Мастер -класс для родителей и детей "Нейрогимнастика"
материал

Замаева Елена Шагитовна

Мастер-класс  в рамках декады детей с ОВЗ» От сердца к сердцу», для детей и родителей, на базе многопрофильного семейного центра интеллектуального, личностного  и творческого развития «Матрешка», г. Нижнекамск.

 Недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Отсюда наши дети:
 моторно неловкие;
невнимательные;
гиперактивные;
плохо ориентируемые;
с ЗРР, ЗПР и т.д.
Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой. Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_neyrogimnastika_dlya_doshkolyat.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс с родителями: «Нейрогимнастика для дошколят»

Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.

Задачи:

1. Объяснить значение использования нейрогимнастики в работе над развитием речи детей.

2. Вызвать интерес к проведению нейрогимнастики, и оптимизировать интеллектуальные процессы.

3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая

в работу членов семьи.

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мой мастер-класс называется «Нейрогимнастика для взрослых и детей». Почему я решила представить вашему вниманию эту здоровье сберегающую технологию? На сегодняшний день наблюдая и диагностируя дошколят, все и больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.

Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.

Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом (девяточки-десяточки). А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки, банки-палки, 12 палочек, казаки-разбойники, цепи-кованы, заяц сколько время, колечко и многое другое…

А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.

Ведь бегая и прыгая, а также играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.

Таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Отсюда наши дети:

 моторно неловкие;

невнимательные;

гиперактивные;

плохо ориентируемые;

с ЗРР, ЗПР и т.д.

Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой. Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д.

Нейрогимнастика включает в себя: глазодвигательные, дыхательные упражнения, игры на освоение телесного пространства, работа над чувством ритма, работа над развитием координации и переключения с одного действия на другое.

Предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле что такое Нейрогимнастика. Сегодня я представлю вам упражнения на развитие дыхания, глазодвигательную гимнастику. Игры на развитие межполушарных связей, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства

         Все мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого и каждое из них имеет свои специфические функции. При этом полушария развиты неодинаково. Для гармоничного развития обоих полушарий мозга и служит нейрогимнастика.

Нейрогимнастика является образовательной кинезиологией.

Она влияет на:

•Развитие мелкой и крупной моторики.
•Развитие способностей.
•Развитие памяти, внимания.
•Развитие речи.
•Развитие мышления.
          Огромная польза и привлекательность нейрогимнастики состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.

Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого воспитанника. Упражнения нейрогимнастики мы используем, как на занятиях, в виде физминуток, так и в подвижных играх, в ходе релаксации для снятия мышечного напряжения. И что немаловажно, эти упражнения дети могут выполнять дома вместе с родителями.

        Занятия начинаем с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Если ребёнок левша, то разучивание упражнений начинаем с левой руки. При затруднениях можно предложить ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.

Например:

« Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе): «Кулачок – ладошка, так гуляет кошка».

«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

«Кулак – ребро – ладонь» - три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

Упражнение «Цепочка»

По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном. Вначале движения выполняются в привычном для ребенка захвате, потом его необходимо обязательно поменять.

        На экране вы видите несколько упражнений, которые сейчас вы тоже можете выполнить.

Упражнение «Ножницы – собака – лошадка»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.

Ножницы – указательный и средний пальцы вытянуты вперед, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.

Собака – ладонь следует поставить ребром, большой палец распрямить и поднять вверх. Указательный палец согнутый, остальные сомкнуты.

Лошадка – большой палец правой руки поднят вверх, остальные сомкнуты. Сверху обхватить правую руку ладонью левой руки под углом так, чтобы вышла грива.

 

         Благодаря таким упражнениям ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. В результате усвоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.

 

           А ещё у малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. И тогда, в качестве продукта совместной деятельности выступает сказка, которую я предлагаю вашему вниманию.

Сказка

с элементами нейрогимнастики

«Приключения котят»

(способ организации детей– сидя за столами)

 

         Жил – был на свете маленький пушистый котёнок (показываем правый кулачок). Шёрстка у него была золотистая, как солнышко, и поэтому все звали его Рыжик.

Он очень любил гулять по саду возле дома (упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

И вот однажды, Рыжик вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает полосатый котёнок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами). Это был его друг Матроскин.

Котята стали играть в догонялки, весело бегая друг за другом (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).

И тут друзья увидели в канавке испуганного зайчишку (упражнение «Заяц»: указательный и средний пальцы вытянуты вверх, большой палец прижимает к ладони безымянный и мизинец). Он никак не мог выбраться из ямки. Котята решили ему помочь и сплели из лыка верёвочку (упражнение «Цепочка» По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки.). Зайка поблагодарил котят за спасение, и от радости они устроили весёлый перепляс.

Сначала в пляс пустился Матроскин («Яблочко»: и.п. - руки на уровне груди, левая рука ладонью вниз, пальцы сомкнуть, большой палец отставить в сторону; правой ладонью обхватить большой палец левой руки. менять положение рук одновременно).

Затем начал танцевать Рыжик (упр. «Лезгинка»: и.п. – руки на уровне груди, левую ладонь сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. одновременно менять положение правой и левой рук, постепенно увеличивая скорость).

Зайка тоже не отставал от друзей («Казачок» (или любая плясовая): руки повернуть ладонями к себе, локти развести в стороны, левая рука сжата в кулак; правая – пальцы выпрямлены параллельно себе, большой палец вверх; одновременно менять положение рук).

И вдруг наши герои услышали чей то смех. Это была Лягушка. Ей так понравился необычный концерт, что она решила угостить танцоров вкусными оладушками (упр. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).

Друзья поблагодарили Лягушку, и она довольная ускакала в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушке жарко тут, пора лягушке в пруд!»).

Тут Зайка сказал, что уже темнеет и ему пора домой. Он попрощался с котятами и ускакал в лес к маме Зайчихе (упр.«Зайчишка»: пальцы левой руки собраны «щепоткой» и стоят на столе; пальцы правой руки выпрямлены и сомкнуты, ладонь лежит на столе; одновременная смена позиции со словами: «Серый зайка прыг да скок, скачет заинька в лесок»).

Котята тоже отправились домой (упр. «Кошка»).

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба»).

Уставшие они улеглись на мягкой травке (положить кулачки на стол, вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

 

А сейчас мне хотелось бы немного возвратиться в детские годы, когда длинными, зимними вечерами у нас дома отключали свет. Мама зажигала свечу и на стене начинали оживать тени…

Демонстрация «Театра Теней».

Жили у бабуси два весёлых ГУСЯ. И решили они по ЛЕСУ погулять. А в лесу их жители лесные встретили: ЗАЙКА – попрыгайка, ЛИСИЧКА – сестричка, МЕДВЕДЬ косолапый, да ЛОСЬ сохатый. Но тут появились серые ВОЛКИ. Испугались ГУСИ и ПОЛЕТЕЛИ домой к бабусе.

          Такие незамысловатые сказки, которые появляются при помощи, всего лишь, тени очень нравятся детям. Они с удовольствием играют с тенью, разговаривают с ней, стараются освоить и создать новые образы, заставляя их двигаться.

           Театр Теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Здесь можно обойтись минимальным количеством актёров. Достаточно одного или двух человек. А оборудованием служат самые обычные предметы – лампа или солнце и экран, в роли которого может быть большой лист бумаги, ткань или просто стена. Я не зря представила Театр Теней как один из видов нейрогимнастики. Ведь все образы создаются только при помощи двух рук. Игра со своей тенью позволяет детям развивать не только пространственное мышление и фантазию, но и мелкую моторику, внимательность, познавательную активность и умение весело и с пользой организовать свой досуг.

 

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов нейрогимнастики оказывает положительное влияние на развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, и способствует коррекции недостатков речевого развития не только у детей, но и у взрослых.

 И в заключение маленький совет:

Мы с вами выполняем ежедневные физические действия «удобной» для нас рукой. Попробуйте сами и предложите родителям и детям, например - чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «непривычной» рукой активизирует новые участки мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"

Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...

Мастер класс для родителей "Мастер класс Кукла Мотанка"

Данная работа преддставлена для обмена опытом с педагогами дошкольных организаций...

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки» Мастер - класс для родителей ясельной группы

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки»Мастер - класс для родителей ясельной группы...

Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...

Мастер – класс Тема: «Осенняя мастерская» (Мастер – класс для родителей)

Цель: изготовить поделки своими руками совместно с ребенком....

Мастер-класс для родителей детского сада. Лепка из пластилина/ Мастер-класс «Я леплю из пластилина»

Лепка тренирует мелкую моторику, которая в свою очередь принимает активное участие в развитии речи, влияет на координацию движений, тренирует память и помогает ребенку мыслить логически.Лепка и синхро...