Интеллектуальное развитие дошкольников с использованием технологии "Логические блоки Дьенеша"
статья на тему

Куликова Наталья Николаевна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для воспитателей32 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие дошкольников

с использованием технологии «Логические блоки Дьенеша »

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

      В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.    Этот дидактический материал разработан венгерским педагогом и математиком, профессором Зонтаном Дьенешем, основателем игрового подхода к развитию детей «Новая математика, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Практически все игры и занятия с « блоками» возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития, игры с блоками доступны; знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов; знакомят с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике, развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Играя с « блоками Дьенеша», ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Представляют собой набор из 48 геометрических фигур:  а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

  • б) трех цветов (красные, синие и желтые);
  • в) двух размеров (большие и маленькие);
  • г) двух видов  толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности: на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома, в изодеятельности, в настольно-печатных играх, в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх, в дидактических играх, вне занятий в развивающей среде группы.

«Логические блоки Дьенеша «на занятиях по математике можно использовать:

В разделе «количество и счет» -  в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше ;в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.

 В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.

    В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми  карточки-символы. Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др.

В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать.

 «Ориентировка в пространстве». Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе включением в занятия упражнений с логическими блоками на ориентировку в пространстве.

 Например,  воспитатель дает задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше. Варианты заданий могут быть разнообразными.

На занятиях по развитию речи – блоки очень могут помочь в вычленении изучаемого звука в слове, месте его в слове.

     Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников, поставленные в образовательной программе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера" 

Предлагаю презентацию по развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Методическая разработка "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша"

Методическая разработка «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»Тема: Развитиекомпонентов речевой системы детей младшего возраста в игровой деятельност...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»...

Развиваем познавательный интерес. Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»...