Мастер-класс «Применение арт-терапевтических технологий продуктивной деятельности, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии
Повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения нетрадиционных технологий для развития, коррекции и восстановлении эмоционально–волевой сферы у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Применение арт-терапевтических технологий
продуктивной деятельности, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения нетрадиционных технологий для развития, коррекции и восстановлении эмоционально–волевой сферы у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике.
- Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии: терапевтическая работа с солью, технология «Эбру», технология «Батик», мандалотерапия, музыкотерапия, раскраски «Антистресс»
- Способствовать развитию профессионально–творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
- Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
Формы работы и методы работы
- одновременная работа всей группы;
- работа в микрогруппах;
- индивидуальная работа
Этапы проведения:
- Организационный (активизация деятельности);
- Подготовительный (психологический настрой: приветствие, вступительное слово).
- Основной (ознакомление с новыми знаниями, практическая деятельность).
- Итоговый (подведение итогов, рефлексия, оценка работы, обратная связь).
Предполагаемый результат:
- сформирована профессиональная компетентность педагогов для создания условий психолого-педагогической и эмоциональной поддержки ребёнка;
- педагоги смотивированы к использованию в педагогической деятельности арт-терапевтических технологий продуктивной деятельности , направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста
Ход мастер-класса:
1. Часть – организационная
Цель: Знакомство присутствующих друг с другом, формирование «единого пространства группы», выявление запросов и ожиданий от встречи.
- Упражнение «Большой круг»»
- Разминка «Пожелание удачи»
- Психологическое упражнение «Лучи солнца»
2 Основная часть - теоретическая
Сообщение темы и целей семинара
Сегодня я поделюсь с вами опытом по использованию нетрадиционных арт-терапевтических технологий, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»
Актуальность:
В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Научить детей, успокаиваться, владеть своими эмоциями могут помочь следующие арт-терапевтические технологии продуктивной деятельности:
2.1 Мини-лекция «Арт-терапевтические технологии продуктивной деятельности»
2.1.1. Терапевтическая работа с солью
Рисование солью наряду с развитием творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колоссальный арт-терапевтический эффект
У данного метода несколько направлений:
- Сухой соляной бассейн. На данном этапе осуществляется межсенсорная синестезия: сочетаются разные сенсорные ощущения ( запах, звук, вкус…), дети получают оздоровительный эффект при работе с йодированной солью.
- Окрашивание соли, рисование цветными солями, заполнение мандал, художественное заполнение цветными солями емкостей. У детей достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить, изменить свою работу, нет страха перед ошибкой……
2.1.2. Технология «Эбру»
Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде и дальнейшее их перенесение на какую-либо поверхность, например, на бумагу или ткань. Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это рисование эмоциями и чувствами. Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. в Эбру - целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение……
2.1.3 Технология «Батик»
Роспись по ткани – это увлекательное занятие, которое наполнит жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами, шелком и красками, доставляет удовольствие. Можно ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками, способствует решению проблем эмоционального, интеллектуального развития ребенка, она развивает заинтересованность детей к различным видам творчества. Помогает детям раскрыть в себе скрытые таланты…..
2.1.4. Мандалотерапия
Одной из разновидностей арт-терапии являются Мандалы.
Мандала –символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который сокрыт внутри нас, такое странное и незнакомое уху название. Однако, своеобразные, замысловатые символы, иероглифы и рисунки, заключенные в круг, несут большую пользу, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности…….
2.1.5.. Раскраски «Антистресс»
Данный метод также как и мандалотерапия используются для коррекции эмоционально–волевой сферы детей дошкольного возраста….
3 Практическая часть семинара
3.1 Практическая работа с цветной солью.
Заполнение педагогами емкостей, изменение рельефа рисунка с помощью пальцев, тонких палочек и других подручных материалов. (5 участников)
3.2 Ознакомление с технологией «Эбру»
Показ работы основными инструментами, создание индивидуальных работ по замыслу участников ( 3 участника)
3.3 Ознакомление с технологией «Батик»
Показ работы основными инструментами, создание коллективной работы «Бабочка»
3.4 Использовавание в работе раскрасок «Антистресс».
Мандалотерапия.
Показ готовых образцов. Наборы раскрасок для работы дома
4. Заключительная часть
Рефлексия. Обсуждение, подведение итогов
Памятки « Технолоогия Эбру в детском саду.».
«Технология «Батик»в детском саду»
Наборы раскрасок «Антистресс», «Мандалы»
Вопросы к участникам «Мастер-класса»
Психологическая игра «Дорожка успеха»
5. Часть - Ритуал прощания
Упражнение «Спасибо!»
Ведущий: - Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись мне и друг другу, поаплодировали себе за прекрасную работу. Спасибо! До новых встреч и творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".
"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введени...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время, в век технического и научного прогресса, лучшими друзьями ребенка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия – это просмотр мультфильмов и виртуа...
«Логоритмика как профилактика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста»
Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи"...
мастер-класс «Применение арт-терапевтических технологий продуктивной деятельности, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»
Разработка полезна для педагогов дошкольногообразования...
Мастер-класс по применению игрового музыкально-дидактического пособия «Музыка из барабана» в процессе НОД с детьми дошкольного возраста.
Авторское игровое музыкально-дидактическое, многофункциональное пособие....
Консультация для педагогов "Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста"
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причём это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у нег...
Мастер-класс: «Применение эффективных методов и приёмов, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»
Представление опыта работы по применению эффективных методов и приёмов, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста....