Методические рекомендации по использованию народной игрушки в работе по развитию речи
материал
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию народной игрушки в работе по развитию речи
Учитывая полученные результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проблеме использования народной игрушки на занятиях по развитию речи, была сформулирована цель формирующегоэтапа, которая заключалась в разработке и апробации систематизированной серии занятий по развитию речи, предполагающей использование народной игрушки. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Определить художественные особенности и средства выразительности народной игрушки и керамики.
2. Провести серию занятий по развитию речи с использованием народной игрушки.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа:
1 этап – подготовительный, который предполагал дальнейшее знакомство детей с разнообразными видами народной игрушки, приемами и способами композиционного и цветового оформления народных игрушек в процессе рассматривания и изучения.
На данном этапе осуществлялись следующие виды работ:
− беседа с детьми о разнообразии видов народного искусства, их художественных особенностях;
− рассматривание тематических альбомов по теме с целью закрепления материала предыдущей беседы;
− «зонирование» групповой комнаты произведениями народного искусства.
2 этап – основной. Он позволил провести серию занятий по развитию речи с использованием народной игрушки.
Процесс обучения на проведенных занятиях строился с опорой на мотивированную деятельность, эмоционально - волевую сферу личности ребенка и его творческое воображение.
При проведении занятий учитывались следующие методические принципы:
- Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от фраз к рассказу).
- Постоянная активизация в ходе занятия.
- Определенная последовательность опроса детей при рассказывании (сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней).
- Перенесение отработки связного рассказывания со слабыми детьми на индивидуальные занятия.
Проводимые занятия условно были распределены на три этапа. На занятиях подготовительного этапа у детей формировали навыки и умения выделять в наблюдаемом объекте его части и признаки, группировать их, описывать их предложениями, устанавливать связи между предложениями. Использовались приемы: вопросы, дидактические упражнения, показ способов соединения предложений. Все это позволяло преодолеть ряд трудностей, с которыми встречается ребенок при составлении самостоятельного описания.
На втором этапе у детей формировались элементарное осознание структуры описания, умение правильно отбирать признаки и располагать их в определенной последовательности, правильно завершать описание.
Третий этап проходит не по традиционной методике Э. П. Коротковой, а по методике В. В. Гербовой [35], отвечающей требованиям, предъявляемым к занятиям с высоким результатом обучения. Это такие занятия-выставки, как «Хоровод - матрешек».
На первых занятиях главным было формирование у детей представления о структуре описания: в начале высказывания надо назвать объект описания и с учетом начала выделять его части. В игровых ситуациях дети учились называть объект, замечать несоответствие между начальной фразой и отобранными признаками; продолжать описании объекта по его началу с помощью педагога и других детей. Также детей знакомили с термином «описание», учили составлять высказывания - описание, формировали у них представление о функциональном назначении описания.
На последнем занятии особое внимание детей привлекалось, прежде всего, к концовке, завершению описания. В этих целях применялись объяснения и показ способов формирования завершающей части, в которой выражается отношение к описываемому объекту.
При описании игрушки раскрылись ее свойства, назначение, уточнялись форма, путем перечисления признаков предмета.
В процессе проведения формирующего эксперимента нами было отмечено, что на занятиях по обучению детей описанию народной игрушки возникают определенные трудности, поскольку основная часть занятия - самостоятельное составление рассказов детьми - утомительна как для детей, так и для воспитателей.
Анализ методической литературы привел нас к выводу о том, что трудности обучения младших дошкольников описательным рассказам связаны с недооценкой некоторых компонентов, составляющих учебную деятельность (цель, мотив, способы достижения поставленной цели).
Ниже в Таблице 2.3 мы приводим примерную серию занятий по развитию речи на материале народной игрушки.
Таблица 2.3
Серия занятий по развитию речи на материале народной игрушки
№ п/п | Тематика занятий | Содержание |
1. | «Сказочная птица» | Развивать у детей самостоятельность, живность в поисках способов описания сказочного образа. |
2. | «Я люблю свою лошадку» | Знакомить с мордовской деревянной игрушкой села ПодлеснаяТавлаКочкуровского района Республики Мордовия. Учить описывать статичную фигуру, передавать характерное положение туловища, ног, рук. |
3. | «Пава» | Рассмотреть глиняную игрушку-свистульку; учить передавать в рассказе характерную форму. |
4. | «Образ мордовочки» | Учить рассматривать образ мордовочки, передавая ее выразительные особенности (форму головного убора, туловища и женского костюма), пропорциональные соотношения частей, положение рук, дополнительные детали. |
5. | «Старичок с лукошком» (лепка по мотивам мордовской деревянной игрушки) | Продолжать знакомить с мордовской деревянной игрушкой села ПодлеснаяТавлаКочкуровского района Республики Мордовия. Учить описывать статичную фигуру, передавать характерное положение туловища, ног, рук, самостоятельно выбирать способ изложения. |
Продолжение Таблицы 2.3 | ||
6. | «Барашек» (по мотивам мордовской игрушки) | Учить раскрывать образ барашка в динамике. |
7. | Занятие-выставка «Мордовская игрушка в музее игрушек» | Учить детей правильно отвечать на вопросы и описывать игрушку; приобщать детей к национальной культуре мордовского народа. |
8. | Занятия «Русская матрешка» | Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования. Развивать речь дошкольников. Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования. Развивать эстетическое восприятие и воображение. Формировать творческие и креативные способности детей. |
9. | Хоровод матрешек | Учить детей сравнивать и описывать аналогичные игрушки; приобщать ребенка к национальной культуре через народную игрушку |
10. | Мордовская игрушка-свистулька в музее игрушек | Приобщать детей к народной культуре через игрушку; формировать связную речь через описание народной игрушки; формировать умение последовательного строить высказывания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ
Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позв...
Консультация "Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ"
Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, ...
Методическая разработка "Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников"
Данная методическая разработка нацелена на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, в ней обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» ...
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ
Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позв...
Консультация для педагогов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ФФН и ОНР
Кинезеология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения...
Методические рекомендации по использованию пособия-игрушки «Солнце примирения»
Пособие «Солнце примирения» ориентировано на детей 3-7 летВедущая цель: развитие социально - коммуникативных навыков, через технологии конструктивного общения.Задач...
Практические рекомендации для педагогов «Использование «Кругов Луллия» в работе над развитием речи детей»
Практические рекомендации для педагогов «Использование «Кругов Луллия» в работе над развитием речи детей»...