Выступление из опыта работы на зональном семинаре «Роль педагога в социально-коммуникативном развитии дошкольника»
материал

Выступление из опыта работы на  зональном семинаре «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников в игровой деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление «Роль педагога  в социально-коммуникативном развитии дошкольника»

Архипова Альбина Гумеровна,

старший воспитатель

МАДОУ № 88, г. Нижнекамск

  Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Задача педагогов  ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором  нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.

 Для реализации работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников по такой системе созданы следующие условия.

     Повышение уровня самообразования педагогов. Педагог прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, уметь это сделать методически правильно и хотеть научить ребенка, дать ему необходимые знания в соответствии с его возрастом и потребностями. В этом нам помогают различные методические мероприятия: консультации, семинары, практикумы, открытые занятия, педсоветы, курсы повышения квалификации, участие в различных конкурсах.

    Создание предметной развивающей среды

 Социально-коммуникативное развитие рассматривается в ФГОС ДО как одно из пяти основных образовательных областей. Оно включает 4 направления:

развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей,

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе,

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,

трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача - правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.  Игра ребенка — это жизненная лаборатория.  В группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных творческих игр, которые помогают детям освоить особенность человеческой деятельности.  Мы используем широкий диапазон самых разнообразных творческих игр, и игр с правилами. Настольно-печатные, дидактические игры, Сюжетно-ролевые игры, подвижные, театрализованные игры.

Немного остановимся на сюжетных самодеятельных играх: Поскольку Сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических процессов.   В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы  воспитатель должен играть вместе с детьми;

    На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

     Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой. Который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры.

Следующее направление в «Социально-коммуникативном развитии» является Формирование навыков безопасного поведения в быту, социуме, в природе.

Данная работа проводится через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

 разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».

Основная цель которых – расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность). «Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»)»

  Одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание.

     Его реализация отражена в учебном плане ДОУ осуществляется  во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках  и  развлечениях, фестивале, экскурсиях, в играх, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

    Мы создаём  все условия для успешного воспитания патриотических чувств воспитанников.

- Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

   Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

 Хозяйственно – бытовой труд дошкольников. Это труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

 Труд в природе. Это выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

 Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

     Мы работаем в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:

-участие в различных конкурсах

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей для родителей;

-анкетирование родителей;

-консультации для родителей;

-родительские собрания;

-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Планируя свою работу с родителями, ДОУ отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка. И в завершении хотелось бы отметить, постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» способствует полноценному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность как самостоятельно, так и совместно принимать решения и следовать их выполнению. Спасибо за внимание!

 

Список литературы

1.Антопольская, Т. А. Психолого-педагогическое моделирование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей / Т. А. Антопольская, С. С. Журавлева// Ученые записки. Электронный журнал курского государственного университета. - 2014. - №4(32). - С.178-194.

2.Болотова, А. К. Социальные коммуникации / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. - М. : Издательский дом Высшей школы, 2015.

3.Ерофеева, Т. И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе взаимодействия старшего поколения семьи с детьми / Т. И. Ерофеева, А. Н. Дорхина // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. - М. : ООО «Русское слово». - 2015. - С. 34-54.

4.Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2017. - 346 c.

5.Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев: Издательство «Штиинца», 1983. – 112 с.

 6.Маханева, М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017. - 651 c.

 7.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  [Электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Технология проектной деятельности как основа программы летнего отдыха дошкольников"

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в  образовательный процесс ДОО метода прое...

Выступление из опыта работы по теме:«Информационно- коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте»

Использование информационных технологий при организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деят...

Сообщение из опыта работы «Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей»

Получить в детстве началоэстетического воспитания – значитна всю жизнь приобрести чувствопрекрасного, умение понимать иценить произведения искусства,приобщаться к художественномутворчеству.Н.А. ...

Сообщение из опыта работы «Использование средств театрализованной деятельности в социально - коммуникативном и личностном развитии детей 2 мл. группы»

С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития социально – коммуникативной сферы детей вышла на новый уровень. Согласно требования...

Выступление из опыта работы на семинаре по теме: «Формирование нравственного здоровья дошкольников»

Оформить выставку детских и семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей».Подготовить аудиозапись с высказываниями детей о наказаниях.Подготовить памятку для родителей «Искусст...