Мастер-класс. Арт-терапевтические техники
материал
Мастер-класс «Арт-терапевтические техники в коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass._art-terapevticheskie_tehniki.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Арт-терапевтические техники в коррекции
эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»
Педагог-психолог: Юсупова Лариса Викторовна
МАДОУ № 75
Дата: 16.02.2022 г.
Арт терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Виды арт-терапии: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия, танцевально-двигательная терапия.
Используя арт-терапию в работе с детьми, можно достичь следующих целей: формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
В конечном итоге использование метода арт-терапии способствует развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также отличному самочувствию ребенка.
1. Техника рисования на влажных салфетках
Цель: работа с напряжением, страхом, тревогой.
Инструментарий: гуашь, вода, кисточки, влажные салфетки, на столах клеенка.
Возраст применения: с 4-х лет. Ограничения: в этой технике сложно работать гиперактивным детям; не стоит ее применять с большой группой.
Инструкция: 1. Подумайте о какой-то своей тревоге или страхе.
2. Возьмите влажную салфетку, положите перед собой. Нарисуйте свой страх или тревогу.
3. Когда вы почувствуете, что вы закончили и этого достаточно, просто держа рисунок в руке, отслеживайте свои чувства и ощущения в теле. Когда почувствуете, что готовы освободиться от своего страха, выбросьте салфетку в мусорный пакет (обязательно мусорный – чтобы была четкая ассоциация с мусорным, а не простым пакетом).
4. А теперь нарисуйте новый рисунок на чистой влажной салфетке «Ваши ощущения сейчас». Почувствуйте, что вам комфортно.
5. Расскажите о своих чувствах и ощущениях во время рисования, и от конечного рисунка и результата работы.
С детьми мы не устраиваем подробного анализа. Просто просим рассказать про рисунки, как ему было в разных процессах. Ребенок рисует до удовлетворяющего его эмоционального состояния. Уточняем: «Тебе нравится рисунок?», «Достаточно?»
2. Арт-терапевтическая медитативная техника «Мой синий цвет»
С чем чаще всего ассоциируется синий цвет? Скорее всего, это вода.
Образ воды рождает разные ассоциации: это и расслабление, отдых, и глубина, неизвестное.
И эта техника также поднимает что-то глубокое, внутреннее внутри человека. Работая с красками, человек погружается в медитативное состояние, т.к. нет задачи нарисовать что-то конкретное. И это с одной стороны дает расслабление, с другой стороны (и как следствие) отпускание каких-то подсознательных процессов.
Техника эффективна в состоянии эмоционального возбуждения, смятения, тревоги. Можно использовать со взрослыми и с детьми.
Цель: работа с напряжением, тревогой.
Возраст применения: с 4-х лет.
Инструменты: краска (акварель или гуашь), кисточка, лист А4. Можно включить фоновую спокойную музыку.
Инструкция:
1. Сейчас вы будете искать свой синий цвет. Можно смешать оттенки синего цвета, можно добавить другие цвета.
2. Вопросы после рисования:
- Как рисовалось?
- Что чувствуете сейчас?
- Какие ощущения в теле были во время рисования и сейчас?
3. Упражнение «Дерево достоинств»
Работа с пластилином. Пластилин дает чувство безопасности, чувство расслабления, дает метафору «Я всё могу слепить» - «Если я это слеплю, значит это будет в моей жизни».
Подходит для группового и индивидуального формата.
Цель: дать ресурс каждому ребенку; повышение самооценки.
Инструментарий: пластилин, карандаши, ручки, мелки, лист А4.
Инструкция: 1. «Нарисуйте дерево, желательно на весь лист бумаги».
2. «Теперь возьмите пластилин и повесьте на свое дерево свои достоинства. Что в вас есть хорошее?»
Обязательно нужно проговаривать вслух свои достоинства, как бы предъявляя их миру.
(Интересно, что если у ребенка ресурса достаточно, то он может забыть, потерять рисунок, а если у него мало ресурса, то он обязательно возьмет его домой).
4. Техника «Работаем с агрессией, тревогой, страхом».
Цель: снизить уровень агрессии, снять мышечное напряжение, вернуть
ребенку ощущение контроля над эмоциями.
Возраст: от 4 лет.
Материалы: Дощечка для пластилина, влажные салфетки, пластилин.
Инструкция:
1. Подумайте о той ситуации, человеке, которая
вызывает максимальное чувство гнева.
2. Отметьте, в каких частях частях тела вы
максимально ощущаете свой гнев.
3. Какой ваш гнев, если бы он был предметом? На что похож ваш гнев?
Можете слепить свой гнев из пластилина?
Вопросы:
1. Что вы слепили?
2. Что вы чувствовали когда лепили?
3. Может ваш гнев говорить?
4. Что бы он вам сказал?
5. Что бы ты хотел сделать с гневом?
Трансформация: Предложить сделать что-то с арт-объектом,
можно предложить скатать его в шарик или разорвать на кусочки, сделать
блин и постучать по нему, подавить, комкать.
(Важно проговорить о том что гнев- это естественная эмоция, реакция на
определенную ситуацию, просто таким способом ребенок учится безопасно
для себя и окружения выражать свой гнев, справляться с ним, освобождаться
от него).
Вопросы:
Как ты чувствуешь себя теперь?
5. Упражнение «Рисование под музыку»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Материал: Краски акварельные или гуашевые, широкие кисти, бумага, музыка Вивальди «Времена года».
Проведение: Рисование под музыку Вивальди «Времена года» большими мазками.
- Лето – красные мазки (ягоды)
- Осень – желтые и оранжевые (листья)
- Зима – голубые (снег)
- Весна – зеленые (листья)
6. «Новогодняя ёлочка». Арт-терапевтическое упражнение.
Цели:
- обозначить свои большие и маленькие цели;
- визуализировать свои эмоции и чувства, которыми вы хотите наполнить себя и свою жизнь;
- подвести итоги прошлого года или любого жизненного периода, отметить свои заслуги и достижения.
Проводится со взрослыми (педагоги, родители)
Материалы:
Карандаши, краски (лучше всего), кисточка, бумага (А4).
Алгоритм проведения:
Инструкция.
1. Возьмите бумагу и то, чем вы будете рисовать свою елочку. Представьте, что елочка – это ваша жизнь в следующий год. Нарисуйте ее так, как хочется.
Рассмотрите свою елочку: какая она – высокая, низкая, пушистая.
2. Теперь нарисуйте свою главную цель на следующий год – украшение верхушки (это может быть и звезда, и конус, и что-то необычное).
3. Теперь нарисуйте другие большие значимые цели – украсьте елочку крупными игрушками.
4. Теперь можете нарисовать гирлянды-бусы проговаривая свои желания и небольшие цели, которые вам так же хотелось бы воплотить в этом году.
5. Посмотрите на вашу елочку. Какая она красивая, яркая, необычная.
Это ваш будущий год.
6. Полюбуйтесь на свою елочку, наполнитесь этой атмосферой праздника, чуда, детской радости и уверенности в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Валентинка", выполненная в технике "торцевание на пластилине".
Мастер - класс предназначен как для педагогов, родителей и творческих людей, так и для учащихся образовательных учреждений и воспитанников детских садов подготовительной группы. "Валентинка"...
Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...
Мастер-класс "Технология использования терапевтических сказок в создании психо-эмоционального комфорта детей дошкольного возраста"
Конечно, все мы разные! Творческие и совершенно неспособные к фантазии. болтуны и молчуны, готовые к общению и крайне замкнутые, отличники и совсем другие))) Но всем нам необходимо...
мастер-класс «Применение арт-терапевтических технологий продуктивной деятельности, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»
Разработка полезна для педагогов дошкольногообразования...
Арт-терапевтический мастер-класс для воспитателей в техники рисования воздушными шарами "Что рисует душа"
Цель: Снижение эмоционального напряжения, повышение психического тонуса. Активизация творческого потенциала.Задачи:- Создание положительного эмоционального климата, используя методы и прием...
Мастер-класс по нетрадиционной изобразительной технике.Рисование воздушными шариками — увлекательная техника для маленьких детей
Рисование воздушными шарами — несложный, при этом необычайно интересный и захватывающий способ детского творчества....
Мастер-класс «Применение арт-терапевтических технологий продуктивной деятельности, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»
Повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения нетрадиционных технологий для развития, коррекции и восстановл...