Взаимодействие учителя-дефектолога с инструктором физической культуры.
консультация (старшая группа)

Физическое развитие является составной частью системы коррекционно-педагогической работы с детьми с Ограниченными Возможностями Здоровья. Охрана и укрепление здоровья детей, развитие у них потребности в двигательной активности является одним из самых значимых направлений физического воспитания слабослышащих и глухих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_surdopedagoga_s_instruktorom_f._k.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-дефектолога с инструктором физической культуры.

Физическое развитие является составной частью системы коррекционно-педагогической работы с детьми с Ограниченными Возможностями Здоровья. Охрана и укрепление здоровья детей, развитие у них потребности в двигательной активности является одним из самых значимых направлений физического воспитания слабослышащих и глухих детей. Его выделение обусловлено высокой степенью распространенности случаев соматической ослабленности и функциональной незрелости детей данной группы.                                                                                        При нарушениях слуха очень часто страдает физическое развитие. У детей могут встречаться такие особенности как нарушение осанки, сутулость или сколиоз, уплощение грудной клетки и свода стопы, лопатки крыловидной формы. Также у них нередко имеются отличия в общем физическом развитии - снижен рост и вес, мышечная сила.                         В наибольшей степени у детей с нарушением слуха страдает моторика. Поскольку такие дети не слышат звуков, сопровождающих движения, их действия нередко сопровождаются шумом. У детей может наблюдаться шаркающая походка. Бегают они, как правило, на полусогнутых ногах, руки при этом практически не двигаются, туловище выпрямлено или незначительно наклонено. Пластика движений не выражена, как и двигательная скорость или реакция. Иногда у глухих детей возникают сложности с удержанием равновесия, отмечаются проблемы с двигательной памятью.                                                                                        Нарушения восприятия звуков сказываются и на работе дыхательной системы. Такие дети не могут согласовывать свое дыхание с ритмом устной речи, так как у большинства она отсутствует или плохо развита.                                Подвижный образ жизни благоприятно сказывается на всех системах и органах ребенка. Подвижные игры и физкультура укрепляют сердечно-сосудистую систему, мышцы, стимулируют обмен веществ. Дети меньше болеют, легче переносят вирусные инфекции.                                                          Физическое воспитание, так или иначе, затрагивает и нравственное воспитание ребенка. Дошкольник, выполняя различные упражнения, воспитывает свою волю, закаляет характер. Коллективные игры и упражнения формируют у ребенка дисциплинированность, умение подчиняться общим правилам игры, способность соотносить свои желания с желаниями соратника по игре или команде. Очень важно правильно организовать и направить эту двигательную деятельность.                                          Работая в тесном сотрудничестве с инструктором по физической культуре, весь блок обучения мы в начале учебного года разбили на лексические темы. Так же в начале года мы проводим обследование и выявляем уровни развития детей. Подбираем задания по уровням развития и соответствующим лексическим темам, занимаемся подготовкой игр, речевые пятиминутки,  дыхательные и пальчиковые игры, различные виды шнуровки, работа с сенсорными коробками, мозаиками, задания в условиях соревновательной деятельности, мимические упражнения и многое другое. Подбираем речевой материал, необходимый в данном виде деятельности, который будет использоваться в процессе занятий - так осуществляем дифференцированный подход в обучении детей.                                Учитывая особенности каждого ребенка, перед индивидуальными занятиями с детьми мы с инструктором по физической культуре обмениваемся рекомендациями более уточненного характера: коррекция моторной неловкости, слабое развитие мелкой и общей моторики, гипер- и гипоактивность, различные виды тремора, слабое развитие артикуляционного и дыхательного аппарата у того или иного ребенка. Некоторые задания в своих индивидуальных занятиях учитель – дефектолог направляет на коррекцию этих недостатков.                                                          Развитие физической активности при комплексном воздействии всех специалистов и педагогов существенно повышает результативность коррекции психических, речевых и двигательных нарушений, встречающихся у детей с ОВЗ. Это связанно не только с постоянным повторением и усложнением уже известных заданий, но и положительным эмоциональным сопровождением. В  своей работе мы  применяем целый комплекс двигательных гимнастических упражнений, способствующих нормальному развитию у детей с нарушением слуха грудной клетки и органов дыхания. Сюда входят голосовые и двигательные упражнения, фонетическая ритмика.                                                                Фонетическая ритмика - это выполнение ребенком определенных движений в сочетании с проговариванием различных составляющих речи: звуков, слогов, слов и фраз.  Ребенок регулярно выполняет тренировочные упражнения для развития речедвигательного анализатора, учится правильно воспринимать и воспроизводить ритмико-интонационную и слоговую структуры слова.                                                                        Одновременно с развитием движений осуществляем работу по развитию слухового восприятия. Дети учатся различать звуковые сигналы и соотносить их с движениями. К примеру, аккорд или удар барабана может служить сигналом к началу выполнения упражнений. Многие гимнастические упражнения обязательно выполняются под музыку. Дети учатся танцевать, петь песни, играть под музыку.                                                Во время занятий по физической культуре стараемся, чтоб дети обязательно  общались посредством словесной речи. На групповых занятиях с инструктором по физической культуре, отрабатывается, закрепляется и расширяются речевой материал, который дети уже получили на занятиях с учителем - дефектологом. Они связаны и сопровождаются речью с комплексами общеразвивающих упражнений, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, точечные массажи и многое другое.                        Каждое новое движение сначала показываем детям без словесного сопровождения, упражнение воспроизводится детьми по подражанию. После того как дошкольники хорошо усвоят движение, педагог вновь показывает знакомое движение, но уже проговаривая словесную инструкцию. Далее сначала педагог проговаривает движение и только потом повторяет его. В дальнейшем все разученные детьми движения выполняются исключительно по словесной инструкции. Речь инструктора  подчиняется определенным требованиям. Она должна быть немногословной и включать в себя минимум слов и фраз, который нужен для точного выполнения упражнений.                Немаловажное значение для благоприятного воздействия физкультуры на организм ребенка приобретает его настроение. Наша общая цель, чтобы упражнения и подвижные игры вызывали у дошкольников только позитивные переживания. Это определяет нормальное протекание всех физиологических процессов организма ребенка: сердечной деятельности, дыхания, процессов обмена.                                                         Осуществление всех задач физического воспитания  и обучения детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте делает процесс эффективным и успешным. только в тесном сотрудничестве всех специалистов: воспитателем, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре, от их умения взаимодействовать с детьми, способности поддержать дошкольника.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ И ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Проект «Чемпионат творчества и знаний» направлен на создание условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них коммуникативн...

Открытое занятие, приуроченное ко дню дефектолога и психолога. Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога. Тема: "Путешествие в волшебный лес"

Цель: Совершенствование представлений детей с ЗПР о природе и животных. Задачи.Развивающие:1. Развитие умение определять характер производить логические связи и необходимое обобщение.2. Развитие ...

Проект "Взаимодействие инструктора физической культуры и учителя-логопеда"

Проект рассчитан на детей группы компенсирующей напрвленности для детей с нарушением речи в возрасте 5-6, 6-7 лет....

Статья на тему "Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду"

Несомненно, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ будет успешней, если ее решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В представленной статье рассмотрены аспекты взаимодействия учи...

Презентация: «Способы взаимодействия учителя-дефектолога и инструктора по физическому воспитанию»

Сохраните и укрепление здоровья детей  при комплексном воздействии всех специалистов ДОУ для повышения результативности, коррекции психических, речевых и двигательных нарушений у детей с ОВЗ....