Статья "Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
О.А. Шарипова
МБДОУ «ДСОВ № 108»,МО, г. Братск
ЛЭПБУК КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ
Сегодня в ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Социокультурное воспитание человека – одна из наиболее сложных и весьма актуальных проблем. В процессе социокультурного развития ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил.
Дошкольный возраст – это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, именно в этом возрасте перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д. Однако, у дошкольников еще отсутствуют субъективное отношение к социокультурным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано отношение к детскому коллективу. Многие современные дети не знают семейных традиций, не знакомы с историей Отечества, уровень представлений о своей стране, народе, обычаях, культуре недостаточный.
В связи с внедрением ФГОС ДО каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Однажды меня заинтересовал цикл публикаций в журнале «Дошкольное образование», посвященных лэпбукам. Изучив опыт работы педагогов по использованию лэпбуков по разным темам, я приняла решение о внедрении данной формы работы по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям.
Лэпбук представляет собой самодельную интерактивную тематическую папку с мини-книжками (раскладушками, гармошками), кармашками (простыми и фигурными), дверками, окошками, подвижными деталями, в которых содержится материал на одну тему. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
В чем же ценность и актуальность использования лэпбука как формы совместной деятельности взрослого и детей?
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). При создании лэпбука ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в ходе самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме, что в дальнейшем, поможет ему при подготовке к написанию рефератов и курсовых. Создаются условия для поддержки детской инициативы, появляется возможность индивидуализации образовательного процесса. Лэпбук приобщает детей и родителей к совместному творчеству, при этом решается проблема по вовлечению последних в образовательное пространство ДОУ.
Цель моей работы − приобщение дошкольников к социокультурным ценностям, традициям семьи, общества и государства средствами технологии лэпбук.
Задачи:
1.Сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, природе родного края.
2.Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
3.Воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
4.Развивать познавательную активность и познавательный интерес, самостоятельность, инициативность в процессе сбора и организации информации.
5.Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
6.Приобщить детей и родителей к совместному творчеству.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает мне возможность выстроить совместную деятельность с воспитанниками по приобщению к социокультурным ценностям на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий и состоит из нескольких этапов.
1.Определиться с темой будущего лэпбука.
2.Распланировать, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать тематическая папка – составить план.
3.Создать основу тематической папки.
4.Нарисовать макет лэпбука на листе бумаги.
5.Продумать, какой вид будут иметь кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.
6.Изготовить кармашки, используя шаблоны и собственную фантазию.
7.Разместить на основу кармашки в соответствии с макетом.
Вот краткое описание нашего лэпбука «Моя малая Родина − город Братск». На первой страничке я разместила фотографию мэра Сергея Серебренникова и символику города: герб, флаг, гимн. Для лучшего запоминания герба и флага города я изготовила игру «Разрезные картинки». Есть кармашек с игрой «Лента времени». Суть игры: в хронологическом порядке восстановить историю возникновения города. Следующая страничка – это «Путешествие по городу». В конвертик вложены небольшие фото культурных, социальных объектов города и цветные прямоугольники с названием темы: «образование» – желтый прямоугольник, «магазины, учреждения» − сиреневый, «спорт» − синий, «заводы» − серый, культура − «красный» прямоугольник. Смысл задания: разложить фото по группам и найти здание, которое относится к теме. Размещается здесь и конверт с картинками профессий, которые распространены в нашем городе: учитель, воспитатель, продавец, кассир, водитель, парикмахер, аптекарь и др. На одной из страничек – книжка-гармошка со стихами братских поэтов и кармашек с их фотографиями, конвертик с раскрасками к этим стихотворениям. В кармашке «История и современность» представлены фото культурных объектов прошлого века и настоящего времени. Отдельный кармашек − «Улицы нашего города», с кратким описанием происхождения названия данных улиц. Просматривая данный лэпбук, дети могут составить мини-рассказы о городе, найти загаданное место города по описанию, окунуться в историю Братска, вспомнить профессии людей, которые трудятся в нашем городе и пр.
Как уже говорилось выше, лэпбук решает ещё одну важную проблему − вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ. Для родителей воспитанников были проведены консультации, семинары-практикумы, мастер-классы по изготовлению и практическому применению лэпбуков социокультурной направленности в совместной деятельности с детьми.
Совместное с ребенком изготовление тематических лэпбуков сближает членов семьи, увлеченных одним общим делом, способствует активному участию родителей в жизни группы, повышению их педагогической компетентности в вопросах приобщения дошкольников к социокультурным нормам и ценностям, дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Наблюдение за воспитанниками показало, что в результате применения технологии «лэпбук» дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности, значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Дети стали проявлять большой интерес к истории своей семьи, прошлому и настоящему родного города, истории своей страны, культуре и традициям русского народа. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Интернет-ресурсы
Это интересно. Поделки, игры, опыты, занятия для детей. Режим доступа: [http://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html] 04/09/2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА –как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям....
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА –как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям...
Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка
Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка...
Доклад по теме "Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка в приобщении к здоровому питанию"
Организация качественного и безопасного питания в детском саду и семье как условие сохранения здоровья дошкольников....
Опыт работы на тему: "«Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка»
Цель опыта: Оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук»....
Мастер-класс для педагогов "Лэпбук, как форма совместной деятельности взрослого и ребенка".
Мастер - класс для педагогов "Лэпбук, как форма совместной деятельности взрослого и ребенка"...
Конспект совместной деятельности взрослого с ребенком старшего дошкольного возраста по теме «Верность родной земле» по освоению духовно- нравственной категории «Вера» по программе «Социокультурные истоки»
Конспект совместной деятельности взрослого с ребенком (индивидуальная работа) с целью закрепления представления о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях – з...