Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях ФГОС ДО
консультация на тему

Кузнецова Татьяна Александровна

«В    дошкольные   годы  ребенок  почти полностью

идентифицируе      себя    с   семьей,    открывая   и

утверждая  себя и других людей преимущественно

через   суждения,  оценку и  поступки   родителей»

В.А. Сухомлинский

 

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.  

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей (законных представителей) в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алтайский край

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Ромашка»

КОСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«НЕТРАДИЦИОНЫЕ ФОРМЫ ВАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»

           

                                                                                              подготовила: ст. воспитатель

                                                                                              Т.А. Кузнецова

п. Мирный

2018 г.

«В   дошкольные   годы  ребенок  почти полностью

идентифицирует     себя    с   семьей,    открывая   и

утверждая  себя и других людей преимущественно

через   суждения,  оценку и  поступки   родителей»

В.А. Сухомлинский

       Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

       Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

        Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции

        Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.  

        Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей (законных представителей) в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

- «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". (18 Закон РФ «Об образовании»)

-  «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

-  «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»

Цель взаимодействия ДОУ и семьи:

заинтересованность обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развития в нем скрытого потенциала.

В основе такого партнерства лежат следующие принципы:

- Позитивный настрой на общение.

- Индивидуальный подход.

- Сотрудничество, а не наставничество.

- Динамичность. 

- Открытость.

Основные задачи в работе с родителями (законными представителями):

-Обеспечить психолого - педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей.

-Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

-Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, целей, эмоциональной взаимоподдержки между педагогами и семьей.

- Оказание помощи родителям в воспитании детей.

- Активизировать родительские воспитательные умения.

- Поддерживать уверенность в собственных педагогических умениях.

Традиционные формы работы ДОУ с семьей:

hello_html_m6308ddc2.png

Не традиционные формы работы ДОУ с семьей:

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагают О.Л. Зверева, Т.В. Кротова представленные в таблице.

Наименование

С какой целью используется эта форма

С какой целью используется эта форма

Информационно- аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно- информационные:

информационно- ознакомительные; информационно- просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини- библиотек

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

  • почта доверия;
  • анкетирование;
  • наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи

Заранее определяя, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:

  •  совместный труд (приглашение родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам)
  • совместные досуги, развлечения, викторины;
  • выявление творческих родителей и детей в группе, приглашение принять участие в смотрах-конкурсах,

Таким образом, изучая семью, семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка. 

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду.  В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

«Почтовый ящик», который находится в приемной. Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т.е. родители могут класть записки со своими вопросами как педагогу, так и узким специалистам, например, психологу, логопеду, свои идеями и предложениями. Иногда эти вопросы являются темой мини-собрания.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся:

  • праздники «День Матери», «День рождения», «Лучшая семья моя», «Новый год», «Масленица», «Праздник урожая» и т.д.;
  • развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком) и т.д.;
  • спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «Спорт и я – лучшие друзья» и т.д.;
  • вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки» и т.д.;
  • совместные проекты «Моя семья», «Куклы народов России», «Моя Родина» и т.д.;
  • выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо» и т.д.;
  • выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд» и т.д.;
  • спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т.д.;
  • совместные походы «В мир прекрасного», «Музей» и т.д.;
  • экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу» и т.д.

Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

1. Дни открытых дверей.

2. Турниры знатоков.

3. Кружки.

4. КВН, викторины.

5. Праздники.

6. Семейные конкурсы.

7. Выпуск газеты.

8. Просмотры фильмов

9. Концерты.

10. Оформление группы.

11Соревнования.

12. Благоустройство ДОУ и территории.

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

К ним относятся:

  •  посещение семей воспитанников на дому;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
  • совместные экскурсии;
  • дни общения;
  • дни добрых дел;
  • дни открытых дверей;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • оформление фотомонтажей;
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • утренние приветствия;
  • работа с родительским комитетом группы;
  • беседы с детьми и родителями;
  • тренинги;
  • семинар-практикум;
  • родительские гостиные;
  • семейный вернисаж.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы:

«Педагогическая лаборатория» - рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе - кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно – какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

«Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах» При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен». Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки;
  • папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету» и т.д.;
  • семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти» и т.д.;
  • библиотека – передвижка;
  • фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные» и т.д.;
  • фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я!», «Папа, мама, я – дружная семья», «Дети – цветы жизни» и т.д.;
  • семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни» и т.д.,
  • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и т.д.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них —информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

С чего начать?

Анализ социального состава родителей (законных представителей) из настроя от ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ (анкетирование, личные беседы)

Условно разделить родителей (законных представителей) на три группы:

- первая – родители (законные представители) очень занятые на работе, детский сад им жизненно необходим.

- вторая – родители (законные представители) с удобным графиком работы, не работающими бабушами и дедушками.

- третья – семьи, где мамы имеют статус домохозяйки, декретный отпуск по уходу за ребенком.

Первая группа ждет от детского сада не только хорошего присмотра и ухода, но и полноценного развития ребенка. И при правильной организации взаимодействия такая группа родителей (законных представителей) с удовольствием изготовят дома совместно с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фото на выставку.

Вторая группа – дети которых могут воспитываться дома, но родители (законные представители) не хотят лишать ребенка полноценного общения. Задача педагогов е допустить, что бы эта группа родителей не оставалась в роли пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – эти родители (законные представители) ждут от детского сада интересного общения со сверстниками. Задача воспитателя выделить из этой группы энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателя. На эту группу педагогу необходимо опираться при подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов выставок.

Как активизировать участие родителей? 

Проявляйте взаимное уважение друг к другу.

Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей.

Привлекайте родителей к участию в мероприятиях, утренниках, конкурсах, выставках.

Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.

Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется, высказывайте свою признательность им.

Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.

Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.

Поощряйте посещаемость родительских собраний.

Сохраняйте конфиденциальность любой информации.

Результаты использования эффективных форм работы с родителями

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям.

Рост посещаемости родительских мероприятий.

Инициатива со стороны родителей по проведению новых форм общения семей группы.

Изменение взаимоотношений воспитателя с родителями.

Осознание родителями значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

Положительное отношение родителей к ДОУ.

Положительная оценка его деятельности.

Список используемой литературы

1. Программа воспитания и обучения детей в ДОУ под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.А

2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

3. Родительские собрания в детском саду/ Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО,2011.

4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.

5. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Москва, 2006 г.

6. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва, 2002 г.

7. Дифференцированный подход педагога к программам в условиях вариативности дошкольного образования. Краснодар, 2001 г.

8. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005

9. О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005

10. Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. План работы с родителями на год в Подготовительной группе....

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)...

Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников:

Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников:...

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

План работы педагога-психолога  с родителями (законными представителями) воспитанников на 2020-2021 учебный год. Используются различные формы:тренинги, семейная гостиная, родительские собрания, т...

Презентация на тему: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в рамках ФГОС»,

Презентация на тему:«Взаимодействие с родителями(законными представителями) воспитанниковв рамках ФГОС»,...