Семинар с элементами тренинга "Профилактика эмоционального выгорания"
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar._prezentatsiya_profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya.ppt | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на педагога ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоровье и способность к адаптации.
Сегодня, на нашей встрече мы попытаемся понять, что же такое "синдром профессионального выгорания" и как мы можем себе помочь, если таковой обнаружится у нас с вами. Упражнение «Ассоциации». Цель: Узнаем, какие ассоциации связаны у вас с «эмоциональным выгоранием». Инструкция: Закройте на минуту глаза и подумайте, какие образы, явления, предметы вы видите, когда слышите слова «эмоциональное выгорание». Поделитесь, кто что представил. (Выслушиваем ответы и обобщаем их, предлагая свои варианты ассоциаций).
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция педагога на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание – Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Эмоциональное истощение – первая стадия профессионального выгорания . Она проявляется в эмоциональном перенапряжении , чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат - в сниженном эмоциональном фоне . Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты» , равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности . На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
Второя стадия выгорания - деперсонализация . Она проявляется деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах как с коллегами, так и с клиентами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем « выгорающий » сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя.
На третьей стадии - редукции личностных достижений - отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, снижении профессиональной мотивации , ограничении своих возможностей.
Причины возникновения СЭВ у педагогов Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций; Загруженность в течении рабочего дня; Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ Проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии; Окончание учебного года.
К физическим проявлениям СЭВ относятся : - снижение аппетита; - обострение хронических заболеваний; - сильная усталость, утомление после активной профессиональной деятельности, при этом обычный для человека отдых не приводит его в норму; - частые головные боли, постоянные колебания давления; - нарушения сна или полная бессонница и др. Психологические симптомы проявляются в : - повышенной раздражительности, чувстве усталости и депрессии; - разочаровании в работе и личной жизни; - потере самоуважения и уверенности в себе; - снижении интереса к работе, частой смене настроения; - - немотивированном беспокойстве о будущем.
Поведенческие проблемы могут быть следующие : - эмоциональные «взрывы» , немотивированная смена настроения; - снижение самокритичности; - отрицательный настрой по отношению к выполняемой работе, отсутствие инициативы, мотивации; - падение продуктивности труда; - ограничение общения с коллегами, друзьями и знакомыми; - появление негативного отношения; - утрата чувства юмора, негативное отношение к себе;
Профилактика профессионального выгорания Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Профилактика профессионального выгорания состоит : Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
СТРАТЕГИИ СНЯТИЯ СТРЕССА. Прежде всего, проанализируйте, что вызывает у вас стресс и как он проявляется. Постарайтесь свести к минимуму стрессовые ситуации, например, сократив расходы, отремонтировав квартиру и т.п. Наконец, освойте стратегии конструктивного (позитивного) снятия неизбежно возникающих стрессов. Баланс желаний и возможностей. Скорее всего, вам надо: – не стремиться всё улучшить, – меньше мыслить категориями “должен”, “обязан”, “вынужден”, – прощать себя и других, – учиться говорить “нет”, – отсеивать лишнюю информацию.
Самоконтроль. Чтобы лучше преодолевать стрессовые ситуации, надо: – отстаивать свою позицию, – определять проблемы, ставить цели и искать пути их решения, – прислушиваться к собственным потребностям и заботам, – стараться выполнять принятые решения.
Организация своего времени. Учитесь эффективно использовать время. Здесь важно следующее: – выделять приоритетные задачи, назначать реалистические сроки, – делать самое важное или трудное, когда больше всего сил, – предвидеть стрессовые ситуации и заранее готовиться к ним, – всегда оставлять время для себя, – не брать на себя слишком много, – поручать часть дел другим, делать всё по очереди.
Психологическая диета Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно. Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.
Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху. Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора: в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему
Взаимоотношения с людьми. Общение может снимать стресс, и приводить к нему. Старайтесь: – развивать общительность, – поддерживать контакты с друзьями, – подбадривать окружающих. Помощь и поддержка. Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные ресурсы: – каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”, – не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или специалистам.
Релаксация Расслабиться можно разными путями: – выполняя дыхательные упражнения, – смотря комедию, – играя с домашними животными, – танцуя, – посещая салон красоты, – уезжая в отпуск, – беседуя с друзьями. Видео. Релаксация. Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья, нам, педагогам необходимо следовать нескольким простым рекомендациям : Баланс: работа – досуг; Организация своей работы; Дни эмоциональных разгрузок; Регулярные физические упражнения; Полноценный сон, делегирование ответственности; Активная позиция, наличие хобби.
Саморегуляция психического состояния Способы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном- отвлечение; различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физические нагрузки переключают эмоции ; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания и говорите о них в семье, друзьям и на работе.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
Упражнение “Я рада тебя видеть или я рада Вас видеть и назвать имя участника, соприкоснувшись ладошками.
Упражнение «Половинка к половинке» Участники группы садятся в круг. Им предлагается улыбнуться друг другу и группе в целом. Затем каждый по очереди говорит половину того слова, которым он хотел бы поприветствовать группу. Например: «При-вет», «Здоро-во». Рядом сидящий говорит вторую половину слова.
ТЕСТ “ Мое самочувствие ” Инструкция: Вам следует ответить «Да» или «Нет» на утверждения, которые я вам сейчас зачитаю. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация, которую вы получите, нужна, прежде всего, вам. За каждый ответ «ДА» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
1. У меня часто плохое настроение, я плачу. 2. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему в глаза. 3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным. 4. Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.
5. Я почти не интересуюсь тем, что для других является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих). 6. Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь. 7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь близким и знакомым.
8. В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам. 9. Я говорю, как правило, очень тихо, так, что меня с трудом понимают собеседники. 10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.
Результаты теста 0-3 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в розовом свете. 4-7 балла. Ваше отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля усталости. 8-10 баллов . Вам необходима помощь, не нужно терять времени, а необходимо начинать работать над собой. Удачи!
Практическая часть -Я хочу вам рассказать притчу. В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан? " - "50 грамм! ", "100 грамм! ", "125 грамм! " - предполагали студенты. - Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут? - Ничего, - ответили студенты. - Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор. - У вас заболит рука, - ответил один из студентов. - Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал один студент. - Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени? - Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты были удивлены и обескуражены. - Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор. - Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории. - Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать проблемы в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься.
Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Упражнение «Выбор» Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу? 1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый. 2 . Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик. 3 . Съедаете что-то другое. 4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
- Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек , не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие.
- Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. - Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро действовать. Вы готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий.
- Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению , новаторским идеям. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. - Как видим-все мы по-разному относимся к неудачам. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».
Упражнение “Карусель общения” Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим. “ Я люблю…”, “Меня радует…”
Упражнение «Моя аффирмация» Как корабль назовешь так он и поплывет. Необходимо делать себе позитивные установки. Аффирмация - краткая фраза, содержащая словесную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни.
Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка. Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. Мышечная разрядка отрицательных эмоций (это пешие прогулки, физические упражнения).
Путешествие на море!!!
Упражнение «Сад моей души» Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам. Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой. Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает. А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
Упражнение «Поддержка». Цель: Следующее упражнение поможет раскрыть наши внутренние ресурсы, снять эмоциональное напряжения, повысить самооценку и уверенность в себе, будет способствовать сплочению нашего коллектива. Инструкция: Предлагаю всем встать и стряхнуть все, что нас тревожит. (Выполняем дрожащие движения ног, рук, тела, головы). А теперь окажем поддержку друг другу. Первый участник называет свое положительное качество и протягивает руку соседу. Например, «Я добрый…» Следующий участник повторяет слова соседа и добавляет свое положительное качество, протягивая руку следующему «Я тоже добрый, но еще я и…». И так, пока все участники не будут связаны одной цепью. ( В конце все поднимают руки вверх со словами:«Все будет хорошо!») Вывод: Каждый нуждается в одобрение. И нам, связанным одним делом, очень важно уметь оказывать поддержку друг другу!
«Аплодисменты» Участники сидят или стоят в кругу. По желанию один из участников выходит в центр круга, а остальные начинают ему бурно аплодировать. Аплодисменты продолжаются столько, сколько этого захочется стоящему в центре круга. Когда он решает, что ему достаточно внимания, он благодарит группу и возвращается в круг. После этого место в центре круга занимает следующий участник.
Упражнение «Молодец!» Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения. Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Упражнение «Найди себе подобных» Участники под музыку беспорядочно передвигаются по кругу. Ведущий дает команды : «Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет волос» ; «Объединитесь в группы те, у кого полное имя начинается на одну букву» ; «Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет глаз» ; «Объединитесь в группы те, у кого день рождения в одно время года» ;
Игра " Ладошки" Ход : Всем участникам раздаются чистые листы. Они обводят свою ладонь. В центре ладони пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над пальчиками ладошки. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.
Упражнение «Подарок» Процедура проведения : ведущий говорит : «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
Упражнение «Волшебный лес чудес». Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: “лес — роща” и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине».
«Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения» Упражнение «Лимон» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое») Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз .
Рефлексия «Цветное настроение» Перед участниками лежат сердечки разного цвета. Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние , настроение на данный момент (после проведенных упражнений) . Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе. Характеристики цветов : Черный - Вы раздражены, испытываете негатив. Коричневый – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах. Красный - Вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории. Желтый - Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе» . Зеленый - Состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.
Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик) Трудно ли вам было отвечать? Было ли для вас что-то новое? Считаете ли вы полезным упражнение? Открыли ли вы что-то новое для себя? Как вы себя сейчас чувствуете? Какие у вас сейчас ощущения? Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ДОУ»
Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания у сотрудников ДОУ" призван способствовать развитию эмоционального интеллекта, развитию самопознания педагогов, создавать усло...
Практический семинар для педагогов «Предупреждение эмоционального выгорания воспитателя!»
Как сохранить психологическое благогполучие педагогу? Несколько практических заданий в кругу коллег....
Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов"
Материал семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов" будет полезен начинающим педагогам - психологам ДОУ. Можно использовать как в начале года, так и в конце года....
Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"
Практические упражнения , способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания у воспитателей и педагогов...
Семинар-практикум для педагогов "Эмоциональное выгорание. Что это?"
Учитесь управлять собой.Во всем ищите добрые начала.И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала,Споткнувшись, самому вставать,В себе самом искать опоруПри быстром продвиженье в горуДрузей...
Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”
Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными при...
Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”
Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...