Арт-терапевтический мастер-класс для воспитателей в техники рисования воздушными шарами "Что рисует душа"
методическая разработка
Цель: Снижение эмоционального напряжения, повышение психического тонуса. Активизация творческого потенциала.
Задачи:
- Создание положительного эмоционального климата, используя методы и приемы арт-терапии, создание “ситуации успеха”, как одной из форм организации мастер – класса.
- Систематизирование знаний педагогов о техниках арт-терапии.
- Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
- Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
- Развитие творческого воображения, фантазии.
- Самопознание, гармонизация личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_vosp_2022_mart.docx | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 «Вишенка» третьей категории
Арт-терапевтический мастер-класс для воспитателей
в техники рисования воздушными шарами
«Что рисует душа»
Автор: воспитатель Иващенко А.В.
2022 год
Цель: Снижение эмоционального напряжения, повышение психического тонуса. Активизация творческого потенциала.
Задачи:
- Создание положительного эмоционального климата, используя методы и приемы арт-терапии, создание “ситуации успеха”, как одной из форм организации мастер – класса.
- Систематизирование знаний педагогов о техниках арт-терапии.
- Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
- Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
- Развитие творческого воображения, фантазии.
- Самопознание, гармонизация личности.
Материалы:
- Теоретические: папка с материалами по теме мастер – класса, сопровождение выступления ведущего материалами в электронном виде в стиле “Презентация”.
- Практические: бумага для рисования разных форматов, зеркало, гуашь, влажные салфетки, баночки с водой, кисти, маленькие миски для краски, музыкальная запись из цикла “Музыка для релаксации”.
ПАМЯТКА
участника мастер-класса:
Получи удовольствие!
Позволь себе быть свободным!
Доброжелательность к себе и другим.
Постарайся быть внимательным.
Избегай оценок и суждений.
Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
Предназначение: композицию можно использовать для украшения интерьера, в качестве подарка.
План мастер-класса:
1. Введение.
2. Разминка. «Ласковое имя».
3. Чтение стихотворение о красоте
4. Упражнение «Сосуд».
5. Рисование воздушными шарами.
6. Рефлексия.
7. Завершение работы, прощание.
Ход мастер-класса:
1. Введение.
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Я предлагаю вам занятие, которое снимет усталость, поднимет настроение, самооценку и каждый из вас почувствует себя художником.
Во время мастер-класса мы:
1. Рассмотрим все тонкости применения гуаши в рисовании воздушным шариком по зеркалу.
2. Выясним, как нормализовать психическое и физическое состояние с помощью написания картин определенного цвета.
3. Научимся рисовать отдельные цветы и букеты с помощью штампа воздушным шаром
4. Создадим несколько композиций.
Занятия арт-терапией — это художественное лечение творчеством. Оно в основном задействует невербальные способы общения и самовыражения, применяется во многих направлениях психотерапии, в бизнесе, социальной работе, в педагогике.
Рисование — самый популярный метод арт-терапии.
Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет.
Главное—получить огромное удовольствие от самого процесса рисования.
Заниматься арт - терапией может любой желающий, потому что в каждом из нас есть творческое начало, которое порой мы так усердно губим и скрываем даже от самих себя, а уроки рисования помогут нам его открыть. В сочетании цветов, смешении красок и интуитивном создании образов Вы найдете алхимическую формулу удачи! А шедевры, написанные в процессе занятий, станут не только украшениями, но и талисманами вашего дома.
2.Разминка.
«Ласковое имя».
Участники должны назвать человека справа ласковым именем.
3. Чтение стихотворение о красоте.
Участники получают лист А4, разграфленный на 6 зон. В каждой зоне предлагается нарисовать свое понимание красоты по сенсорному признаку:
1. Как вы видите цвет красоты.
2. Нарисуйте, пожалуйста, как вы видите форму красоты.
3. Нарисуйте красоту с помощью линии.
4. Нарисуйте, как вы представляете себе красивую музыку.
5. Нарисуйте запах красоты.
6. Нарисуйте красивый предмет или животное.
Рефлексия (представление и обсуждение результатов)
4. Упражнение «Сосуд».
Участники получают шаблоны сосуда – вазы.
А сейчас представьте, пожалуйста, что каждый из нас – сосуд, наполненный чувствами, мыслями и эмоциями. Этот сосуд перед вами. Заполните его, пожалуйста, цветом, линиями, узорами – каждый, как он сам себя видит, как представляете себе свой внутренний мир, свое состояние. Цель нашей работы: подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения. (Используется музыка для релаксации Энио Морриконе.)
По завершении работы – рефлексия.
Для работы нам потребуется:
Гуашь
Листы бумаги разных форматов
Зеркало
Воздушные шары
Ход работы
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый человек по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Яркие краски разнообразят жизнь человека, восполняют его потребность в приятных ощущениях.
В своей работе я часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.Это увлекательная, завораживающая деятельность.
Сегодня мне хочется показать Вам что-то необычное, весёлое, оригинальное. Эту нестандартную технику творчества многие из вас знают, монотипия - это значит уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отображении. Монотипию могут освоить дети дошкольного возраста, печатая осенний пейзаж, букет цветов в вазе, бабочек. Оставьте несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согните лист пополам и плотно сожмите. Разверните, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы. По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира.
- Уважаемые гости! Каждое время года по своему красиво, природа разукрашена разноцветными красками. Первыми признаками наступающего лета являются разнообразные цветы, которые окружают нас повсюду. Осенью природа разукрашена в огненные и мрачные тона, зима усыпана белым снегом, весна пахнет свежей зеленью и дождем. Все мы мечтаем об отдыхе на природе. Я предлагаю вам расслабиться и отдохнуть.
Давайте подумаем, какие цветы представляете вы, глядя на тот или иной цвет?
Ответы:
синий – васильки, астры, анютины глазки и т. д.)
Красный – мак, роза, георгин и т. д.)
Желтый – лютик, мать-и-мачеха, мимоза и т. д)
– А вы знаете, что времена Екатерины II даже был разработан “Реестр о цветах”, где красный цвет означал любовь, зеленый – надежду, голубой – верность, черный – печаль, желтый – измену.
Какое время года вы представляете глядя на тот или иной цвет:
- белый (Зима в снегу, весеннии облака плывущие по небу, первые подснежники);
- золотой (осень в своем золотом убранстве)
- розовый (весна, цветение плодовых деревьев)
- голубой (небо в любое время года при хорошей погоде и солнышке, теплая речка)
Памятка для педагогов «Цвета как настроение»
Упражнение на релаксацию «Рождение цветка». Фонограмма.
- Закройте глаза и представьте себя маленьким ростком цветка. Росточек только-только появился. Он еще совсем маленький. Солнышко согревает его и помогает ему расти. Лепесточки цветка раскрываются. Он поворачивает бутончик по направлению солнца. Лепестки раскрываются все шире и шире. Наши руки тянутся к солнцу, потянемся, встряхнули ладошками. Вдохнем глубоко, полной грудью цветочный запах. Представим улыбки людей, которые смотрят на цветы и вдыхают их ароматы. Пусть каждый из вас даст название своему цветку. Вот какая пестрая цветочная поляна у нас получилась. На счет «три» откроем глаза, улыбнемся друг другу и приступим к работе.
Для рисования воздушными шарами нам понадобится:
1. Сначала нальём немного гуашь в миски и разбавим ее водой.
2. Все готовы и заинтригованы. Давайте я налью немного красной краски на зеркало, а затем совсем чуть- чуть черной. Вы можете выбрать любую цветовую гамму. Как вы думаете, что у нас получиться? Ответы.
3. Теперь берём воздушный шарик и тупым концом макаем в краску и оставляем отпечаток на листе. Помните чем сильнее вы надавите на воздушный шар, тем крупнее цветок у вас получиться
Слышатся первые удивлённые возгласы — как красиво получается!
4. Теперь включайте воображение, как вам кажется, что у вас может получиться.
5. Полученные изображения можно доработать, используя краски. Тонкой кистью дорисовать необходимые детали.
11. В итоге, получается рисунок. Его можно красиво обрезать ножницами и приклеить на картон или вставит в рамку.
Вот так мы получаем удовольствие от рисования. А вы? Вам было интересно?
Полюбуйтесь на ваши работы, прочувствуйте в них ваше состояние, ваши эмоции. Понравились ли вам ваши результаты творчества.
6. Рефлексия. Обсуждение результатов, оценка внутренних изменений, произошедших с участниками. Отзывы о мастер-классе. Работа в кругу.
7. Завершение работы, прощание.
На этом мы завершаем нашу работу, очень рада была всех Вас видеть на моем мастер-классе. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Всем Вам желаю мира, спокойствия, гармонии, счастья и любви.
И на прощание – небольшое напутственное стихотворение.
Не ищи вокруг напрасно,
а в себе ты поищи
Расцветающие краски - монотипии души.
Библиография.
- Рогов Е.И. – Настольная книга практического психолога. Ч. 1, 2. – М. – 2000
2. Микляева Ю.В. – Работа педагога – психолога в ДОУ. - М. – 2005
3. Широкова Г.А. – Справочник дошкольного психолога. – Р. на Д. – 2004
4. http://www.psi-net.ru / Информационная сеть российской психологии
5. http://www.art-therapy.ru / Сайт по арт-терапии
Памятка для педагогов.
С древних времен человечество придавало цветам символическое значение. Группа ученых разработала методику «Цветные дети». С помощью которой, за цветами, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить характер ребенка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное - спрогнозировать, которым он вырастет.
"Желтые дети"
Языком цвета, желтый - цвет духовности, но в то же время и опасности. Это люди свободны, оригинальны, инакомыслящие, а потому опасные для тех, кто в главу угла ставит нерушимый порядок, неограниченную власть. Такие люди больше всего склонны к творчеству. "Желтый" ребенок - мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда малыш вырастет, он будет отдавать преимущество разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут оказываться такие черты характера, как непрактичность, стремление избежать принятия решений, безответственности.
"Красные дети"
Красный цвет - цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открытые и активные. Очень трудно родителям с « красными» детьми: живыми, непослушными, возбудительными, непоседливыми, которые ломают игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда настойчивость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них более всего. Среди ярких политиков чаще всего встречаются «красно-желтые» (красный - более любимый), среди умных - «желто-красные».
"Сини дети"
«Синие« дети - полная противоположность » красным«. Недаром » красных« детей можно успокоить синим цветом, а » синих« детей - красным. »Синий« ребенок - спокойний, уравновешеннаий, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книгой, размышляет, все детально обсуждает. Он избирает задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противовес » красным« детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети избирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются спокойствия.
"Фиолетовые дети"
Языком цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание. Такие дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, они очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудительны. «Фиолетовый» ребенок стремится произвести впечатление, но при этом способен посмотреть на себя со стороны. Он очень ранимый, больше других нуждается поддержки и поощрения.
"Сине-зеленые дети"
Языком цвета «сине-зелений» означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет - индикатор состояния нервной системы. В того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, избавиться от достигнутых успехов, вызывать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зеленими» являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь «сине-зелених» детей от лишней регламентации. Такому ребенку нужно предоставить большую свободу, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования (например, не требовать учиться только на пятерки).
"Зеленые дети"
«Зеленый« ребенок считает себя покинутым и очень нуждается материнской любви. Чтобы он не вырос » зеленым« лицом (консервативной, такой, который боится изменений, которые у него ассоциируются с потерями), нужно особенное творческое воспитание, развитие откровенности, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.
"Оранжевые дети"
Эти дети легко возбудительные, так же, как « красные» и « желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, балуются, кричат без всякой причины. Поэтому так опасный оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо да еще оранжевая мама - этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает и опустошает.
"Коричневые дети"
В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого не такой заметен. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у « коричневых» детей становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет давать ощущение безопасности. Существует много причин « коричневого» дискомфорта : слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.
"Черные дети"
Черный цвет, как цвет угрозы, абсолютно противопоказанный детям. Дети редко отдают ему преимущество, но если ребенок отдает преимущество черному над всем другим цветам - это свидетельствует о преждевременной зрелости сложной психики и о стрессе, который перевернул жизнь ребенка. Чем больше черный цвет нравится ребенку, тем более сильная угроза, тем более драматическое состояние ребенка.
"Серые дети"
Другую психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям. Он означает рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Чаще « всего серые» дети очень тихи, несмелы, замкнуты. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если человек не может определить, или нравится ей серый цвет - это первый признак усталости.
"Пастельные цвета"
Это типичные инфантильные тона, и если их любит взрослый, значит он сохранил в себе « ребенка» и связаны с этим черты характера.
Голубой цвет говорит о свободе, беззаботности, склонности к изменению обстановки. Обычно его любят мальчики. Часто из таких мальчиков вырастают моряки или летчики.
Розовому цвету обычно отдают преимущество девочки. «Розовый ребенок» обычно нежен, слаб, труслив. Такой ребенок очень зависит от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет избирает мальчик, он как личность оказывается сильнее.
Лиловому цвету также обычно отдают преимущество девочки. Он говорит о таких чертах характера как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. «Лиловый» ребенок часто погружен в свой собственный мир и, как правило, очень артистичен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования с участием детей старшей группы. Рисование ежа
* Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. * Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми для эмоционального, позитивного взаимодействия через художественно-эстетическое во...
Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»
Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...
МАСТЕР – КЛАССА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «НЕОБЫЧНЫМИ ВЕЩАМИ МЫ РИСУЕМ БЕЗ ТРУДА»
Цель: расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.Задачи:1. Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по р...
«Необычными вещами мы рисуем без труда» мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования
laquo;Необычными вещами мы рисуем без труда» мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования...
Мастер класс для родителей по нетрадиционной технике рисования "Необычными вещами мы рисуем без труда"
Консультация для родителей, чем можно рисовать необычным дома детям...
Мастер-класс для педагогов-воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»
Мастер-класс для педагогов-воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»...
Мастер - класс для родителей по нетрадиционной технике рисования воздушными шарами "Маки".
Рисование воздушными шарами — несложный, при этом необычайно интересный и захватывающий способ детского творчества. Нетрадиционные техники изобразительного искусства хороши тем, что не подразуме...