" Приёмы развития речи детей 5 - 6 лет".
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33»
(МБДОУ «Детский сад № 33»)
Семинар-практикум
«Приемы развития речи детей 5 -6 лет»
Подготовила:
Воспитатель
Кейль С. Н.
Ачинск
Тема: «Приёмы развития речи детей 5 - 6 лет»
Цель:
- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
- Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей.
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Форма проведения: семинар – практикум.
Участники: учитель-логопед,воспитатель, родители.
Оборудование для проведения мероприятия: платочки (по количеству участников); природный материал (жёлуди, шишки, каштаны); фасоль, боб, горох, счётные палочки; клубки ниток; массажеры; буклеты.
План проведения:
- Вступительная часть.
- Практикум «Приёмы формирования речи детей»
- Заключительная часть.
Подготовительная работа:
- Изготовление приглашений на собрание для родителей (ответственные воспитатели группы).
- Разработка буклетов для родителей.
Ход мероприятия.
- Вступительная часть.
Логопед: - Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть на нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи дошкольников. Речь – это могущественное орудие всестороннего развития ребёнка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достигнуть этой цели нелегко и нас беспокоит, что растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Проблема развития речи детей стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам несколько способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете для чего нужно проводить пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно поиграть.
- Семинар – практикум.
Чтобы яснее понять, в каких направлениях нужно работать вспомним основные задачи речевого развития детей.
- Развитие у детей коммуникативных способностей.
- Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста.
Необходимо развивать и обогащать словарный запас. Когда мы говорим о словаре необходимо вспомнить, что словарный запас бывает активным и пассивным. К концу четвертого года жизни словарный запас ребёнка достигает 1500-2000 слов.
И одна из первых задач, стоящих перед нами, педагогами, и вами, родителями – формирование словаря.
Взрослые должны:
- расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
- обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.
- В речи уже должны присутствовать существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (там, тут, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (мамина, папина, Олина)
Следующая задача – формирование и развитие грамматического строя речи. И здесь я выделю несколько пунктов.
Задача 1: совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Задача 2: научить употреблять существительные с предлогами.
Задача 3: научить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.
Следующая важная задача – развитие связной речи.
- Развитие диалогической речи (вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра м/ф, спектаклей)
- Развитие инициативной речи во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Какие же приёмы помогут нам развивать связную речь?
Телефон
- разговоры по телефону (настоящему или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей;
Ситуация общения
-взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребёнка делиться своими впечатлениями, опытом
- А ты меня научишь…?
- А как ты думаешь…?
- Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребёнка за рассказ или за то, чему он вас научил. У ребёнка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать – это здорово.
Следующая задача – формирование звуковой культуры речи.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.
Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?
Чистоговорки.
В данном возрасте дети уже должны внчтно и чётко произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (п, б, т, к, г, ф, в, т, д, с, з, ц, м,н,к).
Попробуйте сами сочинить несколько чистоговорок:
Та – та – та - …
Ку – ку – ку - ..
Бы – бы – бы - …
Речевые игры:
«Скажи наоборот»
«Назови одним словом»
«Подбери много слов»
Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц речевого аппарата и повышает его пластичность и тонус.
Пальчиковые игры:
«Две сороконожки»
«Проглот»
Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утвержлают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу познакомить вас с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить со своим ребёнком дома. А гимнастика представляет собой разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Я думаю, что вы с ходу сможете мне назвать самую известную игру («Сорока белобока»).
Давайте вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали,
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
У меня живет проглот,
Всё подряд проглот жуёт.
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Эту игру можно усложнять: выполнять движения не только правой или левой рукой поочерёдно, но и двумя руками одновременно.
В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и т.п.), любые мелкие игрушки, мозайки, детали конструктора, палочки, спички без серы и многое другое. Но главное условие – это должна быть игра, только тогда ребёнку будет интересно.( Игра «Золушка», «Выложи дорожку»)
Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.
В детских садах традиционно уделяется большое внимание играм – драматизациям. Эти игры способствуют не только развитию речи, но и гармонизации эмоционального состояния. Было бы просто замечательно, если и дома вы будете использовать элементы игр – драматизаций. Например разыграли знакомые сказки.
Логоритмика – игра, где движения сопровождаются произнесением определённого текста.
В качестве примера я вам покажу игру «Едем, едем…»
Едем, едем к бабе с дедом
На лошадке, в красной шапке
В дырявых лапоточках,
По рытвинам, по кочкам,
В ямку, в канавку бух!
Эти упражнения не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата.
Игры не развитие речевого дыхания. Правильное дыхание очень во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка. На выставке представлены игры, которые помогут развить правильное речевое дыхание.
Для развития речи ребенка полезно знать приёмы массажа и самомассажа. Он обычно включает поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определённых точек. Можно проводить массаж лица, ушей, пальцев рук, ладоней, стоп. Именно здесь находятся зоны и точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
Заключительная часть.
Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребёнок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому мой совет – разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию.
А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста
Консультация...
семинар-практикум для родителей «Приёмы развития речи детей 3-4 лет»
семинар-практикум для родителей «Приёмы развития речи детей 3-4 лет» Данный материал можно использовать при проведении родительского собрания во 2-й младшей группе. Т.к. форма проведения семинар-прак...
Методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста
Презентация работы...
Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста
Консультация...
Статья. Методы и приёмы развития речи детей младшего дошкольного возраста
Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста...
Семинар – практикум для родителей 2-й младшей группы Приёмы развития речи детей 3 – 4 лет»
мультимедийная презентация...
Презентация «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Презентация «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...