Методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка: Развитие представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №36
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дулатова Светлана Булатовна
Воспитатель МБДОУ Детский сад №36
г. Санкт-Петербург
Аннотация. В методической разработке представлен опыт работы по формированию сенсорных эталонов у детей третьего года жизни. Наблюдение за детьми раннего возраста позволило установить, что у большинства воспитанников наблюдается отставание в развитии всех форм чувственного познания, что говорит о необходимости проводить углубленную, специальную работу по формированию у детей сенсорных эталонов.
Актуальность темы обусловлена популярностью идеи раннего развития детей. В своей работе, занимаясь с самыми маленькими дошколятами, основное внимание уделяю сенсорному развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторике руки. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Как показывает практика, на современном этапе происходит противоречие между необходимостью освоения детьми сенсорных эталонов в раннем возрасте и отсутствием единой системы по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка.
В ФГОС ДО говорится, что необходимо развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале) [4].
Если обратиться к теоретической части данного вопроса, то Д.Н. Избекова считала, что для сенсорного развития детей необходимо специально создавать предметно-развивающую среду, подбирать игровой материал. Л.А. Венгер и др. разработали систему дидактических игр и упражнений, направленных на ступенчатое развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов. Е.А. Янушко утверждает, что доминирующее значение имеют слуховые и зрительные сенсорные ощущения [6]. Исходя из теоретических положений, была определена цель по взаимодействию с детьми в данном направлении - развитие представлений у детей третьего года жизни о сенсорных эталонах посредством дидактических игр и пособий. Цель реализовывалась через рад задач:
- Способствовать формированию представления о форме, цвете, величине предметов, положения их в пространстве;
- Развивать умение определять свойства предметов;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Умение собирать картинку из 2-4 частей, пирамидку 5-8 колец.
Работа то формирование представлений у детей 2-3 лет о сенсорных эталонах была выстроена следующим образом:
Сначала (на Подготовительном этапе)
- была изучена научно-методическая литература
- были проведены наблюдения за детьми, мониторинг по сформированности у детей сенсорных эталонов
- проведено анкетирование родителей «Что Вы знаете о развитии сенсорных эталонов у детей раннего возраста»
В результате мониторинга детей было обнаружено, что 60 % детей испытывают трудности в назывании и различении цвета, у 40 % не сформированы представления о геометрических формах, 85 % детей не умеют складывать пирамидку в правильной последовательности, не сформированы навыки по установлению тождества из однородных предметов по одному из сенсорных признаков - у 57% детей. Опираясь на итоги диагностики, учитывая возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка, была выстроена система работы по формированию представлений о сенсорных эталонах.
На Основном этапе, одной из главных задач, было пополнение развивающей предметно-пространственной среды игровым материалом, способствующим формированию чувственного опыта детей и само непосредственное взаимодействие с детьми.
В работе мною широко применялись наглядные, словесные и практические методы
- Наглядные: сюрпризный момент, введение игрового персонажа, показ игровых действий, наблюдение, использование картин, иллюстраций, демонстрационный и раздаточный материал;
- Словесные: обобщающие вопросы, беседа, использование художественных произведений, подборка стихотворений, потешек и загадок;
- Практические (игровые): дидактическая игра, дидактическое упражнение, проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, экспериментирование, игровое поручение [2].
Вся работа с детьми строилась поэтапно и реализовывалась следующим образом.
- Знакомство детей с цветом
На 1 этапе - сравнение предметов по цвету, прикладывание их друг к другу. Например, «Найди лепестки к цветочку»; «Принеси такой же кубик»; «Разноцветные палочки» и т.д.
На 2 этапе - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу, Дидактические игры, «Привяжи шарики к ниточкам» и наоборот; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету» и др.
На 3 этапе - закрепление представлений о цвете в слове различие цвета по названию, не прикладывая, предметы друг к другу, и не сравнивая их по образцу. Например, «Найди колечко для пирамидки (желтого цвета и т.д.), «Построй башенку синего цвета, красного цвета и т.д.»
- Знакомство детей с формой
На 1 этапе – практические действия: использовались специальные дидактические игрушки, вкладыши, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры, при которой ребенок сравнивает предметы по форме (такой – не такой, подходит - не подходит), не называя ее. Дидактические игры: «Коробка с отверстиями разной формы», «Собери варежку для Снегурочки» и т.д.
На 2 этапе - знакомство с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий: «Повтори за мной», «Назови фигуру», «Построй домик для зайчика» и др. [1].
- Ознакомление детей с величиной
На 1 этапе - использовались предметы контрастные по величине, величина становится значимым признаком; например (кастрюли и крышки разной величины, вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.)
На 2 этапе - ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз. В играх идет определение величины игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие тарелочки», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» [5].
Основное воспитание ребёнок получает в семье, поэтому актуальным вопросом является информирование родителей о том, чему учиться ребёнок в детском саду, какие сенсорные эталоны формируются у детей раннего возраста. Какие игры и игрушки способствуют сенсорному развитию ребенка.
После анкетирования родителей, обработав результаты, было видно, что они нуждаются в повышении компетентности по данному вопросу. Нами были проведены следующие мероприятия: мастер- класс «Как развивать чувственный опыт детей, разработаны консультации: «Что такое сенсорные эталоны?», «Какие игры и игрушки способствуют сенсорному развитию малышей», «Играем с мамой на кухне», «Учим ребенка собирать пирамидку». Нам очень важно, чтобы родители стали нашими партнерами и непосредственными участниками образовательного процесса. Вместе мы пополнили сенсорный центр разнообразными дидактическими играми и пособиями, направленными на развитие восприятия цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики.
Это игры на ознакомление
- с цветом: «Найди и назови, какого цвета», «Какая из цветных машинок уехала», «Мишкина комната», «Каждой кукле свой бант»
- ознакомление с формой: «Найди одинаковые блюдца для Алёнки», «Коврик для собачки», «Такой – не такой», «Определи и назови, чего не стало»
- ознакомление с величиной: «Мама и детеныши», «Большие и маленькие шары», «Принеси такой же шарик»;
Через дидактические игры и игровые упражнения мы развивали у детей слуховое восприятие, тактильное ощущение.
Для определения результативности нашей работы, в конце года был проведен мониторинг. Результаты показали динамику в формировании у детей сенсорных эталонов.
Дети знают и называют цвета - 78 %, сформированы представления о геометрических формах у 79% детей, определяют общий признак предметов группы, контрастные и одинаковые размеры 86 % малышей, 85 % детей знают основные цвета, у 95 % формируется умение собирать картинку из 2-4 частей, пирамидку 5-8 колец.
Можно сделать вывод по итогам системной работы по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет:
- В группе созданы все условия для формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через разные виды детской деятельности
- Наблюдается динамика в определении детьми цвета, формы, размера у предметов ближайшего окружения, развитие тактильных ощущений.
- Улучшились партнерское взаимодействие с семьями воспитанников.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт – составляет собой основу обучения на каждом возрастном этапе, а также является средством всестороннего развития личности [3].
Используемая литература
1.Венгер Л.А.«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1978 г - 95 с.
2. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». М.: Просвещение, 1988 г-144 с.
3.Веракса Н.Е, Комарова Т,Е., М.А.Васильева. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», 2014 Мозаика-Синтез
4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
5. Пилюгина. Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
6. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика – Синтез» 2009 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1266613-1602582893.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....