоритетных направлений в современной педагогике;
- изучать новые технологии и различные теоретические подходы к развитию интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
- выявлять более эффективные методы совместной деятельности с детьми.
В работе с детьми по методу проекта целесообразно использовать такие формы организации педагогического процесса:
- ООД с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно- ролевые игры, конструирование из палочек, моделирование по рисунку по схеме;
- В развивающей среде «Игротека»;
- Папки-передвижки советы родителям по организации игр с блоками и палочками;
- Семинар-практику для родителей по использованию блоков и палочек в домашних условиях;
- Интеллектуальные соревнования «Давайте вместе поиграем».
Ожидаемый результат: ребенок, умеющий ориентироваться в новой нестандартной ситуации,
решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, планировать этапы своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, использовать способы преобразования, принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях,
ориентироваться в некоторых источниках информации, делать выводы из полученной информации, задавать вопросы на интересующую тему, понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем, вести простой диалог, выбирать способы действия из усвоенных ранее.
Этапы проекта:
1. (подготовительный) октябрь.
-«Знакомство». Выявление проблемы, определение целей и задач работы, ознакомление с целями и задачами проекта детей и родителей.
2. (основной) ноябрь-апрель.
-«Обследование». Дети обследуют блоки.
-«Игровой». Словестные игры и упражнения.
-«Сравнение». Пользование сенсорными эталонами. Организация планирования совместной деятельности.
-«Поисковый». Находить блоки по словестному заданию.
3. (заключительный) май.
Мастер – класс. Тема: «Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр».
План реализации проекта:
Палочки Кюизенера
Тема: «Цвет, формы, размер».
Задачи:
- Различать и группировать палочки по цвету;
- Осваивать эталоны цвета и их названия;
- Определять, что все одноцветные палочки одинаковы по длине;
- Развивать зрительный глазомер.
Игры: «Ленточки в подарок», «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Палочка мерка».
Тема: «Понятия высокий – низкий, широкий – узкий, длинный–короткий».
Задачи:
- Учить детей измерять объекты;
- Развивать ориентировку в пространстве, зрительный глазомер;
- Развивать представления о высоте, ширина, длине;
- Развивать умение конструировать.
Игры: «Играем с цветом», «Поезд», «Заборы», «Мосты», «Плоты», «Лесенки».
Тема: «Составление ковриков».
Задачи:
- Различать умение выбирать полоски по длине;
- Развивать зрительный глазомер;
- Формировать навык составления фигур из палочек.
Игры: «Коврики для зверят», «Собери рисунок», «Цветные коврики», «Составление рисунков».
Тема: «Развитие у детей количественных представлений».
Задачи:
- Углубить знания детей о составе числа из двух меньших чисел;
- Учить сравнивать рядом стоящие числа;
- Развивать умение соотносить количество предметов с цифрой;
- Формировать умение строить числовой ряд;
- Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает;
- Закреплять прямой и обратный счет;
- Формировать навык самоконтроля.
Игры: «Измерение с помощью палочки - мерки», «Дополни», «Подбери цифру», «Цветные числа», «Как узнать номера домов на новой улице», «По порядку становись», «Составь число», «Больше – меньше», «Найди дом для палочки», «Конструирование цифр», «Разведчики», «Число головоломка», «Что пропустили», «Весы», «Магазин игрушек», «Составь поезд», «Считаем ступеньки».
Блоки Дьенеша
Группа: «Выявление и абстрагирование свойств».
Задачи:
- Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других;
-Развитие устойчивой связи между образом свойств и словом, которое его обозначает;
-Следовать определенным правилам при решении практических задач;
-Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм);
-Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм, выращивание дерева).
Игры: «Найди клад», «Угадай-ка», «Помоги муравьишкам», «Автотрасса», «Необычные фигуры», «Где, чей гараж? ».
Группа: «Сравнения, классификация, обобщения».
Задачи:
- Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам;
- Развивать умения по самостоятельно выделенным свойствам;
- Развивать умение сравнения предметов по заданным свойствам.
Игры: «Дорожки», «Домино», «Поймай пару», «Две дорожки», «Поймай тройку».
Группа: «Логические действия и операции».
Задачи:
- Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»;
- Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям;
- Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее;
- Развивать классификационные умения;
- Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению;
- Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не».
Игры: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался мышонок? », «Угадай, какая фигура? », «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?», Построй дом», «Раздели блоки», «Рассели утят», «Рассели жильцов по домам».
Инновационные технологии:
- Развивающие игры «Блоки Дьенеша»;
-Цветные счетные палочки Х. Кюизенера.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
-«Математика до школы» - Пособие для воспитателей д/садов и родителей - Смоленцова А. А., Пустовойт О. В.;
-«Игры-головоломки» Михайлова З. А., Непомнящая Р.П.;
-«Детство» Немов Р. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....
Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....
Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.Осно...
Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для математического развития детей дошкольного возраста».
Обучение — сложный и длительный процесс, споры о том, когда его начинать, ведутся уже многие десятилетия. Некоторые родители считают, что не стоит торопиться и «лишать детей детства»...
Педсовет "Развитие логического мышления у детей с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"
Для решения проблемы развития логического мышления на всех уровнях исследования (от социально-логического до методического) необходима единая концептуальная основа, чётко обозначенные исходные позиции...
Проект «Интеллектуальная мозаика» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей от 5 до 6 лет.
Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития умственных способностей....
Проект "РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ".
Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....