Патриотическое воспитание в формировании личности ребенка дошкольника
статья
Развитие гражданско- патриотических качеств личности — процесс, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всё жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_v_formirovanie_lichnosti_rebenka.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие гражданско- патриотических качеств личности — процесс, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всё жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того как понимается гражданственность и патриотичность, какое отношение к ним вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное открытие мира, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания Человека и Отечества, их красоты и величия. Л. С. Выготский утверждал, что в развитии ребёнка тесно сплетены естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т. е. сформировать определённое отношение к собственной стране и народам населяющим её; гражданско- патриотическое воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и в потребности в труде на благо социума. Гражданско- патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания.
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т.е. сформировать определённое отношение к собственной стране и народам населяющим её; гражданско-патриотическое воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и в потребности в труде на благо социума. Гражданско-патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Его реализация может осуществляться по средством:
Освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;
Проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
Организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей населённого пункта, области, как граждан России, а также с ролью правил и законов в жизни общества, с Конвенцией о правах ребёнка;
Проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
Организации видео просмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;
Вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, проведение благотворительных акций, посильная помощь младшим, пожилым). Естественно, что дошкольник ещё не разбирается в правовых, политических или социасоциально-экономических аспектах, однако соблюдение им элементарных правил правопорядка, представление о достижениях в области науки и искусства, почтение к государственным символам, знание имён людей, прославивших наше Отечество, составляют основу для развития таких качеств личности, как чувство собственного достоинства, уважение к историческому прошлому страны, гордость за своих соотечественников, внешний вклад в развитие человечества и мировой культуры. При этом познавательный уровень выражается в знании атрибутов и символов страны; в элементарных представлениях об устройстве государства; в осознании своих «прав и обязанностей» как члена семьи, затем как члена детского коллектива в группе детского сада, а так же жителя села, района, области, гражданина России; в знании имён выдающихся соотечественников – учёных, изобретателей, путешественников, полководцев, поэтов, писателей, композиторов, художников, артистов, спортсменов и др.
Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребёнок и что вызывает отклик в его душе. Конечно же это – игра и сказка. Знание и любовь устного народного творчества то же является аспектом гражданско-патриотического воспитания. Ведь именно в сказках познаются народные традиции, быт, характер, героизм, любовь к Отечеству. Благодаря сказкам ребёнок познаёт добро и зло, выбирает для себя любимого героя, оценивая его личностные качества. Народные игры и сказки – это истинное богатство и наследие любого народа нашей планеты.
Литература:
1. Дошкольная педагогика / Петербургский научно-практический журнал. – 2006. – №6 (33) /ноябрь-декабрь/. – 72 с.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и др. -СПб.: Детство-Пресс, 2002.
3. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4. Журнал «Ребенок в детском саду» N4, 2001; N5, 2001.
5.«Истоки»: Базисная программа развития ребёнка дошкольника. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– 303 с.
6. Ивочкина Н. В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. – 1998. – №1142. – С. 25-32.
7. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005, – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важность трудового воспитания в формировании личности ребенка
семинар - практикум для родителей...
СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ «Влияние нравственно – патриотического воспитания на формирование личности».
СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ ПО ТЕМЕ «Влияние нравственно – патриотического воспитания на формирование личности»....
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом ...
"Роль педагога в нравственно - патриотическом воспитании для развития личности ребенка"
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В толково...
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов....
Презентация "Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка"
В презентации рассказывается о влиянии типов семейного воспитания на личность ребенка...
Кластер по вебинару "Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота"
Кластер - это схема-организатор текста, с выделением ключевых понятий. Кластер можно зарисовать на бумаге, либо сделать в текстовом или графическом редакторе.Уважаемые коллеги, представляю вашему вним...