Программа "Мой город - Смоленск"
рабочая программа (старшая группа)
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_moy_gorod-smolensk.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Программа предназначена для работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного города.
Основные задачи патриотического воспитания:
-воспитание чувств гражданственности и патриотизма в процессе разнообразной детской деятельности;
-активное вовлечение родителей в решение задач патриотического воспитания;
– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Возраст: подготовительная группа.
Кол-во детей: 20человек.
Реализация кружка – 1 год
Форма работы: групповая
Нравственно-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству. Темы направлены на социализацию личности дошкольника, формирование любви к малой Родине на основе приобщения к национальной культуре:
- Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников;
- Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств:
- к природе;
- родному городу;
- традициям и обычаям;
- символике города. - Значение устного народного творчества в формировании патриотизма:
- пословицы и поговорки;
- народные сказки;
- народные подвижные, сюжетно-ролевые игры;
Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств.
Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю. Направленность кружка (Социально - коммуникативное, художественно-эстетическое) определяется в соответствии с социальным заказом родителей, воспитанников и общества.
Работа осуществляется по программе «От рождения до школы» и пособию «Патриотическое воспитание» Т.С.Комаровой.
Образовательно-воспитательный минимум реализуется посредством пособия «Народное искусство в воспитании дошкольников» под редакцией док.педагогических наук Т.С. Комаровой, Т. С. Васильевой В.В.Гербовой.
Ожидаемый результат по окончании программы.
1.Проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему родного города.
2.Проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края.
3.Знать историю своего города, района.
4.Знать название: родного города.
5. Уметь пользоваться картой, глобусом.
6.Знать некоторые культурные традиции русского народа.
7.Уметь рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее.
Организация кружковой работы
Организация кружковой работы регламентируется планом и расписанием, утвержденным руководителем дошкольного образовательного учреждения.
Кружок организует и проводит воспитатель Иванова Екатерина Васильевна работающая с детьми подготовительной группы.
Продолжительность занятий детей не превышает 30 минут.
Кружковая работа проводится в МБДОУ «Детский сад №35 «Василек» еженедельно, в вечернее время, с 16.00 до 16.30.
Руководитель кружка организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
- Организованные занятия
- Индивидуальные занятия
- Развлечения, досуги
- Участие в конкурсах
- Консультации, мастер- классы
- Консультации.
Руководитель кружка предоставляют отчет о результатах деятельности кружка старшему воспитателю в конце года на заседании итого педагогического Совета.
Контроль за деятельностью кружка осуществляет заведующий и зам.зав. Фроленкова Н.В., Подлипаева В.И.
2019-2020 учебный год
Подготовительная группа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
|
|
|
|
|
| - Как называется твой город, в котором ты живешь? - Почему он так называется? - Что является центром нашего города? |
НОД. Развитие речи. Обучение рассказыванию «Город, в котором я живу». |
|
| НОД . Рисование «Город, в котором я живу. Мой дом». | |
|
|
Смоленска (выгодное местоположение, боевое прошлое); | НОД . Рисование «Город, в котором я живу. Мой дом». НОД. Познание. «Визитная карточка города» (символы города: герб города, площадь Победы, площадь Ленина, Успенский собор, парк Блонье)- беседа с иллюстрациями в группе. |
|
|
- формировать действенное отношение к окружению, природе в городе; - показывать на конкретных примерах заботу жителей о природе; - расширять представления об охране природы. |
НОД. Рисование. «Деревья в родном городе». НОД. Познание. «Природа в городе» |
|
|
|
|
2 неделя |
|
- просмотр презентации; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-изготовление поделок «Русь Христианская» к празднику Пасхи. |
|
|
-просмотр фильмов о ВОВ |
|
ЛИТЕРАТУРА
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д. Маханева
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко
С чего начинается Родина?» под ред. Л.А. Кондрыкинской
«Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая
• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005
• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....
История возникновения города Смоленска. Символика города.
Конспект занятия в подготовительной группе. История возникновения города Смоленска....
К О Н С П Е К Т Н О Д по проектной деятельности «Смоленск – мой край родной» на тему: «День Рождения города Смоленска».
Цели и задачи:· o сформировать представления дете...
"ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НАДЕЖДА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА"
quot;ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НА...
Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей по реализации проекта «Смоленск - мой город»
Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей по реализации проекта «Смоленск - мой город»...
Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей (в рамках реализации проекта «Смоленск - мой город» в подготовительной к школе группе)
Паспорт проекта:Воспитатель, инструктор ФК, дети подготовительной группы №8«Веснушка», родители.Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.Тип проекта: краткосрочный, групповой.Форма организ...
Выступление для педагогов г. Смоленска "Экологическое воспитание дошкольников посредством участия в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска»
Наша средняя группа №3 участвует в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска». В 2018 году в своей подготовительной группе № 7 (теперь ...