ПРОГРАММА дополнительного образования для младшего возраста на 2021-2022 учебный год. Ознакомление с окружающим миром через экспериментирование.
рабочая программа

ПРОГРАММА

дополнительного образования для младшего возраста

на 2021-2022 учебный год.                                          

Ознакомление с окружающим миром

через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kruzhku.docx71.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - Детский сад №49 (филиал)

г.п. Родники, Раменский район, Московской области

Принято на Педагогическом совете  №

Протокол №

УТВЕРЖДЕНО заведующий МДОУ № 49

Серяпина Ю.А._______________________

ПРОГРАММА

дополнительного образования для младшего возраста

на 2021-2022 учебный год.                                          

Ознакомление с окружающим миром

через экспериментирование.

                   

 

Разработала воспитатель

 без квалификационной категории

 Николаева Л.В.

2021 г.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………… 3

2. Актуальность………………………………………………………………….... 4

3. Организационно-методическое обеспечение………………………………… 5

4.  Перспективное планирование работы по экспериментированию………….. 6

5. Планируемые результаты освоения программы

к четырем годам ………………………………………………………………….  8

6. Список используемой литературы…………………………………………. 9

Пояснительная записка

Пустая голова не рассуждает. Чем больше

 опыта, тем больше способна она рассуждать

                                              П. Б. Блонский

       Дети по природе своей исследователи.  Исследовательская, поисковая  активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получиться; проводит опыты с разными предметами, измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это – объекты исследования.

      Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. У детей 3-4 лет ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека: сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробель в своих знаниях. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку поставить небольшой опыт. Дети младшего возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если...»
Приобретая личный опыт,  дети 4 лет уже могут предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого, но сами следят за соблюдением правил безопасности совершенно неспособны.

        Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

       Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

    С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработан кружок «Ознакомление с окружающим миром».    

Направление кружка: естественно – научное

Актуальность

      Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

      Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

      Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

      В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

      Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

     

 

Цель работы кружка: развитие познавательного интереса детей младшего возраста в процессе экспериментирования.

     Задачи: 

  1. Формировать у детей основы диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  4. Развивать мышление, речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  5. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  6. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

Организационно-методическое обеспечение

Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана: -  на 1 год по 1 занятию в неделю, длительностью 15 минут.

Численность детей в кружке – 15 человека. Возраст детей 3-4 года.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 3-4 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Методы, используемые на занятиях кружка:

 - беседы;

 - игры - экспериментирования;

 - наблюдения;

 - объяснение;

 - обсуждение;

 - экспериментирование – исследования;

 - опыты;

 - проблемные ситуации;

 - ситуативные разговоры;

 - рассматривание иллюстраций;

 - подвижные, дидактические и пальчиковые игры;

 - показ образца выполнения последовательности работы;

 - индивидуальная работа.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

Месяц

Неделя

Темы

Младшая группа

Сентябрь

3

Я и мое имя

«Веселые человечки играют»

4

Я и мое имя

«Починим куклу»

Октябрь

1

Фрукты, сад

«Красящие вещества фруктов»

2

Овощи, огород

«Где прячутся детки?»

3

Ягоды, грибы

«Красящие вещества ягод»

4

Деревья

«Как листики летают по ветру»

Ноябрь

1

Домашние животные

«Узнаем, какая вода»

2

Чем мы дышим?

«У воды нет вкуса и запаха»

3

Поздняя осень

«Песок и глина. Сыпучесть»

4

Подготовка к зиме

«Песок и глина. Рыхлость»

Декабрь

 

1

Признаки зимы. Взаимосвязь в природе

«Что в коробке?»: '

2

Вода

«Горячо — тепло»_

3

Посуда, материалы

«Бумага: ее качества и свойства»...

4

Новый год

«Дерево: его качества и свойства»

Январь

1

Признаки зимы

«Изготовление цветных льдинок».

2

Новогодний калейдоскоп

«Украсим елочку»

3

Дикие животные

«Легкий — тяжелый»

4

Труд людей зимой

«Горячо — холодно»

Февраль

1

Зимние забавы

«Наши помощники»

2

Одежда и обувь

«Ткань: ее качества . и свойства»

3

Мебель

«Дерево: его качества и свойства»

4

Я и моя семья

«Нарисуем свой портрет»

Март

1

Мамин праздник. Мамины профессии

«Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей»

2

Признаки весны. Живая природа весной

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

3

Птицы прилетели

«Что звучит?»

4

Рыбы

«Музыка или шум?»

Апрель

1

Игрушки

«Солнечные зайчики»

2

Наш дом, улица

«Игры с цветными стеклышками»

3

Транспорт. ПДД

«Подуй на свечу»

4-

Космос

«Что горит?»

Май

1

Насекомые. Земноводные

«Как очаровать червя?»

2

Растения. Цветы

«Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды»

3

Лето. Природные явления

«Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды»

Планируемые результаты освоения программы

к четырем годам :

∙ Имеют представление о предметах быта, необходимых человеку (одежда, мебель, посуда, транспорт) их назначение.

∙ Проявляют интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимодействиям в природе, бережно относятся к ней.

∙ Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

∙ Выявляют наиболее характерные сезонные изменения в природе.

∙ Составляют группы из однородных предметов и выделяют один предмет из группы.

∙ Используют различные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.

∙ Испытывают положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской деятельности.

∙ Устанавливает простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

∙ В диалоге с педагогом умеют слышать, понимать заданный вопрос и отвечать на него.

 ∙ Используют все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

∙ Проявляют интерес к различным видам игр, и участвует в них.

∙ Разыгрывают по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие сказки (отрывки).

∙ Имитируют движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

Список используемой литературы:

  1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015г.
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2000г.
  3.  Молодова  Л.П. Игровые экологические занятия с детьми : Учеб.-метод. пособие / Л.П. Молодова. - М. : ЦГЛ, 2003г. 
  4.  Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012г.
  5. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки : экология для малышей / Т. А. Шорыгина. - М. : Книголюб, 2004г. 
  6. Фесюкова Л.Б. Издательство Сфера, серия Беседы по картинкам, 2012 г.
  7. Воронкевич О.А.  «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020г.
  8. Дик  Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников / Н. Ф. Дик. - Москва : Русское слово, 2006г.
  9. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006г. 

ОПЫТЫ

МЛАДШАЯ ГРУППА (3—4 ГОДА)

«Веселые человечки играют»

Цель. Познакомить детей со строением тела человека (туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши) и лица (нос, глаза, брови, рот, волосы).

Материалы и оборудование. Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любые зверек и птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи — плоские картонные фигурки человека, разрезанные по диагонали и горизонтали (голова и шея, правая рука по локоть, кисть левой руки и т. п.).

Ход. Педагог предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу-голыша). Дети по очереди выполняют задание и объясняют педагогу, как каждый из них узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку.

Вместе с детьми педагог выкладывает из муляжей человечка. Перед выполнением работы педагог вместе с детьми рассматривает у зеркала пространственное расположение частей тела. Дети складывают человечка без образца, при затруднении можно дать как образец целый силуэт.

Результат. Дети на ощупь вытаскивают из мешочка куклу-голыша. Вместе с педагогом выкладывают из муляжей человечка.

Вывод. Человек отличается от животных и птиц по строению тела. У него есть туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицо — нос, глаза, брови, рот; волосы.

«Починим куклу»

Цели. Познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Ввести понятие признаков полового различия (прическа, одежда, имя и т.д.).

Познакомить детей с различными выражениями лица человека в зависимости от его настроения в данный момент.

Материалы и оборудование. Клей, контуры тела человека, части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея голова (с ушами) — для каждого ребенка; изображения разных эмоциональных состояний человека, изображения причесок; одежда для девочек и для мальчиков (картинки).

Ход. Педагог предлагает починить игрушки, которые сломались. При этом нужно сделать так, как на образце, — в виде контура. Когда все части подобраны и наложены на контур, педагог предлагает приклеить их на образец. При выборе головы педагог обращает внимание на то, что все лица не одинаковые, и выясняет у детей, чем лица отличаются (разным настроением) и как дети об этом догадались (по линиям рта, бровей). Далее детям предлагается выбрать лицо — веселое или грустное, мальчика- или девочки, подобрать подходящую прическу, одежду, придумать имя.

Результат. У каждого ребенка получается «свой» человек.

Вывод. Дети узнали и запомнили строение тела человека, пространственное расположение его частей. Дети усвоили, что все люди разные, отличаются прической, одеждой; различаются люди по полу, имени; лицо человека может отражать чувства, которые тот испытывает (его настроение).

«Красящие вещества фруктов»

Цели. Познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок.

Материалы и оборудование. 3—4 плода различных фруктов разного цвета (киви, апельсин, слива, персик и т.д.); листы фильтровальной бумаги, пластмассовые ножи и прозрачные пластмассовые стаканчики по количеству детей; лупа, клеенка.

Ход. Педагог предлагает детям отгадать фрукт на ощупь. Спрашивает, откуда берут люди фруктовые соки, как они получаются, почему они все разного цвета. Педагог предлагает Детям рассмотреть фруктчерез лупу, а потом самостоятельно выдавить сок из кусочков фруктов в стаканчик. Цвета соков сравнивают — все они имеют разный цвет, Педагог предлагает капнуть соком на листы фильтровальной бумаги и выяснить, что будет при высыхании сока.

Результат. В результате сдавливания кусочков фруктов выделяется сок; чем сильнее сдавливать, тем больше сока получается. При высыхании сока остаются цветные пятна такого же цвета, как и сам сок.

Вывод. Во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. При высыхании сока на поверхности бумаги или ткани остаются пятна такого же. цвета, как сок, Поэтому есть фрукты, надо аккуратно, чтобы не забрызгать одежду фруктовым соком.

«Где прячутся детки?»

Цели. Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок.

Материалы и оборудование. Переспелые плоды помидора, огурца, кабачка; пластмассовые ножи по количеству детей, блюдца; пророщенные и сухие семена этих растений на всех детей; клеенка, лупа.

Ход. Вначале педагог и дети беседуют о том, как получить новое растение. Рассматривают через лупу сухие и пророщенные семена. Сравнивают, выясняют, что случилось и почему. Что необходимо, чтобы появилось новое растение? Откуда берутся семена? Педагог предлагает рассмотреть принесенные овощи и назвать их. Далее педагог говорит о том, что в каждом плоде есть семена, только они прячутся, и предлагает их найти: Дети берут в руки ножи и разрезают, овощи;, Внутри видят семена. Педагог предлагает заготовить найденные семена на следующий год для посадок. Показывает, как аккуратно надо отделять семена от плода и выкладывать, на блюдце. Дети повторяют действия, рассматривая семена и сравнивая их с сухими и пророщенными

Результат. Дети находят семена внутри плодов и выкладывают их на блюдца для просушки и заготовки для посадок.

Вывод. В каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. В помидоре, огурце и кабачке семена находятся внутри плода. Чтобы заготовить семена для следующих посадок, необходимо разрезать плод, отделить семена и высушить их. Тогда в следующем году можно будет из этих семян вырастить новый урожай.

«Красящие вещества ягод»

Цели. Познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок.

Материалы и оборудование. 3—4 различных вида ягод разного цвета (малина, черная смородина, черный виноград, кусок арбуза и т.д.); листы фильтровальной бумаги, прозрачные пластмассовые стаканчики, пластмассовые ножи — по количеству детей; лупа, клеенка.

Ход. Педагог предлагает детям отгадать ягоду на вкус. Спрашивает, откуда берут люди ягодные соки, как они получаются, почему они все разного цвета? Предлагает детям рассмотреть ягоду через лупу, а потом самостоятельно выдавить сок из ягод в стаканчик. Цвета соков сравнивают — все они имеют разный цвет. Педагог предлагает капнуть соком на листы фильтровальной бумаги и выяснить, что будет при высыхании сока.

Результат. Врезультате сдавливания ягод выделяется сок; чем сильнее сдавливать, тем больше сока получается. При высыхании сока остаются цветные пятна такого же цвета, как и сам сок.

Вывод. Во всех ягодах есть сок. Он имеет цвет. При высыхании сока на поверхности бумаги или ткани остаются пятна такого же цвета, как сок. Поэтому есть ягоды надо аккуратно, чтобы не забрызгать одежду ягодным соком.

«Как листики летают по ветру»

Цели. Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме; находить дерево, с которого упал лист.

Материалы и оборудование. Разноцветные листья разных деревьев, листы бумаги и простые карандаши — для каждого ребенка.

Ход. Опыт проводится на экскурсии в лесопарк в сухую погоду, в период листопада. Во время экскурсии педагог с детьми собирает листья, рассматривает и сравнивает их. Затем предлагает детям узнать, какой листик медленнее остальных падает на землю и какой красивее всех кружится. Дети по очереди забираются на возвышенность и пускают листики по ветру. Остальные ребята смотрят и оценивают падение листика. По возвращении в группу педагог предлагает выполнить графическое упражнение «Листики»: дети выполняют, «дорожки» по пунктирным линиям (лист березы и спиралевидная «дорожка», лист дуба и «дорожка» с более раскрытой спиралью, лист клена и волнистая «дорожка»).

Результат. В процессе опыта крупные листики клена будут падать медленнее, а березовые листочки дольше других кружиться

Вывод. Крупные листики падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листики больше кружатся по ветру, но падают быстрее.

«Узнаем, какая вода»

Цель. Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес

Материалы и оборудование. Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая- заполнена под самую крышку, с чистой водой, третья — с водой, окрашенной жидким красителем (фиточай) и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей, сахар, ложки.

Ход. Педагог показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две — тяжелые, в одной из тяжелых емкостей — окрашенная жидкость. Затем емкости открывают, и дети убеждаются, что в первой ничего, нет, -во второй - вода, а в третьей — чай.. Педагог просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они, выявляют свойства воды: наливают в стаканчики добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного; стаканчиков,

Результат. Вода переливается из одного, сосуда в другой, то есть льется. Вода прозрачная на вид

Вывод. Вода прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые, вещества, вода имеет вес.

«У воды нет вкуса и запаха»

Цель. Выяснить, что у, воды нет вкуса и запаса.

Материалы и оборудование. Три одинаковые, емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с молоком, третья с соком; стаканчики для детей

Ход. Педагог предлагает детям выпить немного воды и сказать, есть ли у нее вкус. Дает попробовать для сравнения молоко и сок. .Объясняет, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое чувство; говорит: «Какая, вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Морская вода, на вкус соленая, потому, что в ней растворено много разных солей. Ее человек пить не может.

Педагог предлагает понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем, не пахнет). Если дети ответят, что пахнет, пусть понюхают еще, пока не убедятся, что запаха нет; Педагог отмечает, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Результат. Дети сравнивают вкус, воды, сока и молока. Определяют наличие запаха у воды.

Вывод. Вода не имеет запаха и; вкуса

«Песок и глина. Сыпучесть»

Цель. Учить детей сравнивать песок и глину,  показать свойство песка (сыпучесть).

Материалы и оборудование. Стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной, лупа, лист бумага или клеенка.

Ход. Педагог предлагает детям аккуратно насыпать немного песка из стаканчиков на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. Педагог предлагает высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому ,и говорят, что песок — сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Результат. Дети с легкостью высыпают песок из стаканчика на бумагу. Кусочки глины выпадают из стаканчика. Дети рассматривают песок и глину через лупу.

Вывод. Песок в отличие от глины обладает свойством — сыпучестью.

«Песок и глина. Рыхлость»

Цель. Учить детей сравнивать песок и глину, показать •свойство песка — рыхлость.

Материалы и оборудование. Стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной, лупа, клеенка,, небольшие палочки по количеству детей. 

Ход. Педагог предлагает детям взять палочку И попробовать «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Педагог просит детей представить, что они сажают маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся» друг за друга, рассыпаются. Песок сыпучий, поэтому палочку воткнуть в песок легче. Это значит, что песок не только сыпучий, но и рыхлый.

Результат. Детям с трудом удается вставить палочку в стаканчик с глиной. В стаканчик с песком палочка ставится легко.

Вывод. Песок в отличие от глины обладает еще одним свойством — рыхлостью.

«Что в коробке?»

Цели. Познакомить детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные -предметы.

Материалы и оборудование. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, лампа.

Ход.: Педагог предлагает детям узнать, что .находится в коробке (неизвестно), и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем, в комнате. Педагог спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее: полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее? Педагог открывает прорезь, и, после того, как дети убеждаются, что в коробке стало, светло, рассказывает о других источниках света — фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Педагог вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно.

Результат. Дети знакомятся со значением света, с источниками света и их использованием человеком.

Вывод. Свет необходим человеку, чтобы, видеть лучше предметы его окружения. Источниками света являются солнце, фонарик, свеча, лампа и т.д. Все они светят по-разному. Свет не проходит через непрозрачные предметы.

«Горячо — тепло»

Цель. Научить детей определять температурные качества веществ и предметов

Материалы и оборудование. Емкости с водой разной температуры, ванночка, куклы-голыши.

Ход. Дети рассматривают емкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, теплой). Спрашивает, какая вода нужна для умывания (холодной водой умываться Неприятно, горячей можно обжечься— надо выбрать теплую воду). Педагог спрашивает детей, как определить, какая вода в ведерках, объясняет, что нужно, потрогать не воду,, а емкости — осторожно, не прикладывая руку надолго, к емкости, чтобы, не обжечься. Вместе с детьми педагог выясняет, почему емкости имеют разную температуру (горячее, холоднее): в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному. Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Педагог спрашивает у детей, где взять еще теплой воды, если ее не хватает (налить в тазик холодной и добавить горячей воды). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли.

Результат. Дети научились определять температуру воды, получать воду необходимой температуры путем смешивания.

Вывод. Вода бывает разной температуры. Предметы, в которых находится вода, получают от нее тепло, при выливании теплой воды предметы быстро остывают.

«Бумага: ее качества и свойства»

Цели. Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги. Научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Материалы и оборудование. Писчая бумага, ножницы, емкость с водой, образцы разных видов бумаги для каждого ребенка, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Ход. Дети рассматривают писчую бумагу и образцы разных видов бумаги. Педагог побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы. Педагог выясняет у детей, как определить, гладкая или шершавая, толстая или тонкая бумага. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечают на вопросы. Затем педагог предлагает смять лист бумаги (мнется). Далее педагог предлагает разорвать лист на несколько кусочков (рвется). Педагог предлагает потянуть лист за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), разрезать лист ножницами (режется хорошо). Далее детям предлагается положить бумагу в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце составляется алгоритм описания свойств материала: педагог рисует при детях алгоритмы и обозначает их необходимыми вопросами, далее вместе с детьми составляет ответы, опираясь на алгоритмы.

Результат. Дети узнали о качествах и свойствах бумаги, научились рассказывать о бумаге по алгоритму.

Вывод. Бумага имеет качества: те или иные цвета, гладкость, прочность, толщину, впитывающую способность. Бумага имеет свойства: мнется, рвется, режется, горит.

«Дерево: его качества и свойства»

Цели. Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины. Научить вычленять ее качества (твердость, структура поверхности — гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Материалы и оборудование. Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски (можно взять палочки для мороженого), спиртовка, спички, нож, алгоритм описания свойств материала.

Ход.. Педагог показывает детям несколько деревянных предметов и спрашивает, что режется, горит, не бьется, не тонет в воде и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства древесины, опускает брусок в воду (не тонет), роняет на пол (не бьется), пробует переломить его (не получается — значит, прочный). Взрослый пробует разрезать брусок и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Составляет алгоритм свойств материалов.

Результат. Дети узнали о качествах и свойствах древесины, научились рассказывать о древесине по алгоритму.

Вывод. Древесина имеет качества те или иные: твердость, структуру поверхности, степень прочности, толщину. Древесина имеет свойства: режется, горит, не бьется, не тонет в воде.

«Изготовление цветных льдинок»

Цель. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на Холоде, в воде растворяется краска. 

Материалы и оборудование. Стаканчики с водой, краска (гуашь, акварель), палочки для размешивания, формочки, веревочки — для каждого ребенка.

Ход. Педагог показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми педагог размешивает в воде краску, заливает воду в формочки, опускает в них веревочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следит за процессом промерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.

Результат. Дети учатся смешивать краску с водой, аккуратно разливать по формочкам, знакомятся со свойством воды (замерзание на холоде).                                                

Вывод. Вода льется, растворяет в себе краску, замерзает на холоде.                         

«Украсим елочку»

Цель. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску

Материалы и оборудование. Стаканчики с водой, краска (гуашь, акварель), палочки для размешивания, формочки, веревочки, мелкие игрушки (например, из «киндер-сюрпризов»), елочка на участке.        

Ход. Педагог предлагает детям вспомнить, как они изготавливали цветные льдинки. Говорит, что сегодня они будут делать украшения для елочки. Детям предлагают выбрать мелкие игрушки для украшения. Вместе с детьми педагог размешивает в воде краску, заливает воду в формочки, опускает в них по одной мелкой игрушке и веревочке, ставит на поднос и выносит на улицу. Дети следят за процессом замерзания. Дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими елочку

Результат. Дети учатся смешивать краску с водой, аккуратно разливать по формочкам, знакомятся со свойствами воды (замерзание на холоде, замораживание предметов в воде).

Вывод. Вода льется, растворяет в себе краску, замерзает на холоде, замораживает предметы, находящиеся в ней.

«Легкий — тяжелый»

Цели. Показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие. — тяжелые).

Материалы и оборудование. Куклы Мишка и Зайчонок, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком, кусочками ткани, камешками, ватой, водой, шишками; подбор символов «тяжелый» и «легкий».

Ход. Педагог говорит детям, что Мишка и Зайчонок хотят выбрать игрушки, которые каждый из них возьмет с собой в лес к друзьям. Педагог объясняет, что Мишка сможет поднять и унести те предметы, которые тяжелее, а Зайчонок — те, которые легче. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

• игрушки из одного материала, но разные по размеру (мячи, куклы). Педагог спрашивает, почему Мишка возьмет игрушки большого размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

• игрушки из одного материала, но одни пустые внутри, а другие заполнены песком.(два ведерка, два пластмассовых кубика). Педагог спрашивает, какие игрушки возьмет Зайчонок и почему;

• игрушки одного размера из разных материалов (кубики и машинки из пластмассы и из дерева). Педагог выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.

Во время выбора игрушек по весу педагог показывает детям символы и ставит их рядом с Мишкой и Зайкой — для зрительного напоминания и развития самоконтроля у ребенка.

Затем педагог предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Зайчонок и Мишка, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Зайчонок, а какое — Мишка? Все вместе проверяют предположения детей, рассматривая содержимое ведерок.

Результат. Дети учатся определять вес предметов путем взвешивания на руках, группировать предметы по весу.

Вывод. Все предметы имеют свой вес. Они бывают легкими или тяжелыми. Это можно определить путем взвешивания на руках. Сильный человек может поднять и нести более тяжелые предметы, чем слабый и маленький ребёнок.

«Горячо — холодно»

Цель: Научить, детей определять температурные качества предметов и, веществ.

Материалы и оборудование. Листочки бумаги по количеству, детей, настольная, лампа, масляный радиатор

Ход. Дети, рассматривают настольную лампу и масляный радиатор, отмечают, что они работают от электричества. Педагог включает электроприборы, а дети наблюдают. По просьбе педагога дети пробуют поднести ладони к радиатору и к лампе, говорят о своих ощущениях. Далее педагог предлагает осторожно приложить листочки бумаги к радиатору на некоторое время и сказать, что произошло (листок нагрелся и стал теплым). Потом дети кладут листочки бумаги под источник света от включенной лампы. Педагог предлагает детям определить температуру листа и сравнить с первоначальной и рассказывает о правилах безопасности при использовании этих предметов.

Результат. Дети научились, определять температуру веществ под воздействием, тепла, исходящего от других предметов, поняли принцип обращения с простейшими электроприборами

Вывод. Электричество несет тепло, поэтому электроприборы, нагреваясь, могут нагревать и окружающие предметы и вещества. С этими предметами нужно обращаться осторожно. Электроприборы необходимо включать и выключать под контролем взрослых.

«Наши помощники»

Цели. Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности). Учить детей беречь органы чувств.

Материалы и оборудование. «Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с погремушкой или бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой, Прозрачная емкость, кусочки сахара.

Ход. Педагог предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочке, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус. Взрослый подводит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Педагог предлагает детям узнать, как изменится вкус воды, если в нее добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют.

    Педагог беседует с детьми о помощниках человека, которые позволяют узнавать про все на свете. Размышляют, что было бы, если бы этих помощников не было, говорят о том, как их сохранить (опасные ситуации, правила охраны органов чувств).

Результат. Дети определяют предметы с помощью разных органов чувств, понимают важность их в жизни человека и необходимость их охраны.

Вывод. У каждого человека есть органы чувств, которые жизненно необходимы ему. Все органы имеют свое назначение: глаза смотрят, уши слушают, нос нюхает, язык определяет вкус, пальцы определяют форму, структуру поверхности. Эти органы необходимо беречь и охранять, так как человеку без них трудно будет ориентироваться окружающем мире.

«Ткань: ее качества и свойства»

Цель. Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщину, структуру поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Материалы и оборудование. Образцы хлопчатобумажной ткани двух—трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход. Педагог предлагает подумать детям, из чего сшиты платья, какого цвета ткань; просит рассказать о том, что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Дети берут по кусочку ткани понравившегося цвета, ощупывают его, выявляют структуру поверхности и толщину. Мнут ткань в руках (мнется), тянут за два противоположных края (тянется). Дети пробуют разрезать кусок на две части (режется) и опустить кусок ткани в емкость с водой (намокает): Дети сравнивают изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой. Педагог демонстрирует, как горит ткань и как она рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми педагог составляет алгоритм описания свойств материала.

Результат. Дети узнали о качествах и свойствах ткани, научились рассказывать о ткани по алгоритму.

Вывод. Ткань имеет качества: те или иные мягкость, структуру поверхности, степень прочности, толщину. Ткань имеет свойства: режется, горит, мнется, рвется, намокает в воде.

«Нарисуем свой портрет»

Цель. Познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

Материалы и оборудование. Маркеры, губки, зеркала — большое и маленькие, салфетки, кисти, клей.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть себя в зеркале, запомнить цвет глаз, волос. Затем дети по очереди рисуют маркером контуры своего тела на большом зеркале, а на маленьких зеркалах — контуры лица. Потом можно предложить детям обвести контуры тела друг друга на больших листах бумаги (обоях), разложенных на полу.

Результат. Дети учатся ориентироваться в схеме собственного тела, запоминают названия частей тела, находят различия между собой и другими детьми.

Вывод. Человек имеет определенное строение тела. Части тела расположены у всех одинаково. Но люди могут отличаться друг от друга цветом глаз, волос, строением носа. Родственники имеют схожие черты лица, сын может быть, похож на маму или на папу.

«Что в пакете?»

Цель. Учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

Материалы и оборудование. Полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Ход. Дети рассматривают пустые полиэтиленовые пакеты. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в один из пакетов воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем доказывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь опрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что ничего в нем нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открывали пакет, тот перестал, быть упругим, и объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что, пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Результат: Дети наполняют воздухом свои пакеты, закручивают их, развивая мелкую моторику.

Вывод. Везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий:

«Надувание мыльных пузырей»

Цель. Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы и оборудование. Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на: конце. Мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло) объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок).

Ход. Педагог наливает в тарелку или на поднос мыльный раствор, кладет в середину тарелки предмет и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь,

наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно при помощи соломинки вдуть в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Педагог объясняет, как получается мыльный пузырь, предлагает детям надуть мыльные пузыри. Все вместе рассматривают и обсуждают: почему увеличился пузырь, откуда взялся воздух, почему одни пузыри маленькие, а другие большие.

Результат. Дети познакомились с происхождением мыльных пузырей и научились пускать их.

Вывод. Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Цель. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и об-наружить его.

Материалы и оборудование. Два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий), воздушные шарики, емкости с водой — для каждого ребенка.

Ход. Педагог вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с обоими шарами и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, летает, плавно опус-кается и т.д.). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой — мягкий, потому что надут слабо. Педагог предлагает детям подумать, что нужно сделать со мягким шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).

Педагог показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его вдыхают).

Мягкий шарик надувают, чтобы он стал упругим, опускают отверстием в воду, чтобы увидеть, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воз-дух. Дети повторяют опыт самостоятельно.

Результат. Дети научились обнаруживать воздух внутри сеебя и ис-пользовать его для надувания шарика.

Вывод. Внутри человека есть воздух, который он вдыхает извне и по-степенно выдыхает. Внутри надутого воздушного шарика тоже есть воздух, который туда попал при выдохе . человека. Чем больше воздуха в шарике, тем он более упругий.

«Что звучит?»

Цель. Научить детей определять предмет по издаваемому звуку.

Материалы и оборудование. Дощечка, карандаш, бумага, металличе-ская пластина, емкость с водой, стакан, ширма.

Ход. За ширмой слышны различные звуки. Педагог выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, топот лошадки и т.д.). Затем убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Педагог спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя т.д.).

Результат. Дети научились определять предмет по издаваемо звуку.

Вывод. Все предметы издают звуки. По этим звукам можно Задаться о том, что это за предмет. Некоторые предметы издают похожие звуки: шелест листвы — шуршание бумаги; переливание воды — шум ручья; стук паль-чиками по металлической пластине — стук дождя.

«Музыка или шум?»

Цель. Научить детей определять происхождение звука, раздать музы-кальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование. Металлофон, балалайка, трубочка, дере-вянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

Ход. Дети рассматривают музыкальные и шумовые предметы. Педагог с детьми выясняет, какие из этих предметов могут создавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Педагог проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем все вместе извлекают звук из коробочек, стараясь запомнить разные шумы. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

Результат. Дети научились определять происхождение звука и разли-чать музыкальные и, шумовые звуки.

Вывод. Предметы издают звуки. Если просто, постучать по трубочке, песенка не получится, получится шум. Разные предметы «шумят» по-разному. Определенные звуки, сливаясь вместе, дают музыку.

«Солнечные зайчики»

Цель, Научить детей отражать свет зеркалом — пускать солнечных «зайчиков».

Материалы и оборудование. Зеркала по количеству детей, источник света. Можно усложнить опыт, использовав листы фольги: можно исполь-зовать для опыта и другие блестящие предметы, например посуду. Нужно вспомнить и найти разницу между фольгой и зеркалом.

Ход. Педагог показывает детям блики от солнца на предметах, говорит, что солнечный свет отражается от блестящих предметов и получаются «зайчики». Мы тоже можем пустить солнечных «зайчиков» с помощью зеркала. Взрослый показывает детям, как с помощью зеркала появляется «зайчик», предлагает пускать солнечных «зайчиков» (поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении). Учить прятать «зайчиков» (прикрыв зеркало ладошкой), поиграть в прятки и догонялки на стене. Пе-дагог предлагает пускать «зайчиков» в помещении, где нет яркого света (например, в спальне). Дети выясняют, почему ничего не получается (нет яркого света).

Результат. Дети научились пускать солнечных «зайчиков». Они поняли, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно. Даже от небольшого дви-жения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое рас-стояние.

Вывод. Солнечные «зайчики» — это отражение солнца от блестящей поверхности: Они появляются только при ярком свете. Можно пускать сол-нечных «зайчиков» с помощью зеркала (фольги, блестящей посуды).

«Игры с цветными стеклышками» .

Цели. Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.

Материалы и оборудование. Стеклышки разного цвета или Ластико-вые листы разного цвета — по количеству детей, принадлежности для ри-сования.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть окружающие предметы и сказать, какого они цвета; посмотреть на оконное стекло и сказать, какое оно (прозрачное, бесцветное). Далее педагог рассматривает разноцветные стеклышки и вместе с детьми сравнивает стеклышки с оконным стеклом.

Детям предлагается посмотреть через них на окружающие предметы опре-делить, какого цвета стали эти предметы. Педагог с детьми делают выводы.

Педагог предлагает из имеющихся стеклышек выложить световое по-лотно и зарисовать его на листочках.•

Результат. Дети научились составлять свои узоры из стеклышек моза-ики.

Вывод. Если смотреть через цветное стеклышко на окружающие пред-меты, то предметы будут такого цвета, какого цвета стекло.

«Подуй на свечу»

Цель. Показать детям, что огонь может менять направление при изме-нении направления потока воздуха.

Материалы и оборудование. Спички, свеча, подставка.

Ход. Педагог вместе с детьми рассматривает свечу. Рассказывает об использовании человеком свечи в прежние времена. Педагог зажигает свечку, говорит о правилах безопасного обращения с горящими предметами. Дети рассматривают пламя горящей свечи, сравнивают по форме с тре-угольником, называют цвета, которые видны в пламени. Педагог предлагает слегка подуть на свечу и посмотреть, что произойдет с пламенем свечи (пламя изменяет направление под действием потока воздуха). Педагог предлагает подуть на пламя посильнее (пламя гаснет).

Результат. Дети получили знание об осторожном обращении с пожа-роопасными предметами, научились задувать свечу.

Вывод. Огонь человек может воспроизвести сам. Огонь дает свет, тепло. Огонь может менять направление при изменении направления потока воз-духа. С огнем и пожароопасными предметами необходимо обращаться осторожно, соблюдая правила безопасности.

«Что горит?»

Цель. Уточнить знания детей о способности огня сжигать бумагу, де-рево и неспособности поджечь воду, железо.

Материалы и оборудование. Металлическая тарелочка или поднос, спички, кусочки бумаги, деревянные палочки, металлические предметы (гвоздь, гайка, ложечка), стакан с водой.

Ход. Педагог говорит о роли огня в жизни человека, об осторожном обращении с ним. Спрашивает детей, какие материалы будут гореть. Дети рассматривают предметы на столе и высказывают свои предположения. Педагог предлагает проверить правильность выбранных предметов для го-рения. На металлической тарелочке педагог поочередно пробует поджечь

представленные предметы. Далее обсуждает с детьми полученные резуль-таты и вспоминает правила обращения с пожароопасными предметами.

Результат. Дети усваивают знания о способности возгорания опреде-ленных материалов и о правилах обращения со спичками.

Вывод. Огонь — помощник человека, но очень опасный. Огонь может сжечь бумагу, дерево, однако огонь бессилен перед железом (оно не горит) и водой (она тушит огонь).

«Как очаровать червя?»

Цель. Дать детям знания о том, что черви любят дождь (они берегут свою кожу от высыхания), чувствуют вибрацию земли от дождевых капель.

Материалы и оборудование. Лужайка (клумба или вертикальная вы-емка грунта) со слегка влажной почвой; вилы, лопата, лейка с водой; бубны, магнитофон (необязательно).

Ход. Педагог предлагает детям выманить червяка из земли. Спрашивает, как можно это сделать. Выслушав ответы детей, предлагает полить землю водой из леек. Далее вместе с детьми воздает вибрацию почвы. Дети вместе со взрослым подпрыгивают, включают музыку, приложив динамик к почве, бьют в бубны, лежащие на земле. Вместе, с разных сторон выбранного куска земли, втыкают вилы и лопаты, оттягивая ими почву и отпуская.

Результат. Черви вылезают на поверхность земли.

Вывод. Черви любят дождь, потому что они должны смачивать свою кожу, беречь ее от высыхания. Черви выглядывают наружу, как только чув-ствуют удары дождевых капель о землю.

«Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды»

Цель. Выделить фактор внешней среды — воду — как существенную необходимость для роста и развития лука.

Материалы и оборудование. Две одинаковых луковицы, два стаканчика (один наполненный водой, другой — пустой). Опыт отсрочен во времени — 2—3 недели.

Ход. Педагог вместе с детьми рассматривает луковицы. Спрашивает, что необходимо, чтобы вырастить зеленый лук из луковиц. Выслушав ответы детей, предлагает выяснить, действительно ли для проращивания лука необходима вода. Дети сажают луковицы в стаканчик с водой и в пустой. Через несколько дней педагог с детьми рассматривают луковицы и отмечают полученные изменения.

Результат. Луковица, посаженная в стаканчик с водой, пустила корни и дала небольшие зеленые отростки. с луковицей, посаженной в стакан без воды, не произошло никаких изменений.

Вывод. Вода необходима для роста и развития лука.

«Проращивание семян в блюдце с водой и без воды»

Цель. Выделить фактор внешней среды — воду — как существенную необходимость для роста и развития семян.

Материалы и оборудование. Семена кабачка или гороха, два блюдца, небольшие кусочки марли, стакан воды.

Опыт отсрочен во времени — 1—2 недели.

Ход. Педагог вместе с детьми рассматривает семена, сообщает им название растения, чьи семена они видят. Спрашивает, что необходимо для того, чтобы вырастить кабачок или горох из этих семян. Выслушав ответы детей, педагог предлагает выяснить, действительно ли вода необходима для проращивания семян. Дети под руководством педагога складывают кусочки марли и кладут их на блюдца. Педагог наливает в одно блюдце воду, а второе блюдце остается без воды. Дети выкладывают семена на марлю. Через несколько дней педагог вместе с детьми рассматривают семена и отмечают полученные изменения.

Результат. Семена, лежащие в блюдце с водой, пустили небольшие ростки. А семена, находящиеся в блюдце без воды, остались без изменения.

Вывод. Вода необходима для роста и развития нового растения из семени.

Планируемые результаты освоения программы

к четырем годам дети:

∙ Имеют представление о предметах быта, необходимых человеку (одежда, мебель, посуда, транспорт) их назначение.

∙ Проявляют интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимодействиям в природе, бережно относятся к ней.

∙ Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

∙ Выявляют наиболее характерные сезонные изменения в природе.

∙ Составляют группы из однородных предметов и выделяют один предмет из группы.

 ∙ Используют различные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.

∙ Испытывают положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской деятельности.

∙ Устанавливает простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

∙ В диалоге с педагогом умеют слышать, понимать заданный вопрос и отвечать на него.

 ∙ Используют все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

∙ Проявляют интерес к различным видам игр, и участвует в них.

∙ Разыгрывают по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие сказки (отрывки).

∙ Имитируют движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

Список используемой литературы:

1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность"

Презентация предназначена для родителей в млашей группе ДО. Знакомит родителей с формами работы способствующими развитию связной речи...

Ознакомление с окружающим миром через экспериментирование у детей среднего дошкольного возраста

Тематический план по самообразованию воспитателя ДОУ по теме : "Ознакомление с окружающим миром через экспериментирование у детей среднего дошкольного возраста"...

Рабочая программа дополнительного образования в младшей группе на 2017-2018 учебный год

Программа дополнительного образования составлена к структуре ООП дошкольного образования на основе особенностей "Программы "Оберег" и ее подпрограммы "Гуленьки" Е.Г. Дороновой...

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (6 –7 лет) по познавательному развитию «Занимательная математика» на 2022-2023 учебный год.

Программа «Занимательная математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.В программе п...

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» (2021-2022 учебный год)

М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук....

Обобщенный опыт работы: «Ознакомление с окружающим миром через детское экспериментирование с использованием ИКТ».

Обобщенный опыт работы:«Ознакомление с окружающим миром через детское экспериментирование с использованием ИКТ»....