ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА
учебно-методический материал на тему

Депутатова Наталья Васильевна

 В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществомПоэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести система образования.

  Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2016годы».

Нормативно-правовые условия:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015 годы»;

Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями на 24 октября 2007 г.);

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями на 24.07.2007 г.);

  Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания ребенка. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot_vospitpnie.docx301.99 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное

     дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка –

детский сад № 51 "Аленушка"

Истринского муниципального района

http://stendprint.ru/upload/iblock/9d5/9d564fa6a020b64c377d1501390ff9ff.jpg

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ –

 ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

 ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА

Выполнил:

 педагог-психолог  

Депутатова Н.В.

2016 год

Патриотическое воспитание –

 основа формирования личности гражданина и патриота

Часть 1

Гражданско-патриотическое воспитание: цели, задачи, основные направления.

 В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществомПоэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести система образования.

  Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2016годы».

Нормативно-правовые условия:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015 годы»;

Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями на 24 октября 2007 г.);

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями на 24.07.2007 г.);

  Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания ребенка. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его поведения.

  Гражданско-патриотическим воспитанием «нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период». (Д. Медведев)

  Целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

  Данная цель охватывает весь образовательный процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

· воспитание толерантности;

· формирование чувства гражданского долга;

· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

 Определим основные направления гражданско-патриотического воспитания.

Духовно-нравственное направление включает осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко–краеведческое направление основывается на системе мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

Гражданско–правовое направление - это система мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально–патриотическое направление предполагает активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно–патриотическое направление ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно-патриотическое направление способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формированию опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно-патриотическое направление предполагает развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Часть 2

Педагогические основы патриотического воспитания

Автор: Адарацких Сергей Михайлович, педагог-психолог, учитель высшей категории МБОУ ЛФПГ г.о. Самара. Участник окружного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»

   Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности.

Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [1] В «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

Формирование гражданина, патриота своей родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. Задача школы состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, туризм, игра – могут решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности учащийся может совершать патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к родине. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других великих классиков, проникнутые горячей любовью к родине, чувством горечи за бесправное положение народа, вызывают у учащихся глубокие патриотические чувства. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка школа, пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет необходимо дать детям представление, о месте и роли их страны в мире, а также воспитывать любовь к боевому прошлому нашей родины, показывать могущество нашей страны. Необходимо добиваться, чтобы патриотические чувства учащихся находили выражения в полезных делах на благо Отечества, в том числе и готовность, защищать свою страну. Высокое чувство любви к родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, поведения в деятельности учащихся.  Педагог, работающий с младшими школьниками и дошкольниками, хорошо знает, насколько у детей 5-10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени. Воспитывать это качество помогают уроки «Я – гражданин», «Я патриот». Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «гражданин», «государство», «законы страны», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На уроке дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, со словами и звучанием гимна Российской Федерации. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно используются возможности компьютерной техники. Учащиеся класса - активные участники таких традиционных мероприятий школы, как конкурс патриотической песни; конкурс чтецов; конкурс сочинений "Моя малая родина"; праздник День защитника Отечества; спортивные эстафеты и другие мероприятия. Большую роль в патриотическом воспитании играют родительские собрания на темя: " Патриотическое воспитание в семье", «Традиции семьи» и другие. Итак, патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

Часть 3

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям

Автор: Лемешова Лариса Александровна, воспитатель МБДОУ №147 г. Воронежа

Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.В. Сухомлинский

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д.С. Лихачев)

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.

Суть нравственно-патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Детский сад имеет оптимальную предметно-пространственную среду, обеспечивающую развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста с учетом принципов «Концепции дошкольного воспитания»:

- значение детства в становлении личности;

- гуманизация целей и принципов педагогической работы;

- охрана и укрепление здоровья детей (физического и психического);

- возрастной подход в воспитании и обучении;

- формирование начал духовности, нравственности и самосознания личности.  

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

- особенности дошкольного возраста,

- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Стремясь заработать, родители все меньше внимания уделяют детям, их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.  

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город Родину ничего не сделать.

Работа, ведущаяся в данном направлении, должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Работу с детьми дошкольного возраста необходимо направить на:

- воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

- формирование чувства привязанности к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие интереса к народным традициям, обычаям, промыслам;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, чувство принадлежности к мировому сообществу;

- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

- развитие заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

В дошкольном учреждении деятельность, направленную на нравственно-патриотическое воспитание, можно разделить на 4 тематических блока:

Блок «Я и моя семья». Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам в детском саду.

Основа из основ нравственно – патриотического воспитания – воспитание у ребёнка любви к самому близкому – к семье, к родному дому, к детскому саду. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой его частью. Всё хорошее начинается с матери – хранительницы очага. Последняя неделя ноября считается праздничной детском саду. В этот день - «Всемирный день Матери» - звучат песни о мамах, оформляется выставка портретов, в группах дети готовят с огромной радостью и любовью подарки мамам. Обязательно проходит праздник с привлечением пап и участием мам.

Блок «Малая родина». Здесь происходит расширение представлений у дошкольников о родном городе, области и родной природе. Работа направлена на воспитание у детей любовь к своему городу, гордость за людей, которые прославили город, в котором нам повезло родиться и жить, желание сохранять и преумножать достояние родного края.

Блок «Россия» знакомит детей со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ, с людьми, которыми гордиться наша страна.  Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

  Блок «Великая Отечественная Война». Именно события Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств у дошкольников.

Великий День Победы - праздник, который всегда тревожит наши сердца. В этой теме педагог рассказывает детям о великих подвигах солдат. Огромное впечатление у детей остается от экспозиции, где детскому вниманию представлены предметы и оружие времен войны, от экскурсий по памятным местам. На празднование Великой Победы нужно приглашать ветеранов и участников трудового фронта, детей войны. С трепетом и любовью дети изготавливают подарки для гостей, разучивают стихи, песни, танцы.

С планированием форм работы с детьми по каждому блоку в соответствии с основными направлениями дошкольного образования вы можете познакомиться самостоятельно в приложении 1 к данному выступлению.

Систему работы с детьми необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ребят расширились знания о семье, об окружающем мире и родном городе, стране, богатом культурном прошлом и настоящем, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны.

  Отдельные темы целесообразно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Кроме того, можно объединять в одну тему занятия не только познавательного характера, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью, тем самым обеспечивая интеграцию всех видов детской деятельности.

  Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляются во время общих праздников, семейных развлечений, выставок. Сотрудничество педагогов и родителей является важнейшим фактором в формировании нравственно-патриотической личности.

 «Воспитание – не сумма мероприятий, а мудрое общение», поэтому необходимо наполнять педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как: совместные праздники, «вернисажи», театральные пятницы, встречи с интересными людьми и т.п.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетенции, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации, формированию уверенности и развитию креативности.

Приложение 1

План работы по нравственно-патриотическому воспитанию

1. Блок «Я и моя семья». Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам в детском саду.

Основа из основ нравственно – патриотического воспитания – воспитание у ребёнка любви к самому близкому – к семье, к родному дому, к детскому саду. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой его частью. Всё хорошее начинается с матери – хранительницы очага. Последняя неделя ноября считается праздничной в нашем детском саду. В этот «Всемирный день Матери», звучат с утра песни о мамах, оформляется выставка портретов, в группах дети готовят с огромной радостью и любовью подарки мамам. Обязательно проходит праздник с привлечением пап и участием мам.

Работа с детьми

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

«Коммуникация»

Составление рассказов на тему:

  • «Хорошо у нас в саду…»;
  • «Моя семья: папа, мама, бабушка, дедушка и я»;
  • «Каким я хочу быть».

Словотворчество:

  • о маме, папе;
  • о семье;
  • о друге.

«Познание»

  • «Расскажу я вам ребята» (о семье);
  • «Все работы хороши» (работа моих родителей).

Беседы:

  • «Где мы любим отдыхать»;
  • «Мое имя» и др.

Экскурсия по детскому саду «Мой любимый детский сад».

Художественно-эстетическое

развитие

«Художественное творчество»

Рисование:

  • «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты);
  • «Наша дружная семья» (совместная работа с родителями);
  • «Самый веселый день рождения»;
  • «Открытка – приглашение, - поздравление» - для родителей и сотрудников детского сада;
  • «Герб моей семьи».

Выставка фотогазет:

  • «Наша дружная семья»;
  • «Как мы летом отдыхали»;
  • «Репортаж с прогулки»;
  • «Посмотри, как хорош сад, в который ты идешь».

Проведение праздников:

  • «День защиты детей»;
  • «День семьи»;
  • «Всемирный день ребенка»;
  • «Всемирный день матери»;
  • «Масленица»;
  • «Рождественские посиделки»;
  • «Колядки» и др.

Прослушивание аудиозаписей:

  • «Если с другом вышел в путь»;
  • «От улыбки»;
  • «Дружба – это здорово»;
  • «Песенка друзей».

Создание мультфильмов:

  • «Подарю цветы я маме»;
  • «Испекли мы каравай»;
  • «Мама для Мамонтенка».

Физическое развитие

Проведение спортивного праздника                      «Папа, мама, я – спортивная семья».

Физкультурные досуги:

  • «Путешествие в космические дали»;
  • «Дружная семейка»;
  • «Малые олимпийские игры осенние, зимние, весенние, летние»

Социально - личностное развитие

Составление правил поведения на улице, в группе, дома.

Сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

Создание альбома «Генеалогическое древо и герб семьи».

Стенд «Хорошо у нас в саду».

Оформление альбома «Праздники в детском саду».

Взаимодействие с родителями

Родительская гостиная «О семье нашей мы ведем рассказ…».

Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?».

Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.

Сотворчество детей с родителями:

  • «Генеалогическое древо нашей семьи»;
  • «В мастерской Деда Мороза» (поделки, подарки к празднику из подручного и природного материала).
  • «Трудовой десант» с детьми и родителями (благоустройство территории детского сада).
  • «Изготовление атрибутов для ПДД».
  • Оформление фотогазет (сотворчество родителей и детей):
  • «Наша дружная семья»;
  • «Мой дом».

2. Блок «Малая родина». Расширения представлений у дошкольников о родном городе, области и родной природе, воспитывать у детей любовь к своему городу, гордость за людей, которые прославили город, в котором нам повезло родиться и жить, желание сохранять и преумножать достояние родного края.            

Работа с детьми

Основные направления дошкольного образования

Формы работы

Познавательно-речевое развитие

«Познание»

  • «История города Воронежа»;
  • «Здесь город родился когда-то…»;
  • «По улицам города»;
  • «Воронеж – мой край родной»;
  • «Воронежские мастера и умельцы»;
  • «Какие народы живут в нашем крае»;
  • «Богатства родного края».

«Коммуникация»

  • «Город, в котором я живу»;
  • «Я хочу, чтоб мой город стал…».

Словотворчество детей с родителями: сочини стихи или сказку о г. Воронеже.

Составление разных кроссвордов (о животном и растительном мире).

Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час».

Вечер «У тетушки Загадушки».

Оформление альбомов об эволюции предметов, о разнообразии животного и растительного мира, их среде обитания.

Оформление «Красной книги» Воронежского края.

Мини – музей «Старинные вещи».

Мини – музей «Кукла тряпичная игрушка отличная».

Викторина «Что я знаю о родном городе».

Художественно-эстетическое

развитие

«Художественное творчество»

  • «Улицы родного города»;
  • «Любимый уголок отдыха»;
  • «Лесные жители» и т.д.
  • Рисование национальных костюмов Воронежской Губернии.

Коллективные работы:

  • «Наш солнечный город»;
  • «Город зажигает огни»;
  • «Осень в город пришла, красоту принесла»;
  • «Птицы наши друзья» (полусухой кистью, по мокрому фону, восковым мелком, штрихом);
  • «Здравствуй лес, дремучий лес полный сказок и чудес».

Выставки совместных работ детей и родителей:

  • «Что у Осени в корзинке»;
  • «Огородная мода» (композиции из овощей, природного и подручного материала) и др.

Пластилинография:

  • «Воронежские мотивы» (выкладывание бусинами, бисером на пластилиновой основе);

Ручной труд (бросовый материал):

  • Национальная кукла из ниток;
  • «Автомобили» (из спичечных коробков);
  • Макет микрорайона, где находится детский сад, парка и др.

Прослушивание и разучивание стихов, песен о Воронеже.

Прослушивание Русских народных песен и частушек в исполнении землячки Мордасовой М.Н.

Оформление музыкального уголка в русских традициях.

 Праздники, развлечения:

  • «День города»;
  • «Славься край Воронежский»;
  • «День птиц»;
  • Конкурс чтецов «Край родной на век любимый».

Физическое развитие

Русские народные игры.

Дни здоровья (ежеквартально).

Спортивные праздники, развлечения.

Социально- личностное развитие

Организация уголка граждановедения в группе.

Экскурсии по родному городу.

Экскурсии в лес, парк.

Посещение выставок художников города.

Посещение библиотеки.

Взаимодействие с родителями

Викторина для родителей «Люби свой город и знай его историю».

Оформление наглядной информации на стендах для родителей:

  • «Что рассказать детям о родном городе»;
  • «Воспитание у детей патриотических чувств»;
  • «Исторические места в Воронеже»;
  • «В их честь названы улицы»;
  • «Наш город Воронеж в далеком прошлом».

Фотогазета «Как я отдыхал в России».

Клуб выходного дня «Прогулки по памятным местам Воронежа».

Взаимодействие с педагогами

Конкурс проектов «С чего начинается Родина».

Творческий вечер «Художники рисуют Воронеж». Литературная гостиная в рамках конкурса чтецов «Воронеж – сокровище мое».

Выставка наглядной информации для родителей

      «Памятные места города и области»;

      «Картинная галерея старинных улиц»;

      «Воронеж в далеком прошлом»;

      «Почетные граждане Воронежа».

 КВН «Знаешь ли ты историю своего города».

3. Блок «Россия» - Знакомство детей с России, со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Знакомить детей с людьми, которыми гордиться наша страна.  Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

Работа с детьми

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

«Познание»

  •  «Москва – как много в этом слове»;
  • «Что мы знаем о Москве»;
  • «Геральдика моей страны»;
  • Заучивание народных пословиц, поговорок.

Беседы:

  • «Природа нашей Родины»;
  • «Человек и природа».

Познавательные занятия:

  • «В гости к Берендею» (о природе);
  • «Здравствуй, здравствуй, добрый лес»;
  • «Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество);
  • «В мире животных».

Конкурс стихов о России.

Составление кроссвордов и ребусов.

Оформление альбомов:

  • «Москва – столица»;
  • «Достопримечательности Москвы»;
  • «Города – герои нашей Родины».

Художественно-эстетическое

развитие

«Художественное творчество» 

  •  «Забавные свистульки»;
  • «Расписная барышня»;
  • «Люблю березку русскую»;
  • «Русские богатыри»;
  • «Красная площадь».

Рисование пейзажей:

  • «Осень, осень в гости просим»;
  • «Зимние напевы»;
  • «Весенняя капель»;
  • «Лето, лето красота».

Роспись предметов и игрушек:

  • «Хоровод матрешек» (коллективная работа);
  •  «Голубая гжель»;
  • «Золотая хохлома»;
  •  «Дымково».

Аппликация, коллаж:

  • «Кремль»;
  • «Герб, флаг России»;
  • «Салют на главной площади»;
  • «Изготовление поздравительных открыток для ветеранов»;
  • «Богатырь»;
  • «Орнаменты для сарафанов и кокошников».

Оформление выставок детских рисунков.

Поделки из природного материала.

Слушание песен и музыки:

  • «Гимн России»;
  • «Русская народная музыка»;
  • Русские пляски, переплясы.

Обучение игре на инструментах:

  • ложки, бубен, трещотка, угольник и т.д.

Праздники и развлечения на основе русского фольклора:

  • «Коляда, коляда отворяй ворота»;
  • «Здравствуй, честная Масленица!»;
  • «Осенняя ярмарка» и т.д.

Физическое развитие

Физкультурные досуги:

  • «Вместе весело шагать!»;
  • «Чтобы в армии служить, надо нам здоровым быть»;
  • «Мамины помощники»;
  • «Звездный час».

Спортивные развлечения:

  • «Веселые старты»;
  • «Русские народные игры»;
  • «Богатырская сила».

Социально - личностное развитие

Выпуск семейных газет:

  • «Где я был в России»,
  • «Папа мой - Защитник Отечества».

Создание альбомов:

  • «Люблю тебя моя Россия»;
  • «Русское народное творчество» (росписи).

Организация уголка по граждановедению.

Игра «Что? Где? Когда?» (тема «Россия»).

Викторина «Хочу все знать».

Изготовление Русских народных костюмов.

Взаимодействие с родителями

Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников».

Консультации из цикла воспитания ребенка в русских традициях.

Сотворчество детей и родителей «Твори, выдумывай, пробуй».

Совместные рисунки, коллажи детей и родителей «Москва – наша столица».

Наглядная информация:

  • «Москва, как много в этом слове»,
  • «Они защищали Родину»,
  • «Мама, милая мама».

Спортивный праздник с родителями «Будем в армии служить», «Полет в космос».

Праздник «День народного единства».

Взаимодействие с педагогами

Творческий вечер «Пою тебе мое Отечество…».

Наглядная информация «Достопримечательности Москвы».

                     

4. Блок «Великая Отечественная Война» Именно события Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств у дошкольников.

Великий День Победы, праздник, который всегда тревожит наши сердца. В этой теме мы раскрываем детям великие подвиги советского солдата. Огромное впечатление у детей остается от экспозиции, где детскому вниманию представлены предметы и оружие времен войны, от экскурсий по памятным местам. На празднование Великой Победы мы приглашаем ветеранов и участников трудового фронта, детей войны. С трепетом и любовью дети изготавливают подарки для гостей, разучивают стихи, песни, танцы.

Работа с детьми

Основные направления дошкольного образования

Формы работы

Познавательно-речевое развитие

«Коммуникация»

Беседы с презентациями:

     •  «Поклонимся погибшим тем бойцам…»

     •  «Солдат – победитель»

     •  «Что такое героизм?»

     •  «О городах героях»

     •  «Москва – город герой»

Знакомство с художественной литературой:

      •  Е. Благина «Шинель»;

      •  чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»;

      •  Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;

      •  А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»

      •  Л. Кассиль из книги «Твои защитники».

      •  Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».

  • Рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников о ВОВ.
  • Заучивание стихов, составление рассказов, беседы.
  • Выставка книг о войне.
  • Слушание и разучивание военных песен.

Рассказы из личного опыта:

  • «Моё удивительное путешествие»;
  • «В гостя у Ветеранов ВОВ;
  • «Знакомство с людьми, которые видели войну детскими глазами»:

Творческие рассказы:

  • «Что я знаю о людях защищавших мою Родину»;
  • «Где бы я хотел побывать».

Составление рассказов по картинкам, картинам, фотографиям.

«Познание»

Беседы на тему:

  • «Книга памяти»;
  • «Почему моя улица имеет такое название»;
  • «Береги планету эту, ведь другой такой же нету» и др.

Художественно-эстетическое

развитие

«Художественное творчество»

Оформление выставок рисунков и плакатов:

  • «Земля мечты моей»;
  • «Георгиевская ленточка»;
  • «И на суше, и на море»
  •  «Война глазами детей»;
  •  «Солдат на посту»;
  • «Голубь мира»;
  • «Письмо с фронта»;
  • «Открытка для ветерана».

Коллективная работа аппликацией, лепка из соленого теста:

  • «Разноцветная планета»;
  • «Важный День для Русских людей » и др.

Совместные работы детей и родителей:

  • «Взгляд в будущее»;
  • «Живем пока помним»;
  • «Наша планета - Земля!»;
  • «Награды Великой Отечественной Войны»и т д.

Изготовление атрибутов для режиссерских и театрализованных игр.

Разучивание песен.

Праздники и развлечения:

  • «День освобождения Воронежа»;
  • «Вам ветераны -посвящается»;

Физическое развитие

 Дидактическая игры:

•  «Подбери картинку».

   •   «Воину солдату своё оружие».

   •  «Колесо истории».

   •  «Чья форма».

   •  «Что изменилось».

   •  «Военный транспорт».

Сюжетно-ролевые игры:

   •  «На границе»        

   •  «Мы военные»,

   •  «Моряки»,

   •  «Летчики».

Проведение подвижных игр:

   •   «Разведка»

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.

   •  «Встречные перебежки»

Цель: закрепить умение детей бега наперегонки.

  •   «Попади в цель»

Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре.

   •   «Меткий стрелок».

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Физкультурные досуги:

  • «Папы наши защитники»;
  • «Зарница» и др.

Спортивное развлечение:

  • «В здоровом теле здоровый дух»;
  • «Дружат дети всей Земли».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по патриотическому воспитанию «Воспитываем маленького гражданина»

Цель программы: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию....

Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"

Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...

Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"

Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...

Кластер по вебинару "Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота"

Кластер - это схема-организатор текста, с выделением ключевых понятий. Кластер можно зарисовать на бумаге, либо сделать в текстовом или графическом редакторе.Уважаемые коллеги, представляю вашему вним...

Мастер-класс для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию «Основы нравственно — патриотического воспитания в семье»

Патриотизм – это не значиттолько одна любовь к своей Родине.Это гораздо больше… Это сознаниесвоей неотъемлемости от родины инеотъемлемое переживание с нейее счастливых и несчаст...

Мастер-класс для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию  «Основы нравственно - патриотического воспитания в семье»

Мастер-класс для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию  «Основы нравственно - патриотического воспитания в семье»...

Педагогический проект совместной работы с родителями «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: «Мы патриоты Родины - мы патриоты Югры»

laquo;Детский мир – это мир особенный, дети живут своими представлениямио добре и зле, чести и бесчестии,человеческом достоинстве…»В.А.СухомлинскийПроблема нравственно-патриот...