Семинар-практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ДОУ»
методическая разработка на тему
Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания у сотрудников ДОУ" призван способствовать развитию эмоционального интеллекта, развитию самопознания педагогов, создавать условия для групповой сплоченности, создавать условия для профилактики эмоционального выгорания и поддерживать психическое здоровье сотрудников МДОУ, способствует формированию адекватной самооценки качеств сотрудников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ДОУ»
Дата проведения: 08.12.2015
Составитель:
- педагог-психолог Бураменская В.В
Цели занятия:
- Развитие эмоционального интеллекта, активизация процесса самопознания и взаимопознания педагогов;
- Создание условий для групповой сплоченности;
- Создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержания психического здоровья сотрудников ДОУ.
- Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
Задачи занятия:
- Развивать способности понимать и управлять своими эмоциями;
- Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
- Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
- Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.
- Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
- Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;
- Сформировать позитивное мышление у сотрудников ДОУ.
Материалы и оборудование:
-Проектор и компьютер для демонстрации слайдовой презентации (теоретическая часть семинара;
-записи спокойной релаксирующей музыки (на семинаре используются музыкальные композиции альбома «Эолия. Любовь на ветру.);
-заранее распечатанная анкета «Обратная связь»;
-заранее приготовленные крылатые выражения для упражнения «Пишущая машинка»;
-две глубокие тарелки, лепестки роз;
- красивая декоративная свеча;
-листы А4, ручки, один мусорный пакет;
- маленькие шоколадные конфетки;
- заранее подготовленные памятки «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов»
Время проведения:
Приблизительно один час. Общее время зависит от колличества участников семинара.
Участники:
Воспитатели, младшие воспитатели, сотрудники МДОУ «Детский сад общераз-вивающего вида №97».
Мини-лекция «Профессиональное выгорание педагога»
Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы:
- повышенная усталость,
- снижение самооценки,
- учащение жалоб на здоровье,
- ухудшение чувства юмора,
- упадок сил.
Это не что иное, как признаки профессионального выгорания. Так ваша личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.
Почему же это происходит?
Профессия педагога и психолога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами, эмоциями и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами:
- внимательно выслушивать,
- сопереживать,
- быстро принимать решения,
- сдерживать свои чувства,
- подбирать слова,
- нести ответственность за жизнь и здоровье.
Причем иногда это общение происходит одномоментно, и даже если все прошло хорошо, чаша эмоций оказывается переполненной, и любое человеческое общение может казаться нежелательным и обременительным. Добавьте к этому многочисленные проверки, увеличение количества особо «трудных» детей и «трудных» родителей, нежелательные личностные качества (повышенный уровень тревожности, чувствительности или же эмоциональная сдержанность), невысокий заработок и, как следствие, дополнительная работа по репетиторству и пр. Все это приводит к истощению эмоциональных ресурсов педагога.
Вполне естественно встает вопрос: что делать? Одним из способов компенсации и профилактики эмоционального выгорания является развитие эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни:
- понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений,
- использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ:
- восприятие и выражение эмоций;
- повышение эффективности мышления с помощью эмоций;
- понимание своих и чужих эмоций;
- управление эмоциями.
Высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует «знание о том, как изменить свое негативное состояние на позитивное».
Более того, человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта берет на себя ответственность за собственное эмоциональное состояние.
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта не только является профилактикой эмоционального выгорания и деформации личности педагога, но и способствуют эффективности педагогической деятельности и одновременно повышает удовлетворенность ею.
Педагоги с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает высокую эффективность в профессиональной деятельности.
Исследования показывают, что эффективными средствами профилактики симптома профессионального выгорания являются способы саморегуляции и самовосстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей работы.
А теперь вашему вниманию предлагается психологическая игра «Поменяйтесь местами те, кто…..»
Цель: Снятие накопившегося напряжения; сплочение сотрудников.
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего-занять чье-то место.
Упражнение №1 «Зеркало»
Цель: разминка; развитие умения распознавать эмоции выраженные пантомимикой.
Участники группы разбиваются на пары.
Инструкция: «Один из участников пары будет человеком, смотрящимся в зеркало, а второй – отражением. Человек, оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: его мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны и выражают какую-либо эмоцию. «Отражение» повторяет как можно точнее все движения, выражения лица человека».
Через три - четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями.
После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Насколько точно вам удавалось распознавать чувства и эмоции вашего партнера и воспроизводить их?», «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?». «Кем было легче?». Подводится итог об индивидуальных особенностях восприятия, понимания и выражении чужих эмоций.
Вывод: человек должен уметь выражать свои эмоции и понимать чужие эмоции – это и есть проявление развитого эмоционального интеллекта.
Просмотр презентации «Как поднять настроение».
Упражнение 2. «Мне обидно, когда...».
Очень часто бывает так, что многое в нашей жизни нас обижает, и эта обида следует за нами по жизни, не давая дышать полной грудью. Поэтому сегодня мы немного поработаем с нашими обидами.
Цель: управление своими эмоциями, освобождение от негативных эмоций.
Материалы: листы А4, мусорный пакет.
Участники пишут на листочках одну фразу, начинающуюся словами: «Мне обидно, когда...» и заканчивают предложение, обозначая свою обиду. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свою обиду. Далее участникам предлагается изобразить обиду. Каждый участник по кругу говорит «Моя обида похожа на...». Следующий продолжает, говоря «обида (имя предыдущего участника) похожа на..., а моя обида похожа на...» и тоже изображает. Далее по принципу снежного кома.
Предлагается скомкать листочки с предложениями «мне обидно, когда..», и выбросить в мусорное ведро со словами «Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна».
Вопросы для обсуждения: Какие эмоции возникли у вас при выполнении этого задания? Как они менялись в течение выполнения упражнения. Удалось ли вам освободиться от своих негативных эмоций?
Вывод о применении метода освобождения эмоций, как мощной техники высвобождения заряда подавленной энергии.
Упражнение 3. «Комплимент»
Цель: развитие навыка управления своими и чужими эмоциями, позитивная обратная связь.
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Нам всем иногда нужна похвала, приятно получать комплименты. На листе бумаги напишите свое имя и то, за что вы можете гордиться собой, начиная фразу: «Я – Валентина я молодец, потому что я …, я горжусь собой, потому что я…. и передайте соседу по команде. А сосед, получив листок, пишет что-либо приятное (в течение полминуты), начиная фразу, например «Мне нравиться в тебе…, я учусь у тебя…» И так листок пройдет по кругу и все участники напишут каждому свое послание».
Вопросы для обсуждения: Получили свои листы? Какие чувства вы испытываете? ваши ощущения?
Вывод о необходимости управления эмоциями: создание позитивного настроя.
«Сохраните эти листы в копилке своего опыта, думаю, бывает очень приятно и полезно для поднятия самооценки и настроения перечитать такое послание, даже через несколько лет».
Упражнение 4. «Моечная машина»
Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения.
Все участники становятся разбиваясь на пары, в две шеренги лицом друг к другу, это сама моечная машина. Затем одна пара разбивается. Первый человек - «вещь», которую необходимо отмыть, последний - «сушилка». Вещь проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, потираю бережно и аккуратно, говорят ласковые слова. Сушилка в конце шеренги должна свою вещь – крепко, крепко обнять. Прошедший «мойку» становится сушилкой, следующей становится вещью., и упражнение повторяется с начала.
Вопросы для обсуждения:
• Что вы чувствовали, когда проходили через «мойку»?
• Чьи прикосновения вам были более приятны?
Упражнение5. «Пишущая машинка»
Цель: сосредоточить внимание, улучшить настроение, повысить активность сотрудников.
Давайте представим себе, что все мы с вами большая пишущая машина. Каждый из нас –буква на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому участнику достанется по две, три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например «смех», и тогда тот кому достанется буква «с» хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м» и т.д.
Ведущий распределяет буквы алфавита по кругу. А напечатаем мы фразу: «Здоровье-дороже золота.» Уильям Шекспир. На пробел между словами нужно вставать.
Упражнение 6. «Главное – второстепенное»
Цель: иерархизация мотивов в зависимости от эмоциональной значимости целей.
Инструкция: «Напишите по порядку на листе бумаги 5 – 8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны».
А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам уже 90 – 100 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным.
А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас 90-летних.
Сравните два полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочет высказаться?»
Вывод: очень много эмоций мы тратим на пустяковые и не важные дела и цели, таким образом растрачивая себя. Данное упражнение помогло нам понять, что для каждого является действительно важным и реально достижимым. Речь идет о процессе внутреннего регулирования эмоций за счет определения более значимых воздействий и их источников. Эмоция является реакцией системы на свою оценку важности воздействия для самореализации. Если воздействие вредно и препятствует достижению цели, то возникают отрицательные эмоции. А если полезно и позволяет или помогает достичь цели – то появляются положительные эмоции.
Упражнение 6. «Золотистый поток»
Выполняется под спокойную приятную музыку, участникам дается две тарелки с водой и лепестками цветов.
Цель: релаксация, развитие взаимопонимания в группе, развить умение понимать закономерности возникновения взаимопомощи.
Задание: группа участников молча с закрытыми глазами передает друг дугу тарелку с водой. «Сядьте удобно, закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох. Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется…
Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь… Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее… Он лечит там, где болит, и вымывает все лишнее, что там накопилось… Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку…
Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту…
Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют… Вот золотистый поток спускается по вашим рукам… Они тяжелые… И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное…Это то лишнее, что накопилось в вас…Смотрите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это… И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый…
Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким… И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются и распрямляются плечи…
Золотистый поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается от чего-то… Распрямляется… Затем поток устремляется вниз… Теперь он стекает по ногам… Очень медленно он продвигается от бедер к коленям… Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги…От коленей – к стопам… По стопам он вытекает наружу… Вы видите вытекающий мутный поток… А золотистый поток продолжает вымывать все лишнее… До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света… Теперь медленно откройте глаза… Здравствуйте, очень чистые, золотисто светящиеся люди!»
В результате при передаче развиваются способности коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
Обсуждение. «Поделитесь впечатлениями»
«Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимите излишнее напряжение и не успокоитесь.».
Рефлексия. «Мне сегодня…»
Каждый участник группы, передавая сидящему рядом свечу, завершает фразу: «Мне сегодня…», делятся своими впечатлениями с коллегами».
Закончить наше занятие хотелось бы притчей.
ПРИТЧА КАМИН
Жил-был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю рубаху, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень ему благодарны и на все лады расхваливали его.
Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин!
Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ничего не просит.
Что бы мы без него делали!
Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе, что он такой важный, такой нужный, ну просто незаменимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, старается, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридцати градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:
- Уймись, отдохни, — просили по-хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.
- Ну что за глупый! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уймется.
Обиделся Камин и в отпуск ушел.
- Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят - и в сущности, за одно и то же дело, - думал он.
Ах, Камин, Камин... Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответное желание дары принимать.
А теперь, на память о нашей сегодняшней встрече мы хотим подарить вам эти маленькие угольки, как символ неугасимой нашей души, тепла и света, который мы хотим донести до окружающих нас людей. Но чтобы уголек светил и грел долго, о нем необходимо заботится, подпитывать его, иначе он превратится в пепел. Так и нашей душе необходима целительная забота и духовное насыщение.
Участникам раздаются в качестве угольков раздаются маленькие конфетки.
Всем участникам большое спасибо за активность, высоких достижений, духовного и физического здоровья и эмоциональной устойчивости!
Спасибо за внимание! Раздаются памятки «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов»
Сотрудники заполняют бланк экспресс анкеты.
Уважаемые сотрудники МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97», просьба ответить на вопросы экспресс анкеты.
- Каковы ваши впечатления от семинара?
- В чем оправдались/не оправдались Ваши ожидания от семинара?
- оправдались____________________
- не оправдались__________________
3. Какое упражнение / задание вам понравилось больше всего?
На семинаре присутствовало ___ человек. Из них педагоги составили _______(_%), прочие сотрудники ______(___%). Поставленная цель достигнута, задачи выполнены. Положительную оценку семинару дали _______человек. За неделю до семинара среди сотрудников МДОУ прошло анонимное анкетирование «Диагностика эмоционального выгорания (В.В,Бойко)),в нем приняли участие18 человек.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)
Предложенная методика даёт подробную картину синдрома «эмоционального выгорания», позволяет увидеть его ведущие симптомы. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз выгорания, можно дать достаточно объёмную характеристику психологического состояния исследуемого.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак «-» («нет»). Текст опросника.
1. Я сегодня доволен своей профессией неменьше, чем в начале карьеры.
2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
4. Моя работа притупляет эмоции.
5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
8.Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы. 14. Я очень переживаю за свою работу.
15. Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
21. Успехи в работе вдохновляют меня.
22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
23. Я часто работаю через силу.
24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать. 26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю. 27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
28. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. 30. Моя работа меня очень разочаровала.
31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. 32. Моя карьера сложилась удачно.
33. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
35. Моя работа плохо на меня повлияла — обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
Обработка данных .Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку -10 баллов — получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома. Ключ Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель. Симптом «Неудовлетворенность собой»: -1 (3), +6 (2), + 11 (2), -16 (10), -21 (5), +26 (5), +31 (3) Симптом «загнанность в клетку»: +2 (10), +7 (5), +12 (2), +17 (2), +22 (5), +27 (1), -32 (5) Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»: +3 (5), +8 (5), +13 (2), -18 (2), +26 (3), +28 (3), +33 (10) Симптом «Эмоциональная отстраненность»: +4 (2), +9 (3), -14 (2), +19 (3), +24 (5), + 29 (5), +34 (10) Симптом «Личностная отстраненность»: +5 (5), +10 (3), +15 (3), +20 (2), +25 (5), +30 (2), +35,(10) Выводы Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так: 9 и менее — несложившийся симптом; 10-15 баллов — складывающийся симптом; 16 и более — сложившийся симптом; Соответственно сумма баллов по всем симптомам: равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»; 50-75 — о начинающемся «выгорании»; 80 и более — об имеющемся «выгорании».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
Данный конспект предназначен для психологов ДОУ и школьных психологов. Цель данного семинара - создание условий, способствующих профилактики синдрома эмоционального выгорание у педагогов ДОУ и учителе...
Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов"
Материал семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов" будет полезен начинающим педагогам - психологам ДОУ. Можно использовать как в начале года, так и в конце года....
Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"
Практические упражнения , способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания у воспитателей и педагогов...
Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”
Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...
Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”
Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...
Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”
Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...