Принципы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя ведущие к реализации технологии сотрудничества
учебно-методический материал
«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Принципы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя ведущие к реализации технологии сотрудничества»
В вопросах воспитания подрастающего поколения музыка играет не последнюю роль.
Как говорил педагог-новатор Сухомлинский Василий Александрович.
«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.»
Хорошим, товарищеским взаимоотношениям музыкального руководителя с воспитателями я придаю большое значение, так как они благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект - субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие как главный объект педагогических отношений.
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:
- Принцип диалогизации.
- Принцип индивидуализации.
- Принцип проблематизации.
Теперь давайте рассмотрим каждый принцип отдельно.
Принцип диалогизации.
Связан с преобразованием главенствующей роли музыкального руководителя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равноправную позицию сотрудничества между воспитателем и музыкальным руководителем.
Принцип индивидуализации.
В основе этого принципа лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определённых видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.
Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка), организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга.
Принцип проблематизации.
Имеющий музыкальное образование музыкальный руководитель не учит воспитателя, а актуализирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель – музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса.
Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, находясь с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребёнку в группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит музыкальные цели.
В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребёнка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Ещё одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического взаимодействия» (по Н.Я Михайленко), а также координация распределения между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.
Блок специально организованного обучения.
Непосредственно-образовательная деятельность – важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Основными видами деятельности развития детей являются: слушание-восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, инсценировки и приобщение к игре на инструментах. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду деятельности – слушанию-восприятию музыки.
Блок совместной деятельности педагога с детьми.
Работа в рамках этого блока исключает непосредственно-образовательная деятельность. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель. Активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Например, начатая в непосредственно-образовательной деятельности игра может быть продолжена детьми, для чего нужно создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты).
Блок свободной самостоятельной деятельности детей.
Ребёнок сам выбирает деятельность. Отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе и в музыкальной. Задача педагогов - создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребёнку выбор активности, соответствующий его интересам и имеющий развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают в непосредственно-образовательной деятельности и в свободной в совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.
На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, её положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»
Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при организации музыкальной деятельности в условия реализации ФГОС ДО».
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при организации музыкальной деятельности...
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем в рамках реализации ФГОС ДО
Основные направления взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика...
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».
Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....
Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике"
Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике"...
Принципы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя ведущие к реализации технологии сотрудничества
laquo;Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.» ...