семинар-практикум для родителей «Приёмы развития речи детей 3-4 лет»
методическая разработка

семинар-практикум для родителей «Приёмы развития речи детей 3-4 лет» Данный материал можно использовать при проведении родительского собрания во 2-й младшей группе. Т.к. форма проведения семинар-практикум, то родители оказываются непосредственными участниками мероприятия и имеют возможность на практике опробовать предложенный материал. В течение всего времени собрания практическая деятельность педагога и родителей сопровождается красочной презентацией, что делает это собрание ещё интереснее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_roditeley.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                            «Детский сад комбинированного вида № 33»

Разработал  воспитатель: Чернова М.А

 семинар-практикум для родителей «Приёмы развития речи детей 3-4 лет»

Данный материал можно использовать при проведении родительского собрания во 2-й младшей группе. Т.к. форма проведения семинар-практикум, то родители оказываются непосредственными участниками мероприятия и имеют возможность на практике опробовать предложенный материал. В течение всего времени собрания практическая деятельность педагога и родителей сопровождается красочной презентацией, что делает это собрание ещё интереснее.

Цель:
• Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
• Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:
• Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей.
• Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Форма проведения: семинар – практикум.

Участники: учитель-логопед,воспитатель, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: платочки (по количеству участников); природный материал (жёлуди, шишки, каштаны); фасоль, боб, горох, счётные палочки; клубки ниток; массажеры; буклеты.

План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Практикум «Приёмы формирования речи детей»
3. Заключительная часть.

Подготовительная работа:
• Изготовление приглашений на собрание для родителей (ответственные воспитатели группы).
• Разработка буклетов для родителей.

Ход мероприятия.

1. Вступительная часть.
Логопед: — Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть на нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи дошкольников. Речь – это могущественное орудие всестороннего развития ребёнка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достигнуть этой цели нелегко и нас беспокоит, что растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи детей стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам несколько способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете для чего нужно проводить пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно поиграть.

2. Семинар – практикум.

Чтобы яснее понять, в каких направлениях нужно работать вспомним основные задачи речевого развития детей.
Слайд 2.
• Развитие у детей коммуникативных способностей.
• Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста.
Слайд 3.

Необходимо развивать и обогащать словарный запас. Когда мы говорим о словаре необходимо вспомнить, что словарный запас бывает активным и пассивным. К концу четвертого года жизни словарный запас ребёнка достигает 1500-2000 слов.

Слайд 4. 
И одна из первых задач, стоящих перед нами, педагогами, и вами, родителями – формирование словаря.
Взрослые должны:
• расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
• обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.
• В речи уже должны присутствовать существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (там, тут, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (мамина, папина, Олина)

Слайд 5.
Следующая задача – формирование и развитие грамматического строя речи. И здесь я выделю несколько пунктов.
Задача 1: совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Слайд 6.
Задача 2: научить употреблять существительные с предлогами.
Слайд 7.
Задача 3: научить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.
Слайд 8.
Следующая важная задача – развитие связной речи.
• Развитие диалогической речи (вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра м/ф, спектаклей)
• Развитие инициативной речи во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Слайд 9.
Какие же приёмы помогут нам развивать связную речь?
Телефон
— разговоры по телефону (настоящему или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей;
Ситуация общения
-взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребёнка делиться своими впечатлениями, опытом
— А ты меня научишь…?
— А как ты думаешь…?
— Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребёнка за рассказ или за то, чему он вас научил. У ребёнка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать – это здорово.
Слайд 10.
Следующая задача –
формирование звуковой культуры речи.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.
Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?
Слайд 11.
Чистоговорки.
В данном возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (п, б, т, к, г, ф, в, т, д, с, з, ц, м,н,к).
Попробуйте сами сочинить несколько чистоговорок:
Та – та – та — …
Ку – ку – ку — ..
Бы – бы – бы — …
Речевые игры:
«Скажи наоборот»
«Назови одним словом»
«Подбери много слов»

Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц речевого аппарата и повышает его пластичность и тонус.
Слайд 12 
Пальчиковые игры:
«Две сороконожки»
«Проглот»

Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу познакомить вас с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить со своим ребёнком дома. А гимнастика представляет собой разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Я думаю, что вы с ходу сможете мне назвать самую известную игру («Сорока белобока»).

Давайте вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали,
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется
«Проглот».
У меня живет проглот,
Всё подряд проглот жуёт.
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Эту игру можно усложнять: выполнять движения не только правой или левой рукой поочерёдно, но и двумя руками одновременно.
В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и т.п.), любые мелкие игрушки, мозайки, детали конструктора, палочки, спички без серы и многое другое. Но главное условие – это должна быть игра, только тогда ребёнку будет интересно.( Игра «Золушка», «Выложи дорожку»)
Слайд 13.
Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.
Слайд 14.
В детских садах традиционно уделяется большое внимание играм – драматизациям. Эти игры способствуют не только развитию речи, но и гармонизации эмоционального состояния. Было бы просто замечательно, если и дома вы будете использовать элементы игр – драматизаций. Например разыграли знакомые сказки.
Логоритмика – игра, где движения сопровождаются произнесением определённого текста.
В качестве примера я вам покажу игру
«Едем, едем…»

Едем, едем к бабе с дедом
На лошадке, в красной шапке
В дырявых лапоточках,
По рытвинам, по кочкам,
В ямку, в канавку бух!

Эти упражнения не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата.
Слайд 15.
Игры на развитие речевого дыхания. Правильное дыхание очень во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка. На выставке представлены игры, которые помогут развить правильное речевое дыхание.
Для развития речи ребенка полезно знать приёмы массажа и самомассажа. Он обычно включает поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определённых точек. Можно проводить массаж лица, ушей, пальцев рук, ладоней, стоп. Именно здесь находятся зоны и точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
3.Заключительная часть.
Логопед: — Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребёнок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому мой совет – разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию.
А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум 2020 «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...

Семинар-практикум «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Конспект Семинара-практикума «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Семинар - практикум "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель:Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»....