Методическая разработка «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Так как дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, то именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных театральных постановок, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои реквизит, игрушки, мебель и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метод. разработка | 57.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Новомихайловская СОШ
д/с «Рябинка»
методическая разработка
«Развивающие возможности театрального искусства
для детей дошкольного возраста.
Организация театрального кружка в ДОУ»
Выполнила:
музыкальный руководитель
О.А.Полецкая
2017
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…»
(Б. М. Теплов)
I.Развивающие возможности театрального искусства для детей ДОУ
Художественное образование в России нацелено:
1) на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
2) на использование возможности искусства, художественно – творческой деятельности в целях коррекционной работы, психофизического оздоровления детей;
3) на выявление художественно – одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.
Нравственно – эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека.
Так как дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, то именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных театральных постановок, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои реквизит, игрушки, мебель и др.
Здесь ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться.
Поэтому особое значение в ДОУ нужно уделять театральному искусству или, как принято говорить, театрализованной деятельности что, безусловно, будет помогать формировать правильную модель поведения ребёнка в современном мире, повышать его культуру, познакомить с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности воздействии художественного образа на личность. Театр – одно из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Исследователь И.Г.Вичканова подчеркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям.
В определённый момент эстетическое восприятие даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка, так как художественное произведение (музыкальное, литературное, изобразительное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет выделить существенное в предмете, понять художественный образ (В.В.Зеньковский, А.Салиев).
Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.С.Славина и др.), понимать внутренний мир персонажей (Л.П.Бочкарева и др.). Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам (Л.И.Божович).
Развитие у ребёнка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре происходит за счет умения видеть проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить свойства и условия её разрешения (О.А.Карабанова, В.Розентуллер и др.).
Следование роли, тексту игры, взаимоконтроль способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции и память приобретают качество произвольности. Смысл деятельности, эмоциональность и жизненность художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребёнка (Б.М.Теплов). В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.).
По мнению И.Г. Вичкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребёнка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.
Появление у детей дошкольного возраста замысла означает его переход творческой деятельности. В раннем возрасте ребёнок идёт от действия к мысли, а у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения, развитию которого способствуют специально подобранные упражнения и игры.
При создании драматического образа у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать и преобразовывать прошлый опыт.
Таким образом, театральное искусство позволяет:
- расширить жизненный опыт дошкольников, ведь участвуя в репетиционных занятиях и постановках, ребята обогащают свой кругозор, постигая окружающий их мир посредством художественных образов;
- повысить уровень интеллекта. Дети узнают новое об истории театра, его разновидностях, запоминают специфические для этого вида искусства термины.
- развивать речь, которая тесно связана с умственным развитием: дети разучивают и запоминают тексты тренингов, ролей. Подобная работа заставляет их размышлять, анализировать мотивы поведения героев, логику их поступков. Умело поставленные вопросы руководителя, помогают дошкольникам думать, приходить к определенным выводам и обобщениям.
- совершенствовать культуру речи, расширять ее диапазон, улучшать интонационный строй, гибкость и выразительность произнесения. В разговорах со взрослыми и сверстниками, в процессе театральной деятельности вырабатывается практика диалога.
- формировать эмоциональную сферу детей. Во время овладения художественными образами, аргументацией их поступков и действий развиваются чувства, сфера переживаний юных актеров. Дети воспитывают в себе «шкалу моральных оценок», учатся сопереживать своим героям.
- постигать правила поведения в обществе. Это свойство режиссер Н. И. Сац назвала «наукой человековедения». Чаще всего такое происходит благодаря правильно подобранному репертуару, где значительную часть занимают русские народные сказки и произведения «золотого фонда» русских авторов. В подобных сочинениях всегда четко противопоставлены добро и справедливость – злу. В их финалах неизбежно побеждает положительный герой и наказан злой, торжествует правда и добро, а главные положительные герои становятся образцами для подражания.
- в ходе театральных занятий «актер» приобретает возможность «прожить» несколько жизней своих персонажей, стать тем, кем ему хотелось бы. Подобная возможность – «лицедейство», помогает ребенку реализовать полеты фантазии, воображения.
То есть театр как вид искусства имеет безграничные возможности в воспитании и развитии личности ребёнка, его художественных способностей, творческого потенциала, общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе и почувствовать себя успешным!
II. Организация театрального кружка
Отсюда следует, что театральной деятельностью можно и нужно заниматься с дошкольниками, что и подтверждает вариативная часть нашей рабочей программы «Музыка», которую можно посвятить кружковой работе по театральной деятельности.
Итак, кружок музыкально – театрализованной деятельности – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Необходимо знать, что, во-первых, кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
Во-вторых: работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Театральный кружок в ДОУ выполняет несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ДОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружке позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружке оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Театральный кружок как форма дополнительного образования в ДОУ может открываться с различными целями:
- ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
- ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие творческих способностей, самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность кружка регулируется
нормативно-правовыми документами, на сновании которых педагог осуществляет свою деятельность
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Уставом ДОУ;
- Образовательной программой ДОУ;
- Положением о кружке;
- Программой кружка;
- Планом работы кружка на год;
- Списком детей;
- Расписанием занятий;
-Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
- Изучение нормативно-правовой базы.
- Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
- Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
- Разработка программы кружка.
- Разработка плана кружка на учебный год.
- Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
- Реализация плана работы кружка на практике.
- Анализ результативности работы кружка.
- Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)
Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года музыкальным руководителем в содружестве с родителями воспитанников, самими детьми и привлечением узких специалистов (по мере необходимости).
Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью в основном 5-7 лет.
Деятельность кружка осуществляется в музыкальном зале.
Музыкальный руководитель представляет отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.
Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.
Важно учесть, что организация кружка предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:
– организация рабочего пространства;
– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.
– игровой характер подачи любого материала;
Театральные кружки имеют художественно-эстетическую направленность развития дошкольников.
При организации деятельности кружка педагог должен учитывать:
- интересы детей и добровольность выбора ими ролей, игр и т.д.;
- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
III. Структура программы
музыкально - театрализованной деятельности кружка
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, который считается первым и не подлежит нумерации, содержит:
- полное название дошкольной образовательной организации;
- сведения о согласовании и утверждении документа руководителем ДОО (гифы «Согласовано» (дата, №) и «Утверждаю»);
- название парциальной программы;
- адресность (возрастная группа, возраст детей);
- сведения об авторе (должность, ФИО);
- место нахождения, год составления программы.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ - пояснительная записка, раскрывающая:
- актуальность парциальной программы музыкально - театральной деятельности дошкольников с позиции существующей образовательной системы, социального заказа, потребностей ребёнка, его родителей, самого педагога;
- цель, задачи реализации парциальной программы с ориентировкой на основные цели ФГОС (I раздел, п.1.5,п.1.6.)
- виды деятельности и содержание программы, например:
Основы театральной культуры:
- виды театра;
- театральные профессии;
- театральные атрибуты;
- театральная терминология;
- устройство театра;
- правила поведения в театре.
Культура и техника речи:
- интонация;
- монолог – диалог;
- речевые игры;
- разучивание и обыгрывание стихов.
Ритмопластика:
- пластические импровизации;
- танец;
- песня;
- песенное и танцевальное творчество;
- упражнения на расслабление.
Театрально-игровая деятельность:
- средства образной выразительности (мимика, пантомимика);
- кукловождение;
- развивающие игры.
Работа над спектаклем:
- знакомство с пьесой (сценарием);
- пробы детьми разных ролей;
- распределение ролей;
- работа над отдельными эпизодами;
- генеральная репетиция.
- наименование парциальных программ, на основе которых составлена собственная программа кружка по театрализованной деятельности;
- принципы построения программы:
- доступность;
- наглядность;
- движение от простого к сложному;
- креативность;
- синтетичность (взаимосвязь музыки, ритмики, развития речи, риторики, ознакомления с художественной литературой и окружающей действительностью);
- адаптивность (гибкое применение содержания и методов развития театральных способностей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка);
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования (ФГОС, I раздел, п.1.4.);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений (ФГОС, I раздел, п.1.4.);
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьёй;
- подходы к построению программы:
- личностно – ориентированный;
- системно – деятельностный;
- культурологический;
- гендерный;
- значимые для разработки и реализации программы характеристики, например, охват пяти взаимодополняющих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»;
- перечень нормативно-правовых документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность;
- краткое описание контингента воспитанников (возраст, индивидуальные особенности детей, информация о воспитанниках с ярко выраженными способностями – одаренность (по желанию разработчика программы);
- особенности семей воспитанников (информация, необходимая для организации и вовлечения их в деятельность кружка);
- формы работы с детьми: фронтальные (групповые) и подгрупповые занятия музыкально - театрализованной деятельностью, тематические экскурсии, репетиция и показ спектакля, инсценировка, драматизация сказок и т.д.
- формы работы с педагогами: консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ.
- формы работы с родителями: консультации, мастер - классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.
-методы организации музыкально – театрализованной деятельности с дошкольниками:
- творческая деятельность - игровое, песенное, танцевальное творчество;
- беседы после прочтения или просмотра сказки, спектакля, обсуждение;
- упражнения по дикции, артикуляции, укреплению и развитию голосового аппарата;
- упражнения на развитие мимики, пластики, искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- импровизация;
- объяснение, показ, рассказ взрослого;
- просмотр видеофильмов (о театре, сюжетов сказок и т.д.);
- разучивание произведений литературы, устного народного творчества, песен, танцев и др.;
- наблюдение.
- использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий:
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика:
- артикуляционная гимнастика;
- физкультминутка, динамические паузы и т.д.
- планируемые результаты освоения программы по всем видам деятельности;
- описание методик для диагностирования результатов освоения программы и отслеживания процесса развития творческих способностей воспитанников, например диагностика по Елькиной Е.А, на творческое мышление диагностирование по тесту П.Торренса или педагогическая диагностика творческой деятельности дошкольников – автор Мигунова Е.В. (по выбору педагога);
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ, согласно II разделу ФГОС ДОО, п.2.11.2. включает:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- описание вариативных форм, способов, методов, средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- возраст детей (группа);
- учебно – тематический план на год (тема и количество часов отведённых на неё);
- календарно – тематический план на год (месяц/тема НОД/содержаниеНОД/задачи НОД)
- перспективный план работы с родителями;
- перспективный план работы с педагогами.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ, в который включены следующие пункты:
- материально – техническое обеспечение программы (звуковые, визуальные, экранные и т.д.);
- обеспеченность методическими материалами и средствами обучения перечень наглядного, демонстрационного материала, сопровождающего реализацию парциальной программы театрального кружка; перечень пособий для детей (печатные издания, развивающие книги, музыка, дидактические игры и т.д.);
- режим работы кружка: занятия проводятся 4 раза в месяц (с октября по май) во 2 половине дня: старшая группа – продолжительностью не более 25 мин., подготовительная группа не более 30 мин. (на основании п.2.12.7 Сан ПиН 2.4.1. 1249-03) и расписание деятельности кружка;
- циклограмма планирования театрализованной деятельности на месяц;
- список детей, посещающих кружок;
- диагностику музыкально - творческих способностей детей;
- особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
-описание особенностей организации предметно – развивающей среды (примерный перечень зон музыкального зала, его паспорт, оснащение) в соответствии с пунктами ФГОС ДОО:
- предметно-пространственная среда (ППС) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей (III раздел, п.3.3.2);
- учет возрастных возможностей детей (III раздел, п.3.3.3) ;
- ППС должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (III раздел, п.3.3.4.) .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, который включает в себя перечень использованной педагогом литературы в работе с детьми, прежде всего - это методическая литература.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ – данный раздел включает:
- сценарии музыкально – театрализованных занятий;
- описание игр и игровых упражнений;
- картотеку этюдов и музыкально – пластических импровизаций;
- сценарии музыкальных сказок и спектаклей;
- сценарии мастер – классов для педагогов и родителей;
-сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары и т.д.);
- визуальные и аудиосредства информации – тематические клипы, ролики, фильмы, музыка, и т.д.
Ориентировочные технические требования
к оформлению программы:
- формат листов А4;
- редактор Word for Windows;
- шрифт Times New Roman;
- кегль 12-14;
- междустрочный интервал – одинарный;
- поля со всех сторон – 2 см.;
- выравнивание по ширине, абзац – 1 см.;
- переносы в тексте не ставятся;
- центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word;
- таблицы вставляются непосредственно в текст;
- нумерация страниц, кроме титульного листа и приложений.
IV.Дополнительные темы для самостоятельного изучения педагогом:
1.Анализ организации кружковой работы в ДОУ (база практики).
2.Составление краткого пояснения для родителей о кружке в ДОУ с целью размещения в интернет сети на сайте ДОУ.
3.Подготовка сообщения по теме «Участие кружка в общем процессе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
4.Подбор диагностического материала для обследования уровня способностей дошкольников.
5.Подбор материала для родителей (в родительский уголок) по темам (на выбор): «Театр – творчество – дети», «Театр и дети», «Театр дома», «Театр – это интересно!».
6.Подготовка сообщения на тему «Театральный кружок в ДОУ, значение в работе с дошкольниками, требования к оформлению».
7.Подбор вариативной программы музыкально-театрального кружка в ДОУ.
8.Составление списка педагогической литературы по организации музыкально-театрального кружка в ДОУ.
9.Составление перспективных и календарных планов работы кружка в ДОУ.
10.Создание методического комплекта руководителя кружка в ДОУ.
11.Составление цикла бесед для детей старшего дошкольного возраста «О театре» с использованием наглядного материала.
12.Составление композиционного плана детских спектаклей.
13.Составление плана организации музыкального сопровождения спектакля.
14.Создание альбома сценических костюмов для дошкольников.
15.Презентация сообщения по теме «Атрибутика и аксессуары, их значение в театрализованном представлении».
16.Составление комплекса выразительных средств в создании сценических образов.
17.Подбор сценариев сказок и спектаклей с участием детей.
Основные источники:
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
- Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
- Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
- Иванцова, Л., Коржова, О. Мир кукольного театра. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. – 320 с.
- Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки"для детей дошкольного возраста.Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности
Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ....
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Методическая разработка: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".
Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста» Методическая разработка
Методическая разработка...
Методическая разработка для детей дошкольного возраста «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки»
Методическая разработкадля детей дошкольного возраста «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки»...
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...
Муниципальное методическое объединение «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности через музыкально – театрализованную деятельность.»
Цель: Развитие творческого потенциала детей через организацию театрализованной деятельности. Задачи: Формировать интерес к театрализованной деятельности. Познакомить с чувствами и настр...