"Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
презентация
Систематизировать знания педагогов
о системно-деятельностном подходе
в воспитательно-образовательном процессе ДОУ на современном этапе развития дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistem-deyat._podhod.pptx | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Дорис Лессинг
Системно-деятельностный подход Воспитатель ГБДОУ детский сад №7: Кочанова Елена Петровна Цель: систематизировать знания педагогов о системно-деятельностном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ на современном этапе развития дошкольного образования.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Алексей Николаевич Леонтьев (психолог, ДПН) Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Давыдов В.В. (педагог, психолог) Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели. (Словарь-справочник воспитателя) Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Целью системно-деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания (воспроизведение по образцу, по инструкции ) к знанию действия.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: * Создавать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным. * Развивать умение ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения. * Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Принципы деятельностного подхода : * принцип субъектности (процесс деятельности решающей воспитательные задачи, соответствующие уровню детей ) воспитания; * принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; * принцип учета сензитивных периодов развития (период особой чувствительности ребенка к определенным влияниям окружающей действительности); * принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; * принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; * принцип проектирования, конструирования и создания ситуации социального развития;
* принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; * принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; * принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности; * принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности; * принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
«Золотые правила» деятельностного подхода: * Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. * Веди ребенка от собственного к общественному. * Будь не «НАД», а «РЯДОМ». * Радуйся вопросу, но отвечать не спеши. * Развивай умение ребенка анализировать каждый этап работы. * Стимулируй активность ребенка.
Варианты реализации системно- деятельностного подхода Технология проектной деятельности Комплексно- тематическое планирование Метод проектов – это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной воспитателем информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка.
Ребёнок: * Активный деятель, стремящийся познать и преобразовать мир. * «Открыватель» окружающего мира, самого себя как личность и других людей в этом мире.
Воспитатель: * Организатор: Моделирует образовательные ситуации; Выбирает способы и средства; Организует образовательный процесс; Задает детям вопросы; Предлагает игры и задания. * Если ребенок говорит: «Хочу узнать!», «Хочу научиться!», «Как интересно!» , значит, воспитателю удалось исполнить роль организатора.
* Помощник Создает комфортную среду; Отвечает на вопросы детей; В ситуации затруднения помогает каждому ребенку получить результат; Замечает и фиксирует успех ребенка; Поддерживает веру в свои силы. Если детям психологически комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым или сверстникам, не боятся высказывать свои мнения, обсуждать различные проблемы, значит, воспитателю удалась роль помощника.
Воспитатель: * Помощник: Создает комфортную среду; Отвечает на вопросы детей; В ситуации затруднения помогает каждому ребенку получить результат; Замечает и фиксирует успех ребенка; Поддерживает веру в свои силы. * Если детям психологически комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым или сверстникам, не боятся высказывать свои мнения, обсуждать различные проблемы, значит, воспитателю удалась роль помощника. Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Структура занятия на основе деятельностного подхода: * Создание проблемной ситуации. * Целевая установка. * Мотивирование к деятельности, * Проектирование решений проблемной ситуации. * Выполнение действий (заданий). * Анализ результатов деятельности. * Подведение итогов.
Этапы деятельности: * Введение в игровую ситуацию. Детям предлагается ситуация, мотивирующая их к игре, взаимодействию. * Актуализация и возникновение трудностей в игровой ситуации. Актуализируется опыт, воспитатель организует деятельность детей. * «Открытие» ребёнком (детьми) новых способов действий. Воспитатель использует проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), организует построение нового знания, которое фиксируется детьми в речи и знаках. * Включение нового материала. Воспитатель предлагает игры, в которых новый материал используется совместно с освоенным ранее. * Осмысление содержания ситуации. Воспитатель совместно с детьми фиксируют новый материал и задают вопросы такого типа: «Получился ли наш замысел? Как мы достигли результата? Что узнали нового?»
Познавательная деятельность Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся: - в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; - намечать план действий; - отбирать способы решения поставленной задачи; - добиваться результата и анализировать его.
Структура познавательной деятельности Структура занятия
Основной результат системно-деятельностного подхода – целостное гармоничное развитие личности ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями. Обновление Ценности Обновление содержания образования средств обучения
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...
Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...
Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...
Презентация «Системно - Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»
Презентация для педагогов ДОУ...
Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
Системно-деятельностный подход к образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания...
«Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками (из опыта работы)»
Суть воспитания, с точки зрения системно - деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослого. опыт использован...
Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в разных видах деятельности. (П.Я. Гальперин, А.В. Зап...