доклад на тему "Использование ЛЕГО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР"
материал
LEGO – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Целью использования LEGO-конструирования в работе с детьми ЗПР является овладение навыками начального технического конструирования, совершенствование остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства, координация «глаз-рука».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_lego_v_gruppe_kompensiruyushchey_napravlennosti_dlya_detey_s_zpr.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЛЕГО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Современный этап развития системы образования характеризуется усилением внимания специалистов к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. Эффективность обучения этих детей связана с изучением специфики их развития и поиском способов психолого-педагогической помощи в процессе интеллектуально-личностного развития.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсомоторного воспитания занимала одно из центральных мест. Особенно это актуально при работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Сенсомоторное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности. Дети с ЗПР испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка [1].
Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий.
LEGO – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Целью использования LEGO-конструирования в работе с детьми ЗПР является овладение навыками начального технического конструирования, совершенствование остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства, координация «глаз-рука»[3].
Конструирование теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие речи, расширение словарного запаса.
Игры «LEGO» здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.
В силу своей педагогической универсальности LEGO-технология служит важнейшим средством развивающего обучения во многих образовательных учреждениях[4].
В результате использования LEGO-конструирования в обучении с детьми с ЗПР дети получают базовые знания при подготовке к школе, у них формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Манипулирование с LEGO-элементами также способствует сглаживанию, частичному преодолению имеющихся отклонений в психическом и речевом развитии у детей (а у детей с речевой патологией более эффективному коррекционному воздействию).
Особенность конструирования предметов из «LEGO» детьми с ЗПР заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу педагога и с его помощью, так как у детей еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из «LEGO»деталей, различными способами [4].
Применяя «LEGO» в коррекционно-развивающем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и наглядным пособиям» [2].
Существенным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации.. Важным условием для полноценного сенсомоторного развития детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды. Одним из условий целостного развития ребенка с ЗПР является включение в образовательный процесс LEGO-конструирования.
В силу своей педагогической универсальности конструкторы «LEGO» служат важнейшим и эффективным средством развивающего обучения в образовательных учреждениях, и несут в себе коррекционную направленность. В процессе LEGO-конструирования педагог активизирует познавательную деятельность детей, корригирует и развивает сенсорно-тактильную и двигательную сферу, интерес к обучению.
Таким образом, в процессе конструктивно-игровой деятельности с использованием конструктора «LEGO» у детей с ЗПР наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, мелкой моторики, закрепляются знания о формах, величинах и деталях предметов, формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца, развивается творческое мышление. Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности способствует формированию сенсорных навыков через собственную предметную деятельность по принципу от простого к сложному, умений самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий[5].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений и ЛЕГО-конструированию в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Путешествия на острова «Знаний»
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO - конструирования для детей 6-7 лет...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...
«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников....
Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Конспект родительского собранияв старшей группе компенсирующе...
Доклад на тему "КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР, ТНР) "
Экологическое воспитание в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического и речевого развития очень важно....