Методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка: Развитие представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sensornyh_etalonov_1.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №36
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дулатова Светлана Булатовна
Воспитатель МБДОУ Детский сад №36
г. Санкт-Петербург
Аннотация. В методической разработке представлен опыт работы по формированию сенсорных эталонов у детей третьего года жизни. Наблюдение за детьми раннего возраста позволило установить, что у большинства воспитанников наблюдается отставание в развитии всех форм чувственного познания, что говорит о необходимости проводить углубленную, специальную работу по формированию у детей сенсорных эталонов.
Актуальность темы обусловлена популярностью идеи раннего развития детей. В своей работе, занимаясь с самыми маленькими дошколятами, основное внимание уделяю сенсорному развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторике руки. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Как показывает практика, на современном этапе происходит противоречие между необходимостью освоения детьми сенсорных эталонов в раннем возрасте и отсутствием единой системы по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка.
В ФГОС ДО говорится, что необходимо развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале) [4].
Если обратиться к теоретической части данного вопроса, то Д.Н. Избекова считала, что для сенсорного развития детей необходимо специально создавать предметно-развивающую среду, подбирать игровой материал. Л.А. Венгер и др. разработали систему дидактических игр и упражнений, направленных на ступенчатое развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов. Е.А. Янушко утверждает, что доминирующее значение имеют слуховые и зрительные сенсорные ощущения [6]. Исходя из теоретических положений, была определена цель по взаимодействию с детьми в данном направлении - развитие представлений у детей третьего года жизни о сенсорных эталонах посредством дидактических игр и пособий. Цель реализовывалась через рад задач:
- Способствовать формированию представления о форме, цвете, величине предметов, положения их в пространстве;
- Развивать умение определять свойства предметов;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Умение собирать картинку из 2-4 частей, пирамидку 5-8 колец.
Работа то формирование представлений у детей 2-3 лет о сенсорных эталонах была выстроена следующим образом:
Сначала (на Подготовительном этапе)
- была изучена научно-методическая литература
- были проведены наблюдения за детьми, мониторинг по сформированности у детей сенсорных эталонов
- проведено анкетирование родителей «Что Вы знаете о развитии сенсорных эталонов у детей раннего возраста»
В результате мониторинга детей было обнаружено, что 60 % детей испытывают трудности в назывании и различении цвета, у 40 % не сформированы представления о геометрических формах, 85 % детей не умеют складывать пирамидку в правильной последовательности, не сформированы навыки по установлению тождества из однородных предметов по одному из сенсорных признаков - у 57% детей. Опираясь на итоги диагностики, учитывая возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка, была выстроена система работы по формированию представлений о сенсорных эталонах.
На Основном этапе, одной из главных задач, было пополнение развивающей предметно-пространственной среды игровым материалом, способствующим формированию чувственного опыта детей и само непосредственное взаимодействие с детьми.
В работе мною широко применялись наглядные, словесные и практические методы
- Наглядные: сюрпризный момент, введение игрового персонажа, показ игровых действий, наблюдение, использование картин, иллюстраций, демонстрационный и раздаточный материал;
- Словесные: обобщающие вопросы, беседа, использование художественных произведений, подборка стихотворений, потешек и загадок;
- Практические (игровые): дидактическая игра, дидактическое упражнение, проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, экспериментирование, игровое поручение [2].
Вся работа с детьми строилась поэтапно и реализовывалась следующим образом.
- Знакомство детей с цветом
На 1 этапе - сравнение предметов по цвету, прикладывание их друг к другу. Например, «Найди лепестки к цветочку»; «Принеси такой же кубик»; «Разноцветные палочки» и т.д.
На 2 этапе - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу, Дидактические игры, «Привяжи шарики к ниточкам» и наоборот; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету» и др.
На 3 этапе - закрепление представлений о цвете в слове различие цвета по названию, не прикладывая, предметы друг к другу, и не сравнивая их по образцу. Например, «Найди колечко для пирамидки (желтого цвета и т.д.), «Построй башенку синего цвета, красного цвета и т.д.»
- Знакомство детей с формой
На 1 этапе – практические действия: использовались специальные дидактические игрушки, вкладыши, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры, при которой ребенок сравнивает предметы по форме (такой – не такой, подходит - не подходит), не называя ее. Дидактические игры: «Коробка с отверстиями разной формы», «Собери варежку для Снегурочки» и т.д.
На 2 этапе - знакомство с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий: «Повтори за мной», «Назови фигуру», «Построй домик для зайчика» и др. [1].
- Ознакомление детей с величиной
На 1 этапе - использовались предметы контрастные по величине, величина становится значимым признаком; например (кастрюли и крышки разной величины, вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.)
На 2 этапе - ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз. В играх идет определение величины игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие тарелочки», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» [5].
Основное воспитание ребёнок получает в семье, поэтому актуальным вопросом является информирование родителей о том, чему учиться ребёнок в детском саду, какие сенсорные эталоны формируются у детей раннего возраста. Какие игры и игрушки способствуют сенсорному развитию ребенка.
После анкетирования родителей, обработав результаты, было видно, что они нуждаются в повышении компетентности по данному вопросу. Нами были проведены следующие мероприятия: мастер- класс «Как развивать чувственный опыт детей, разработаны консультации: «Что такое сенсорные эталоны?», «Какие игры и игрушки способствуют сенсорному развитию малышей», «Играем с мамой на кухне», «Учим ребенка собирать пирамидку». Нам очень важно, чтобы родители стали нашими партнерами и непосредственными участниками образовательного процесса. Вместе мы пополнили сенсорный центр разнообразными дидактическими играми и пособиями, направленными на развитие восприятия цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики.
Это игры на ознакомление
- с цветом: «Найди и назови, какого цвета», «Какая из цветных машинок уехала», «Мишкина комната», «Каждой кукле свой бант»
- ознакомление с формой: «Найди одинаковые блюдца для Алёнки», «Коврик для собачки», «Такой – не такой», «Определи и назови, чего не стало»
- ознакомление с величиной: «Мама и детеныши», «Большие и маленькие шары», «Принеси такой же шарик»;
Через дидактические игры и игровые упражнения мы развивали у детей слуховое восприятие, тактильное ощущение.
Для определения результативности нашей работы, в конце года был проведен мониторинг. Результаты показали динамику в формировании у детей сенсорных эталонов.
Дети знают и называют цвета - 78 %, сформированы представления о геометрических формах у 79% детей, определяют общий признак предметов группы, контрастные и одинаковые размеры 86 % малышей, 85 % детей знают основные цвета, у 95 % формируется умение собирать картинку из 2-4 частей, пирамидку 5-8 колец.
Можно сделать вывод по итогам системной работы по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет:
- В группе созданы все условия для формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через разные виды детской деятельности
- Наблюдается динамика в определении детьми цвета, формы, размера у предметов ближайшего окружения, развитие тактильных ощущений.
- Улучшились партнерское взаимодействие с семьями воспитанников.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт – составляет собой основу обучения на каждом возрастном этапе, а также является средством всестороннего развития личности [3].
Используемая литература
1.Венгер Л.А.«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1978 г - 95 с.
2. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». М.: Просвещение, 1988 г-144 с.
3.Веракса Н.Е, Комарова Т,Е., М.А.Васильева. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», 2014 Мозаика-Синтез
4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
5. Пилюгина. Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
6. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика – Синтез» 2009 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....