Описание технологии "Развивающий диалог"
консультация

Материал содержит описание технологии "Развивающий диалог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_dialog.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Светлячок» р. п. Юрты

Заместитель заведующего по УВР Нестерова Т. В.

Новая образовательная технология - «Развивающий диалог» в соответствии с ФГОС ДО  и программой «От рождения до школы»

Что такое развивающий диалог?

Это обсуждение с детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Важно: не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.

Основная цель развивающего диалога - помочь развитию творческого, продуктивного диалектического мышления дошкольника (форма мышления, позволяющая видеть противоречия в объектах познания и продуцировать на структурного преобразования этого противоречия новые идеи). Действия диалектического мышления - обнаружение, постановка и решение диалектических мыслительных задач:

- диалектическое превращение – базовое действие творческого мышления, когда для любой идеи всегда существует противоположная;

- диалектическое объединение – появление чего-то нового в объекте через внутреннюю борьбу противоположностей;

- диалектическое опосредствование – предполагает способность находить такое решение, когда взаимоисключающие потребности реализовываются в конкретных действиях и в результате удовлетворяются;

- диалектическое обращение – предполагает, что результат того или иного процесса является его началом, а начало, наоборот, является состоянием, к которому процесс стремится;

- диалектическое отождествление - противоположности рассматриваются как одно и то же.

Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»).

Три задачи развивающего диалога:

1.Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);

2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;

3. Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

Основные признаки развивающего диалога:

  • Проблемная ситуация;
  • Дети активно включаются в диалог: задают вопросы, поддерживают беседу, детям интересно мнение других, проявляют своё отношение к сказанному, высказывают своё мнение, аргументируют своё мнение;
  •  Использование новых слов;
  •  Появляются суждения.

Какие задачи стоят перед педагогом?

«Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве».

Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.

Структура развивающего диалога:

  • Проблемная ситуация;
  • Высказывания детьми своего отношения к проблемной ситуации;
  • Обсуждение проблемы;
  • Структурирование ответов детей;
  • Анализ высказываний;
  • Формулирование гипотезы (возможное решение проблемы);
  •  Проверка гипотезы и вывод.

Как сделать диалог развивающим?

 Педагог – модератор:

  • Ставит проблему;
  • С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;
  • Не прерывает и не торопит детей;
  • Не даёт готовых ответов;
  • Использует противоречия;
  • Аргументирует свой ответ.
  • Старается не упустить ни одного ребёнка;
  • Отвечает на вопросы детей. Должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно).
  • Должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов: создание проблемных ситуаций; постановка проблемных вопросов; работа с правилами; круги доверия (работа в парах, мини группах ).

Что должен учитывать педагог?

 - Интересы и потребности детей;

- Опыт;

- Возраст;

- Индивидуальные особенности детей;

- Текущие события в группе.

Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:

  1. Задаётся проблемный вопрос (Как вы думаете? Как вы считаете?). Выдвигаются версии детей с обоснованием;
  2. Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии. Возвращаются к проблемному вопросу и обосновывают сосуществование двух версий. В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников.
  3. Этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. Существуют вопросы следующего характера: Субъективный (Что вы думаете об этом?), Уточняющий (Верно ли?), Почемучкин (Объясните, почему?), Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?), Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если).
  4. Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д ).
  5. Ну и как последний этап - круги доверия (утренний круг) которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.

Образовательные результаты: 

  • Развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности .
  • Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.
  • Развитие умения соблюдать установленные нормы и правила.
  • Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
  • Обеспечение эмоционального комфорта.

Показатели успешности проведения развивающего диалога:

1. Появляется разнообразие ответов (вопросов, способов взаимодействия между детьми).

2. Содержание диалога переходит на новый уровень: охвачено большинство детей; проявляют своё отношение к сказанному; высказывают своё мнение и аргументируют его.

3. Возникает диалог между детьми.

Технологию «Развивающий диалог» рекомендуется использовать с 4 лет. В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?).  На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос «Почему?» используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.

Список используемой литературы

  1. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования./ под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, Э М. Дорофеевой – 5-ое издание. – М.: МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2001 –С. 126-144.
  3. Чулкова А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста. – Волгоград: Перемена, 2003 – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

Обмен опыта работы. Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.» (Составить рассказ – образец описания игрушки, соблюдая композицию описания).

Обмен опыта работы.Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.»          (Составить рассказ – образец описания игрушки,соблюдая ком...

Описание предметов посуды; составление описания по предметной картине (2 младшая группа)

Программное содержание: образовательные: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, материала, из которого она сделана; формировать умение  называть части посуды и внешние...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...

Презентация "Описание описание овощей и фруктов"

Презентация к конспекту по развитию речи "Описание овощей о фруктов"....

Технология «Развивающий диалог» Протокол развивающего диалога

Способствовать развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления....