Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Фольклор и мастерство» в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Избицкая Ольга Сергеевна

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Фольклор и мастерство» в подготовительной группе. В блоке сюжетно ролевые игры, дидактические игры, беседы, художественная литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание по теме

«Фольклор и мастерство» в подготовительной группе

                                        «Фольклор и мастерство»

Беседа «Как растут растения?»

Цель: Помочь детям в обобщении представлений о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной направленности; В установлении связей между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды, между стадиями развития; в развитии речи - доказательства; В накоплении детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Предварительная работа: Наблюдения за особенностями внешнего вида растений, посадка растений, длительные наблюдения за их ростом и развитием, составление рассказов о растениях.
Ход :
В группу к детям приходит Незнайка. Приносит искусственный
цветок.
Незнайка. Посмотрите, какой красивый цветок я вырастил. У
него есть стебелёк, листочки, даже цветок - это живое растение.
Дети (смеются). Это неживое растение. Это сделанный цветок.
Он не вырос.
Незнайка. А... Я всё понял: если есть цветок, значит растение
неживое.
(Внести цветущее растение)
Дети. Это растение живое. Оно выросло. У него корни есть,
листочки, стебель, цветок.
Воспитатель. Незнайке надо доказать, что это живое растение,
что оно выросло. Будем доказывать? (Да)
Воспитатель. Зачем растению цветок? (Чтобы были семена).
Зачем созревают семена? (Чтобы из них были ещё такие же
растения.)
Воспитатель. Выберите семена разных растений. (Дети
подходят к столу и выбирают семена или картинки с
изображением семян и плодов. Выставляют на стенд или
выкладывают на стол.)
Незнайка. Такие разные семена! И что же из них вырастет? Я
знаю - это берёзовые семена, из них дуб вырастет. А вот
горошина - из нее вырастет береза. (Дети не соглашаются.)
Дети. Из березовых семян вырастет только береза, из                                  
горошины - горох.                              
Воспитатель. А как же вырастает растение?
Незнайка. Я всё знаю. Положу семена в коробку, потрясу и
пусть растут. Так? (Нет.)
Воспитатель. Что нужно растению, чтобы оно выросло? (Вода,
питание в земле, тепло, свет.)
(Выставляется обобщенная модель потребностей растений как
живых организмов.)
Незнайка. А, теперь всё понял! (Выставляет элементы модели
наоборот, в неправильной последовательности: семечко
проростком - корнем - вверх, листьями в землю, перепутаны
стадии роста: плод прежде цветка.)
Незнайка. Возьму семечко. Помочу - семечко проросло. Теперь положу в землю - положу так, чтобы корешок вверх торчал, чтоб ему светло было, а листочки вниз, в землю. Потом плод будет, потом цветок. И вырастет красивый цветок - он самый главный у растения.
(Дети исправляют ошибки, мотивируя каждую стадию роста, его последовательность и направленность. Обсуждается каждый элемент модели.)
Воспитатель. Правильно рассказал Незнайка? А как же растет растение и почему? Надо рассказать незнайке и доказать, чтобы он все понял.
(Дети раскладывают модели и рассказывают, как растет растение.)
Воспитатель. Хорошо рассказали. Понял, Незнайка?
Незнайка. Так много говорили - ничего не понял!
Воспитатель. Расскажите Незнайке о том
растении, которое сами выращивали: как оно росло и почему.

                                                                                               

                                                                                                                                                                                     

                                                          «Фольклор и мастерство»

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно-ролевой игры «Театр»

Ход игры

Дети под музыку встречают гостей при входе в зал, здороваются. Два ребёнка продают билеты за конфеты.  Остальные дети раздают программки, приглашают гостей занять свободные места.

- Я очень рада встрече с вами!

- Дети, к нам сегодня пришли гости, нужно с ними поздороваться.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро, здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Здравствуйте, гости!

- Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы поздоровались с гостями.

Ребята. а вы любите сказки? А как вы думаете, где можно увидеть сказку?

 Дети:/ в кинотеатре, дома по телевизору, в театре/

А что такое театр? /здание большое красивое, где выступают артисты/

А вы, ребята, знаете, кто работает в театре? Дети:/ гардеробщица. Кассир, артисты, гримеры, режиссеры, костюмеры

распределить роли. А давайте поиграем в театр. Но прежде чем играть, мы должны

- Ребята, а с чего начинается театр? (с вешалки). Место, где снимают верхнюю одежду, называется гардероб, а человека, который работает в гардеробе – гардеробщик. Кто хочет быть гардеробщиком?

- Что нам нужно приобрести, чтобы попасть на просмотр спектакля? (театральные билеты). Где мы их купим? (в театральной кассе у билетёра). Кто будет билетёром? Если у нас не будет билета, контролёр нас не пустит на спектакль. Кто будет контролёром?

- Кто выступает в театре на сцене? (артисты). Артистами у нас сегодня будут:

- Чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего уметь.

Что должен уметь делать актёр?

Ответы детей: Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться. А помочь ему в этом поможет(режиссер) Кто у нас будет режиссером?

- Кто артисту помогает создать внешний образ героя, которого он играет на сцене? (костюмер и гримёр)

Что делает костюмер? Костюмером у нас будет. Что делает гримёр? Гримёром будет…                                                                                

- Как можно отблагодарить артистов? (аплодисментами, цветами) Где мы возьмём цветы? (в цветочном ларьке) Значит, нам нужен продавец цветов.

- А как вы думаете, чем мы можем занять свободное время до начала спектакля? (посидеть в фойе, прочитать программку, пройти в театральный буфет, попить чай, кофе, сок, съесть мороженное, пирожное).

Значит, нам нужен буфетчик. Кто будет занимать эту должность?

Ещё нам нужен администратор, он отвечает за всю работу театра. Так, как у меня нет роли, я буду администратором

Ребята, а если вы приедете в театр смотреть сказку – вы кем там будете? /зрителями

- Уважаемые сотрудники театра, займите свои рабочие места.

Артисты готовятся к выступлению, проходят в костюмерную и гримёрную.

- Роли и обязанности распределили, пора отправляться в театр. Возьмите сумочки, деньги.

- А на чём мы можем туда добраться? (На автобусе.)

Дети из стульчиков строят автобус.

- Прежде, чем мы сядем в автобус, нам надо выбрать водителя автобуса и кондуктора. Кто желает быть водителем автобуса, кондуктором? (выбираем при помощи считалки). Водитель и кондуктор, займите свои места в автобусе.

В автобусе дети расплачиваются с кондуктором, получают от него билеты и едут до остановки «Театр».

Музыкальная гимнастика в автобусе.

Что бы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Скажешь» здравствуй» - и в ответ

Прозвучит:» Привет, привет!»

Здравствуйте, ладошки! (Дети два раза хлопают.)

Здравствуйте, сапожки! (Два раза топают.)

Здравствуйте, лягушки! ( Произносят: ква-ква.)

Здравствуйте, кукушки! (Произносят: ку-ку)

Здравствуй, шустрый ветерок! (Дети дуют.)

Здравствуй, детский голосок! (Произносят: а-а-а.)

Здравствуй, сонная ворона! (Произносят: кар-кар.)

Поезд длинный у перрона! (Произносят: т у- ту.)

Добрый день ручным часам (произносят: тик-так),

Громким детским голосам (шумят.)

Здравствуй, бурная река! (Булькают языком.)

В синем небе облака! (Тихо поют высоким звуком, изображая руками облака.)

Кондуктор объявляет: «Остановка «Театр». Уважаемые пассажиры, выходя из автобуса, не забывайте свои вещи».                                            

- Проездные билеты выбрасываем в урну для мусора.

- Вот мы и пришли. Вспомним правила поведения в театре.

Заходим в театр. Встаём в очередь, приобретаем билеты. приготовьте деньги.

- Кто приобрел, билеты подходим к контролёру, показываем билеты и проходим в фойе. (Контролёр отрывает у билета «корешок»).

- Сдаём вещи в гардероб.

- Здравствуйте, я – администратор, рада приветствовать вас в нашем театре.

Пока артисты готовятся к выступлению, вы можете посетить наш буфет, посидеть в фойе на диванах, прочитать программку. купить цветы.

Артикуляционная гимнастика с артистами.

(После того, как артисты наденут костюмы, загримируются)

Режиссер- Уважаемые артисты, перед выступлением сделаем гимнастику для язычка.

1.Упражнение «Улыбочка»

Широка наша река

И улыбка широка.

2. Упражнение «Заборчик»

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

3. Упражнение «Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта

Влево – вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

4. Упражнение «Болтушка»

Язычок к выступлению готов, будет говорить чётко, громко, выразительно.

Звучит театральный звонок.

После первого звонка зрители начинают занимать места в зрительном зале.

- Уважаемые зрители, проходите в зрительный зал и занимайте свои места согласно купленным билетам.

Воспитатель внимательно следит за игрой и, в случае необходимости, советом или своим участием оказывает помощь в той или иной ситуации.

После третьего звонка начинается спектакль.

- Уважаемые зрители, просьба отключить сотовые телефоны.

Дети – «артисты» показывают спектакль «Репка».

После просмотра спектакля дети хлопают, кричат «Браво!», дарят «артистам» цветы

-А сейчас я предлагаю фотосессию с артистами театра.

- Ребята, где мы сегодня были? Какой спектакль смотрели?  Сегодня мне очень понравилось, как вы играли

 Вы все хорошо справились со своими ролями: были вежливы, правильно вели себя в общественных местах, старались выразительно передавать в речи образы героев сказки

В следующий раз, когда вы будете играть в эту игру, вы поменяетесь ролями.

                                                                                           

                             «Фольклор и мастерство»

Беседа «Мы едем в общественном транспорте»

Цель: формировать  основы безопасного поведения, рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить правила поведения в общественных местах, в транспорте. Предложить рассказать, почему важно быть вежливым, проявлять уважение к взрослым и  сверстникам.

Сюжетно игра «Скорая помощь». « Поликлиника». «Больница».

 Цели:

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по

окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость

медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять

правила поведения в общественных местах.

Примерные игровые действия:

приход в поликлинику, регистратура; прием у врача; выписка лекарства;

вызов «Скорой помощи»; госпитализация, размещение в палате; назначения лечения;

обследования; посещение больных; выписка.

Предметно-игровая среда.

Оборудование: халаты, шапочки врачей; карточки больных; рецепты; направления; наборы «Маленький доктор»; «лекарства»; телефон; компьютер; носилки

                                                             

                                       «Фольклор и мастерство»

 Дидактическая игра: «Угадай, что в мешочке»

Цель: описать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь.

 Ход игры.

 Ребенок двумя словосочетаниями описывает взятый в мешочке предмет, а играющие дети должны определить, что же нащупал в мешочке ребенок.

Дидактическая игра:  «Что лишнее?» (1-й вариант).

Цели: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года.

Ход игры.

 Воспитатель называет четыре признака разных времен года:

 •  Птицы улетают на юг. •  Расцвели подснежники. •  Пожелтели листья на деревьях. •  Идет уборка урожая. Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

Дидактическая игра:  «Что лишнее?» (2-й вариант).

Цели: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года.

 Ход игры.

Воспитатель называет четыре признака погоды разных времен года: •  Идет снег (дети надели шубы). •  Пасмурно (дети взяли зонтики). •  Льет проливной, холодный дождь (дети сидят в группе). •  Светит жаркое солнце (дети надели панамки, шорты и маечки). Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний, и называют, к какому времени года он относится.

                                                         

   «Фольклор и мастерство»

НОД в подготовительной группе «Голубая гжель»

Тема: "Роспись гжельской посуды"

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Программные задачи:

- Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).

- Учить детей приемам рисования гжельской розы.

- Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.

- Поддерживать интерес к народному творчеству.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие» 

- развивать коммуникативные умения;

- развивать связную речь, умение отвечать полными ответами;

Программные задачи:
Образовательная область «Физическое  развитие»

Формировать точные координированные движения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 

Программные задачи:

- воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.

- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.

Оборудование и материалы: игра «Собери посуду», иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды. 

Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома “Сказочная гжель», посуды, игрушек.

Ход занятия

Мотивационно - организационный этап.

Воспитатель обращает внимание детей на «Волшебный ящик», находящийся в группе. Какой красивый и конечно он с секретом. Угадайте, что в нем?

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжельская роспись)

Друзья мои, беда, моя посуда разбилась. Одни осколочки остались. (Показать «разбитую» посуду). Вы поможете мне?

Желание детей помочь определяет цель их последующей работы.

Поисковый этап                                        

Воспитатель организует обсуждение ситуации, предлагает детям подумать, как можно помочь. Дети вместе с воспитателем составляют план предстоящей работы:

  1. Узнать, как работают гжельские мастера?
  2. Нарисовать гжельскую посуду.

Практический этап

Познавательный рассказ «Гжельская посуда»

Сегодня расскажу вам быль. Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле. Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную.

Вот посмотрите – с чего все начинается. (показ картинок). Разводят глину в огромных чанах. Заливают ее в специальные формы-заготовки. И оставляют на просушку. Затем получаются вот такие изделия. Привлекательно ли выглядят они, радуют ли глаз? Нет. Они белые, не яркие.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метёлкой улицы метёт, да вылепил его. И расписал его мастер разными узорами.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Вот так и повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были.

Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.

Рассматривание и описание гжельской посуды.

Воспитатель организует беседу и обращает внимание детей на элементы росписи. Обыкновенная, казалось бы, чашка. Но сколько умения и старания вложил мастер для её украшения.                                                                  

Это ваза. Чем украшено её горлышко и донышко?

Что располагается на самой широкой части вазы?                                    

А это – гжельский чайник. Расскажите, какими элементами мастер украсил носик, крышечку, ручку и, конечно же, сам чайник.

Роспись гжельская необычная. По белому фону рука художника кисточкой с краской то сильнее нажмёт, то слабее. И всё, что нарисует, становится синим и голубым – цветы, листья, травка.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,          

("Надуть" живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.                

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,                          

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                          

 (Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,                            

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

Дидактическая игра «Собери посуду»

Воспитатель предлагает детям игру «Собери посуду». На подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров: чайник, сахарница, блюдце, чашка.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? (гжельская).

Кто расписывает такими узорами? (гжельские мастера)

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родничковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель…

Ребята, посуду мы собрали, только ее не склеишь теперь. Вот что, а чем вы не мастера? Поможете посуду расписать?

Ещё раз вспомним, какие цвета используют в гжельской росписи?  (Синий). Чем украшается середина изделия? (гжельской розой). Из каких элементов состоит цветок? (из мазков). Как они расположены?                                    

 (два мазка с одной стороны, два – с другой, в середине – тонкая сеточка). Что располагается вокруг большого цветка? (листья, веточки). Что будем рисовать широкой кистью? (лепестки розы, листья). Что нарисуем концом кисти? (сеточку, усики, завитки).

Рисование гжельской посуды.

Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Дети выбирают предмет посуды и приступают к украшению гжельским узором.

В ходе работы обращаю внимание на последовательность рисования, на правильность составления мазка, на украшение цветка, усиками, листочками, завитками.

По окончании работы предлагаю детям поставить свои работы на стол. (стол свободный со скатертью приготовлен заранее).

Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель предлагает детям высказать предположения о том, удалось ли им помочь, аргументировать свои ответы.

Воспитатель благодарит детей за помощь, отмечаю какая расписная получилась посуда. Будто голубые узоры ожили на них. На каждом расцвела пышная гжельская роза в окружении листьев, бутонов, завитков. И как у настоящих мастеров, ни один узор не повторяется, у каждого есть что-то своё, особенное.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

                                                                                                                             

                                                                                                                               

                                                         

«Фольклор и мастерство»

НОД по теме «Птицы» (лепка)

для детей подготовительной группы

Цель: развивать творчество детей; формировать умения передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности птицы.

Задачи:

Образовательные:

закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.

Воспитательные:

Воспитывать сдержанность, усидчивость.   

Речевые:

обобщать знания по теме «Птицы» и синтезировать их с темой «Весна».

Развивающие:

развивать слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.                        

Интегрированные образовательные области:

Познавательное развитие

Художественно - эстетическое развитие

Речевое развитие

Предварительная работа:

беседа «перелётные птицы», загадки, чтение стихотворений о перелётных птицах, весне, беседа по картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Материалы к НОД:

Демонстрационный: дерево, колечко, картинка с изображением грача

Раздаточный: пластилин чёрного цвета, стеки, дощечки, аудиозапись.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстрации и беседа по ней, физкультминутка: «Ну-ка, птички, полетели», пальчиковая гимнастика: «Грачата», продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, сегодня в группу нашего детского сада прикатилось «волшебное кольцо» оно нам хочет рассказать что-то интересное, я скажу волшебные слова, а вы закройте глаза и тихонечко послушайте, что же колечко нам расскажет.

Ты катись-катись колечко

На весеннее крылечко                                                                                        

И с весеннего крылечка

Принеси нам весточку

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, кто это поёт? 

Ответы детей.

Действительно это пение птиц. На зиму они улетали в тёплые края, а весной возвращаются на родину. Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? 

Ответы детей.

Воспитатель: А каких перелётных птиц вы знаете? 

Ответы детей.

 Молодцы! Но посмотрите на нашу Рябинку, к ней еще не прилетели птицы, давайте, вылепим птиц и посадим их на наше дерево. 

Физкультминутка«Ну-ка, птички, полетели»

Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зёрнышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Пёрышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

Воспитатель: Ребята, пройдите, пожалуйста, за столы и сядьте на свои места.

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён грач.

Как называется эта птица? 

Какого цвета Грач? 

Что есть у этой птицы? 

Сколько у птиц крыльев?

Какой формы у птицы туловище, голова, клюв?

Ответы детей.

Туловище - овальное, голова - круглая, клюв - вытянутый заострённый.

Чем покрыто тело птицы? 

Воспитатель показывает и рассказывает детям, как нужно лепить птиц:

1. Разогреем пластилин: помнём его в руках, чтобы он стал мягким

2. Разделим кусок пластилина на 2 равные части

3. Из одной части пластилина скатаем овал - это будет туловище (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась «толстая колбаска», сглаживаем пальцами края – получился овал).

4. С одного края овала вытянем хвост (прищипываем пальцами край овала тянем его и расплющиваем)                                                                      

5. С другого края овала вытянем шею (захватываем пальцами, небольшой участок пластилина и вытягиваем его вверх)

6. Берём другой кусок пластилина и делим его на 2 равные части

7. Из одного куска пластилина катаем шар - это будет голова (катаем пластилин между ладоней круговыми движениями слегка нажимая - получился шар)

8. Присоединяем голову к шее (приставляем голову к шее, сглаживаем места соединения)

9. Вытягиваем на голове клюв (прищипываем двумя пальцами и слегка вытягиваем вперёд)

10. Берём другой кусок пластилина и делим его ещё на 2 части - это будут крылья

11. Катаем, короткие «колбаски», расплющиваем, присоединяем (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась короткая «колбаска», расплющиваем пальцами обеих рук, присоединяем к туловищу, сглаживаем места соединений).

12. Стекой рисуем глаза, оперение.

Пальчиковая гимнастика«Грачата»

Встали как-то

Утром в ряд

Десять маленьких грачат.

Посчитались,

Удивились.

На две группы разделились.

Пёрышки почистили,

Головкой покивали,

Червячка склевали,

К речке побежали.

Воспитатель предлагает приступить к лепке.

Заключительная часть:

— Что мы сегодня лепили? 

— Как называют этих птиц? 

— Когда прилетают птицы домой на родину? 

— Вам понравилось лепить птиц? 

— А для чего мы их слепили? 

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям посадить птиц на дерево, включает фонограмму пение птиц и говорит: «Посмотрите, вот и на нашу рябину прилетели птицы, а значит, весна скоро наступит и у нас, давайте попросим наших грачей, чтобы они поскорей принесли нам весну:

«Грачи киричи, летите, летите!

Дружную весну Несите, несите!»                                                                        

                                             

«Фольклор и мастерство»

«Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель: развитие связной  речи у детей, на основе беседы по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для  развития связной речи у детей на основе беседы по картине;

- продолжать учить детей составлять и использовать в речи распространенные предложения;

- учить находить поэтическое сходство между стихами о весне русских поэтов и картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

 - учить  детей определять содержание картины;

- учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Развивающие:

- развивать диалогическую речь — самостоятельно отвечать на вопросы;

-активизировать словарь прилагательных, глаголов;

-развивать интерес детей к творчеству русских художников;

- развивать художественное восприятие пейзажных картин.

Воспитательные:

- воспитывать у детей художественный вкус, способность понимать и чувствовать;

- помочь детям ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

-способствовать воспитанию культуры речевого общения, доброжелательных отношений между детьми.

 

Предварительная работа:

1. Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой» Весна».

2. Наблюдение примет наступающей весны в природе.

3. Отгадывание загадок о весне.

4. Повторение перелетных птиц.

5.Знакомство с народными приметами о весне, о птицах.

Оборудование:

1. Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Ход занятия:

1. Вступительная беседа о весне.

-Назовите число,  день недели, месяц.

-Назовите по порядку весенние месяцы.                                                          

-С чего начинается весна в природе?

-Назовите приметы  весны.

-Ребята, давайте поиграем в игру « Весенние слова»

- Придумайте определение к слову весна. Какая она? (Теплая, красивая, солнечная, голубая.)

-Какая погода весной?  (Теплая, холодная, весенняя, прохладная, весенняя.)

-Какое солнце весной? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое.)

-Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее, облачное.)

-Какой снег  весной? (Грязный, рыхлый, талый, черный).

-Какой ручеек весной? ( Весенний, холодный, звонкий, веселый.)

-Недавно была зима, было много снега. Подберите к слову снег родственные слова (снежинка, снежок, снежный, снеговик, подснежник).

-Подберите к слову дождь родственные слова (дождливый, дождинка, дождик, дождевой).

- Сейчас наступила весна.  Солнце ярко светит и пригревает, тает снег, появляются проталинки. Просыпаются природа от зимнего сна. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы. Каких перелетных птиц вы знаете? ( Слайд №2)

Птицы прилетают и что делают?( вьют гнезда, высиживают птенцов, поют).

- А ещё я для вас приготовила ребус. Давайте мы с вами его разгадаем и узнаем, а какой перелетной птице мы сегодня будем говорить. (Слайд № 3)

 -Правильно, ребята, это – грач. (Слайд №4)

- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного. Посмотрите на изображение. Грач – большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач  питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.

Физкультминутка

«Веснянка»

Солнышко, солнышко,                        (дети идут по кругу)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                        (дети бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,                        (приседают)

А цветочки расцветают.                     (встают на носочки) 

2. Рассматривание картины.

1. Предложить детям прием «вхождение в картину». Закройте глаза и представьте себе, что мы очутились с вами в небольшой рощице. И вдруг вы очнулись от громкого птичьего крика. Подняли голову, улыбнулись. Да это грачи прилетели.                                                                                                  

2. Сообщение названия картины, фамилии, имени и отчества художника. (Слайд №5)

- Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал  природу.  (Слайд №6)

3. Молчаливое целостное восприятие.

4. Беседа по картине:

Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов?

Докажите, что это весна. Какая это весна, ранняя или поздняя?

Почему вы решили, что это ранняя весна?

Найдите на картине приметы ранней весны.

Какие стихи русских поэтов вы вспоминаете, глядя на картину?

-Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине? ( На березы прилетела стая грачей).

Расскажите о грачах, что они делают? ( Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые).

Что делает грач у корней березы?  (Он нашел веточку и держит ее в клюве).

Как вы думаете, грачи радостные или грустные?  (Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину).

Где грачи строят свои гнезда?  (На вершинах берез).

- Грачи – дружные птицы. Вернувшись домой, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Как называются такие места?  (Грачевники).

Что вы можете рассказать о деревьях?  (С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые).

На каких березах больше гнезд и почему?  (На старых березах,  потому что ветки у них толстые,  крепкие, гнезда хорошо на них закреплены).

Что можно сказать о небе? Какое оно? (Небо хмурое, серое, затянуто темными тучами).

Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле? (Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины).

Что виднеется вдали, за березами? (За березами виднеется деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами).

Что вы чувствуете, глядя на картину «Грачи прилетели»?  (ответы детей)

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Скажи по -  разному».

Вы придумаете предложение о весне, и  мы повторим это предложение с разной интонацией: тихо, громко, беззвучно, медленно, быстро.

5. Итог.

• О чем мы сегодня, что почувствовали на занятии по этой картине?(название картины, Ф.И.О.художника,  приметы ранней весны)                                    

                                                               

«Фольклор и мастерство»

Театрализация «Кому ручеёк пел свою песенку»

Цель: закрепление основных эмоций РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ

Воспитатель читает сказку: « Кому Ручеек пел свою песенку»

Выглянуло весной солнышко. Стал в лесу снег таять. Побежал с пригорка Ручеёк, удивляясь тому, как быстро наступает весна, и запел свою весёлую песенку.

- Это Ручеёк меня будит, - пробурчал Медведь.

- Это Ручеёк мне подпевает, - пропел Соловей.

- Это Ручеёк меня веселит, - прошептала Берёзка.

А Ручеёк журчал и журчал. Он радовался солнышку, удивлялся новой весне и пел свою весёлую песенку.

Театрализация

Воспитатель: Выглянуло весной солнышко.

Действие: «Солнышко выходит, освещает всех своими  лучиками, улыбается своим друзьям».

Воспитатель: Стал в лесу снег таять.

Действие: «Выходит снег, грустный, с поникшей головой, руки опущены вниз»

Воспитатель: Побежал с пригорка Ручеёк, удивляясь тому, как быстро наступает весна, и запел свою весёлую песенку.

Действие:  Выходит Ручеёк, бежит, звенит колокольчиком.

Воспитатель: И тут появился Медведь и  пробурчал

Медведь:  Это Ручеёк меня будит!

Действие: Выходит Медведь, идет, бурчит, недоволен он тем, что Ручеек его разбудил, проходит круг, возвращается на место.

Воспитатель: Ну а Ручеек тем временем побежал дальше и встретил Соловья, который был рад их встрече.

Действие: Выходит Соловей, летает над полянкой, и напевает:

Соловей: Это Ручеёк мне подпевает! пропел Соловей

ВоспитательДальше на пути Ручейку повстречалась Берёзка, она радовалась тому, что скоро распустятся её листочки и шептала:

Действие: Выходит березка, машет всем своими веточками

Берёза: - Это Ручеёк меня веселит!

Воспитатель: Побежал с пригорка Ручеёк, удивляясь тому, как быстро наступает весна, и запел свою весёлую песенку.

Ручеёк: бежит Ручеёк, приглашает всех друзей выйти на сцену.

Ребята, пока Ручеёк бежал и пел свою песенку, на пути ему встретились и добрые, и сердитые, и злые и радостные герои!А какое настроение сейчас у вас? После того, как вы показали такую замечательную сказку?
Дети: хорошее, радостное!

                                                             

«Фольклор и мастерство»

Нина Саконская «Разговор о маме»

От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею всё сообща,
За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.

Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.

За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её.

Валентин Берестов «Праздник мам»

Восьмое марта, праздник мам,
Тук-тук! — стучится в двери к нам.

Он только в тот приходит дом,
Где помогают маме.
Мы пол для мамы подметём,
На стол накроем сами.
Мы сварим для неё обед,
Мы с ней споём, станцуем.
Мы красками её портрет
В подарок нарисуем.
— Их не узнать! Вот это да! —
Тут мама скажет людям.
А мы всегда, А мы всегда,
Всегда такими будем!

В.Орлов «Воробей»

Воробей взъерошил
Пёрышки -
Жив, здоров
И невредим.
Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.

Скворцы
Торопятся на юг –
Им холодно зимой.
А воробей –
Надежный друг:
Он и зимой со мной.
Клюёт пшено,
Глядит в окно
И вертит головой:
- Ты жив, живой?
- Живой, живой!
- И я жив, жив, живой!
- Тебе не холодно,
Малыш?
- Да, вроде, ничего.
- Чего ты к югу
Не летишь?
- А ты чив, чив, чего?

                                                              «Фольклор и мастерство»

М. Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.

Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно- лаковыми. Ел горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку- осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подает ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

                                             

«Фольклор и мастерство»

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

— Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена; лисица говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает- то — все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

                                           

«Фольклор и мастерство»

В. Бианки «Март»

Полетела Зинька в поле. Синичке ведь где хочешь жить можно: были бы хоть кустики, а уж она себя прокормит. В поле, в кустах, жили серые куропатки — красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала.

— А где же тут спать? — спросила у них Зинька.

— А ты делай, как мы, — говорят куропатки. — Вот гляди.

Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче — да бух с разлёту в снег!

Снег сыпучий — обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.

«Ну нет, — думает Зинька, — синички так не умеют. Поищу себе получше ночлега».

Нашла в кустах кем-то брошенную плетёную корзиночку, забралась в неё, да и заснула там. И хорошо, что так сделала. День-то простоял солнечный. Снег наверху подтаял, рыхлый стал, а ночью мороз ударил. Утром проснулась Зинька, глядит, — где же куропатки? Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит — ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей, и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать? Да ведь синички — боевой народ.

Зинька слетела на наст — и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И продолбила, — большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы. Вот уж они её хвалили, благодарили!

Натаскали ей зёрен, семечек разных.

— Живи с нами, никуда не улетай!

Она и жила. А солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег. И уж так его мало осталось, что больше не ночевать в нём куропаткам: мелок стал. Перебрались куропатки в кустарник спать. Под Зинькиной корзинкой.

И вот, наконец, в поле на пригорках показалась земля. И как же все ей обрадовались! Тут не прошло и трёх дней — откуда ни возьмись, уж сидят на проталинах чёрные, с белыми носами грачи.

— Здравствуйте! С прибытием!

Ходят важные, тугим пером поблёскивают, носами землю ковыряют: червяков да личинок из неё потаскивают.

А скоро за ними и жаворонки и скворцы прилетели, песнями залились.

Зинька с радости звенит-захлёбывается:

— Зинь-зинь-на! Зинь-зинь-на! К нам весна! К нам весна! К нам весна!

Так с этой песенкой и прилетела к Старому Воробью. И он ей сказал:

— Да. Это месяц март. Прилетели грачи, — значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку.

                                                   

 «Фольклор и мастерство»

А. Ахундова «Сосульки»

Сосулька, висюлька,
Висюлька, сосулька!
На солнце звенит
Ледяная свистулька.
Свистулька, свистелка,
Апреля свирель.
На этой свирели
Играет капель.

А.Плещеев «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

                                         

 «Фольклор и мастерство»

Г.Скребицкий «Сказка о весне»

Собралась Весна красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше и выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.

Просит Весна перелётных птиц — гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, говорят, снег и лёд, холод и голод, там, говорят, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге прожить. Вдруг она слышит голос откуда-то с вышины: «Не печалься, Весна красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула вверх, а по небу над ней плывёт белое пушистое облако. Обрадовалась Весна, забралась на облако и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталины, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот уже раскрыться почками.

Полетела Весна красна с юга на север на белом пушистом облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц — гусей, лебедей и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки…

Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако, так, значит, на нём Весна красна прилетит. Жди теперь со дня на день тепла, полой воды, жди с юга весёлых крылатых гостей…

                                         

 «Фольклор и мастерство»

Лев Николаевич Толстой «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день Умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию на тему: «Наши предки - славяне» в подготовительной группе

Программные задачи: Воспитывать чувство уважения и гордости к своему народу к своей стране.Развивать понятие об эволюции жизни человека от древнего мира до сегодняшних дней:-  продолжать рас...

Конспект проведения НОД по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: « Русская матрёшка» во 2 младшей группе

Программное содержание: расширять знания детей о русском народном творчестве - изготовлении деревянных игрушек - матрёшек, вызвать чувство  гордости за русских матрёшек, воспитывать любовь к русс...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Мой любимый город» в средней группе

Цель: Закрепить знания о родном городе; воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.Задачи:образовательные:- закрепить знания детей о родном городе.- расширять с детьми информ...

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Есть такая профессия» в подготовительной группе

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Есть такая профессия» в подготовительной группе. В блоке сюжетно ролевые игры, художественная литература, дидактические игр...

ООД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Россия – Родина моя. Государственные символы России» /подготовительная группа/

Одна из задач воспитания и образования дошкольников - развитие интереса и любви к своей стране, к своей Родине. данный материал позволяет познакомить дошколят с государственными символами страны....

План по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» 2023-2024 год Подготовительная группа

План по самообразованиюТема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»2023-2024 годПодготовительная группа...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием здоровье-сберегающих технологий в подготовительной группе « С чего начинается Родина…».

Цель: формировать у детей представление о Родине, о природе родного края, приобщать детей к здоровому образу жизни.Задачи:Образовательные:- расширять представления детей об охране природы,- закре...