«Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»
статья

Заидова Асият Сулеймановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этих проблем является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

- для освоения образовательной темы или содержания изучаемого материала;

- в качестве НОД или его части

- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи: достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. 

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Место и роль применения игр в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

1) В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.

2) По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, и др.

3) Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами (дидактические, подвижные). Хочу остановить своё внимание на группе игр по характеру игровой методики:

4). По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

5). По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Рассмотрим группы игр по характеру игровой методики:

I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

Например:

- игра «Чудесный мешочек». Цель: уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, дети овладевают сенсорными эталонами.

- игра «Времена года». Цель: систематизировать знания детей о явлениях неживой природы.

- игры «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же листик» Цель: помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Среди авторов современных педагогических технологий выделяется: Технология организации сюжетно-ролевой игры Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой. Сюжетно-ролевая игра включает в себя сюжет игры, содержание, роль. Сюжет- сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, и представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Содержание- то, что отражается ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни. Роль- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Коротковой, игры развиваются в следующей последовательности:

- младший возраст – ролевая игра (игра-диалог);

-средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

-старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра- драматизация)

Н. Я. Михайленко выделяет следующие принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам — взрослому или сверстнику.

Игра не появляется у ребёнка сама собой, а формируется у него стихийно, или целенаправленно. Ребёнок поэтапно овладевает всё более сложными способами построения игры, в следующей последовательности:

1. Предметно-действенный способ построения игры.

От одного года до 2,5 лет.

Это может начинаться, как только ребёнок овладел рядом простых практических действий, освоил назначение бытовых предметов (ложкой едят, расческой причесываются).

2. Ролевой способ построения игры.

От 3 лет до 5 лет.

Приход к ролевому поведению в игре связан с возможностями ребёнка соотносить, сравнивать свои действия с действиями других людей, с развитием речи.

Ролевое поведение как способ построения игры можно формировать, начиная с 2,5- 3 лет.

3. Сюжетосложение. Возраст от 5 лет может быть выделен как условная граница перехода к формированию сюжетосложения - способа построения игры.

В нашей группе мы выделили игровые центры, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры. Организуя игру, я стараюсь занять позицию включённого партнёра: прошу ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

Игра должна развёртываться особым образом, так, чтобы для ребёнка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развёртывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении двух условий:

1. использование многоперсонажных сюжетов с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры —совместным сюжетосложением. Сюжетосложение включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнёров-сверстников: обозначать для них (пояснять, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к всё более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией. Совместную сюжетную (творческую) игру с детьми я организовываю в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобным является время перед полдником и после него, когда дети находятся в помещении групповой комнаты. Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них уровне (предоставив детям предметы для манипулирования, сюжетные игрушки, материалы для конструирования, уделяли время для игры с тем или иным ребенком или парами детей, преследуя цели формирования у них игровых умений.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей это игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими). С дошкольниками могут быть использованы: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода. Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Чтобы обеспечить «приобретение такого опыта», важно научить детей самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д. Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д. Составление программ таких игр забота каждого педагога.

IV группа игр, интеллектуальных игр: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т. д. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, они направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости. Впроцессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, ребенок сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации. Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на образовательной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение образовательной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»

Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:-  познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...

Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развитие  логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно бы...

Мастер-класс "Использование игровых технологи в образовательном процессе ДОУ"

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить опыт работы по теме, обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решени...

Презентация " Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ"

В данной презентации содержатся методы и приёмы в работе с детьми...

Презентация на тему "Использование игровых технологий в образовательном процессе"

Презентация на тему "Использование игровых технологий в образовательном процессе"...