Интеллектуальное развитие дошкольников через игры с логическими блоками Дьенеша
статья

Артемьева Любовь Анатольевна

В статье представлен  опыт работы с логическими блоками Дьенеша. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_stati_dou_no43_okt_2016_1.docx125.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллектуальное развитие дошкольников через игры с логическими блоками Дьенеша»

Артемьева Л. А., воспитатель ГБДОУ№43,

         

        Дидактический материал «Логические блоки Дьенеша» позволяет успешно реализовывать задачи познавательного и интеллектуального развития детей.

        Система дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша саду разработана на основе  методической литературы: "Давайте поиграем" под редакцией А.А.Столяра, "Логика и математика для дошкольников" под редакцией З.А.Михайловой, а так же методических разработок педагогов нашего учреждения.

         Цель: активизация практических и умственных действий в играх с блоками и с  геометрическими фигурами.

Задачи игр и упражнений с блоками Дьенеша:
• развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• усвоение первичных навыков алгоритмической культуры мышления;
• развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• развитие творческих способностей.

         В ходе организации практической деятельности учитывали особенности детей: их высокую эмоциональную возбудимость детей, их быструю утомляемость, особенности мышления и здоровья детей, т.к. наш детский сад посещают дети с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой.

        В играх с блокам Дьенеша используются  разные методы и приемы работы: появление сказочного героя, «подсказка»  герою, разъяснение понятий, сопоставление с живым существом и другие сюрпризные моменты..

         Игры и упражнения  с блоками Дьенеша в дошкольном учреждении условно распределили на несколько этапов.

На первом этапе мы развиваем  у детей умения оперировать одним свойством, выделять в фигуре только цвет, только форму, только размер.

         На втором  этапе развиваем умения оперировать сразу двумя свойствами, выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать блоки по двум свойствам.  Дети знакомятся со знаками - символами.

        На третьем этапе появляются игры и упражнения на формирование   умения оперировать сразу тремя или четырьмя свойствами. Дети знакомятся с понятием отрицания свойства. На этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б.Б.  «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальных игр и в небольших подгруппах (по 2-3 человека).

         На четвертом этап мы предлагаем детям игры на выделение и объединение фигур по  свойствам: логические игры, детское интеллектуальное творчество, игры придуманные детьми. Это игры «Пульт управления», «Космическое путешествие», «Конструкторское бюро» и др.

Игры и упражнения с блоками Дьенеша включают  в непосредственно непрерывную образовательную деятельность, как часть занятия, в совместную деятельность детей со взрослыми, самостоятельную деятельность. Уместно использовать игры в  проблемной ситуации, мотивации детей, при сотрудничестве и налаживании межличностных отношений в коллективе.

Проводятся игры и игровые упражнения в совместной деятельности как индивидуально, так и с подгруппами детей: в утренние, вечерние отрезки времени и на прогулке

        Дети младшего дошкольного возраста любят играть в игры и упражнения «Город геометрических человечков», «Автотрасса» с использованием обручей и в другие игры разработанные педагогами детского сада. Это игра « Сочини сказку: «Путешествие веселых зверят» на  развитие умения выделять и абстрагировать свойства, сравнивать предметы по 1,2 признакам и игра «Мыши и сыр» на развитие умения сравнивать предметы по 1, 2,3 свойствам.

        На основании этих игр у детей в старшей группе появляется возможность придумывать свои варианты игр и изготовлять их своими руками.

        Овладение детьми  5-6 лет приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества. Широко использую в практике вариативные игры, придуманные и изготовленные мною с  детьми        Например, игра «Мы едем, едем, едем…»  – вариант всем известной игры «Логический поезд».

         Этот логический поезд может быть как пассажирский, так и грузовой. В ходе разных вариантов этой игры могут решаться соответственно и разные задачи. Это и развитие умения выявлять в объектах разнообразные свойства, абстрагировать и удерживать в памяти. И развитие умения видоизменять свойства в соответствии со схемой. Карточки-паспорта блоков к этой игре дети  изготавливали сами.

 (Рисунок № 2).

        Карточки содержат полную информацию о свойствах блока. Они могут  использоваться  в других играх и  выполнять как роль денег, так и роль билетов, так и обозначение мест, например, в вагоне.

        В рамках проекта «Космос» были изготовлены совместно с детьми игры, которые ребята используют и в самостоятельной деятельности.  Игра «Пульт управления». Цель: развитие умения детей видоизменять свойства в соответствии со схемой. В данном варианте это пульт управления космической ракетой (возможны другие варианты пультов). Детям предлагается, опираясь  на карточки - схемы, заменить неисправную кнопку   – починить пульт. (Рисунок № 3).

.

        

        Игра-лабиринт «Космическое путешествие» на освоение способов пространственных ориентировок на плоскости, ориентируясь на схемы. На игровом поле - лабиринте разложены карточки- схемы, карточки - символы свойств, блоки - космические ракеты. Детям  необходимо долететь на космической ракете до другой планеты: дети разбирают блоки и опираясь  на знаки по очереди добираются до нужного объекта.

         Игра «Если очень захотим, даже в космос полетим» –  вариант всем известных игр на развитие умения выявлять в объектах разнообразные свойства, абстрагировать и удерживать в памяти. В данном варианте игры используются макеты космических кораблей. Блоки – это билеты, либо обозначение мест в корабле.

        Самые любимые игры у ребят – это игры на кодирование и декодирование. Они вызывают у детей большой интерес. Ребята, не отвлекаясь, могут подолгу упражняться в кодировании и декодировании информации. Детей очень увлекает и сам процесс, и результат. Мы с ребятами  назвали его «Конструкторское бюро». Это использование готовых шифровок, в том числе с вычислительной деятельностью, когда надо декодировать информацию и выложить из блоков объект. Это кодирование детьми имеющейся информации. И, наконец, вариант, когда дети конструируют по воображению, схематично изображают объект и кодируют информацию. (Рисунок № 4).

1

2

3-4

5

2

        

Овладев приемами решения логических задач, ребята сами начинают придумывать простые логические задачи, на поиск признаков сходства и различия, поиск закономерностей построения рядов фигур и нахождения недостающей.

        Перед вами варианты таблиц, придуманных детьми. Таблицы, состоящие из трех рядов и трех столбцов – на вписывание недостающей фигуры, а карточки, на которых изображена пара блоков – на определение признаков сходства и различия.

        Радость от игровой деятельности у воспитанников постепенно переходит в радость учения.  Систематические упражнения  с блоками Дьенеша развивают умственную активность, самостоятельность мысли, инициативу, способствует развитию интеллектуального детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Мастер-класс по организации образовательной деятельности детей с помощья логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Опыт работы «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с ТНР через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша »

развитие интеллектуальных способностей детей с ТНР младшего дошкольного возраста через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша...

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника при работе с логическими блоками Дьенеша»

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Во многих странах мира успешно использует...

Консультация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника при работе с логическими блоками Дьенеша»

laquo;Развитие интеллектуальных способностей дошкольникапри работе с логическими блоками Дьенеша»...

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических и речевых способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Основная цель использования Блоков и палочек Кьизинера как дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи. И в то же время игры с логическими блоками Дьенеша и палочки Кьиюзин...