Собственная методическая разработка "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста".
методическая разработка
Материал предназначен для педагогов дошкольных учрезждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обручения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминания, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образах внешних свойств предметов. Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвете. Именно они имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие форм, величины, цвета необходимо для усвоения многих учебных предметов, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Занятия по сенсорному развитию в раннем возрасте должны планироваться не менее 2 раз в неделю. Кроме того, на протяжении всей недели организуются дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию. Умения, которые дети приобретают. Закрепляются на занятиях по формированию математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельностью, физическому развитию.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обуславливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с такими сенсорными свойствами, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен. Возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.
Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.
Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. – 1 г. 8 мес., рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.
Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:
посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;
посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;
снова посмотри на свой предмет;
найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;
покажи его воспитателю;
положи свой предмет рядом с образцом.
При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом:
посмотри внимательно на свою игрушку;
теперь посмотри, какие у меня игрушки;
где у меня такая же игрушка, как твоя;
положи свою игрушку вместе с такой же моей.
По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:
возьми предмет;
посмотри на мои игрушки;
положи свою игрушку вместе с такой же моей.
Особый такт дожжен проявиться при планировании занятий индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом.
Я считаю, что наибольший эффект для сенсорного воспитания даёт продуктивная деятельность. Поэтому в своей работе стараюсь чаще давать возможность детям лепить, рисовать, конструировать. В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощён в рисунке и конструкции и т.д. Необходимо научить детей обследовать предметы. Обследование – основной метод сенсорного восприятия детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста
В методических рекомендациях изложены формы использования воспитательных и развивающих возможностей сказки в работе с детьми раннего дошкольного возраста....
Опыт работы: "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста"
В данной статье представлены тезисы из опыта работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста....
План работы по самообразованию второй ранней группы «Медвежата» на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
Актуальность выбранной те...
Обзор методической литературы для детей раннего дошкольного возраста.
Методическая литература...
Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"
Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...
Методическая разработка: «Развлечение детей раннего дошкольного возраста с участием родителей»
Развлечение для детей с участием родителей«В гости к солнышку идём»....