Формирование ранней читательской грамотности у воспитанников на ступени дошкольного образования
статья

Товарищева Елена Владимировна

 

«Мы дружны с печатным словом,

                                                    Если б не было его,
                                                            Ни о старом, ни о новом
                                                         Мы не знали б ничего!
                                                              Ты представь себе на миг,
                                                                 Как бы жили мы без книг?»

                                                                                                         С.Михалков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ранней читательской грамотности у воспитанников на ступени дошкольного образования.

«Мы дружны с печатным словом,

                                                    Если б не было его,
                                                            Ни о старом, ни о новом
                                                         Мы не знали б ничего!
                                                              Ты представь себе на миг,
                                                                 Как бы жили мы без книг?»
                                                                                                         С.Михалков

Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ?  А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Приобщение дошкольников к детской литературе справедливо называется одним из важнейших направлений в работе детского сада, ибо чтение – это совершенный механизм формирования сознания и духовной жизни растущего человека. Детская литература, которую педагоги каждодневно читают ребенку, – это настоящее искусство, оказывающее на детей латентное (скрытое, не проявляющееся сразу) воздействие. Чтение литературных произведений детям развивает их душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, учит проявлять волю, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству. С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления - от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Отсутствие такой поддержки и контроля на какомлибо этапе приводит к утрате интереса к чтению, а затем - к ухудшению читательской грамотности и невосполнимым потерям в культурном и интеллектуальном развитии юного гражданина.

В формировании интереса к книге и чтению немаловажное значение имеют игровые приемы. Например, при чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и других можно использовать такие приемы, как: «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение; «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза. Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса в раннем возрасте, является выразительное чтение вслух. Такое чтение способствует созданию у ребѐнка раннего возраста образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребѐнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. . Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребѐнка.

Для формирования любви к чтению у детей  в условиях детского сада можно рекомендовать следующее: простое чтение в кругу детей, недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов, вечера чтения, выставки книг или организацию книжного уголка, семейные вечера чтения, родительские собрания, праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги). Читать детям должны и родители дома, и педагоги в детском саду. Семья - главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности.

Система работы по формированию интереса и потребности в чтении у детей включает в себя:

 создание развивающей предметно-пространственной среды (в группе оформление центров по развитию речи, уголка чтения, мини-библиотеки, театрального уголка);

 организация ежедневного чтения художественной литературы (сказок, рассказов, стихов, былин);

 самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;

 непосредственно образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми;

 свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы;

 использование художественного слова во время наблюдений в природе, экскурсий, режимных моментов;

 литературные вечера, литературные викторины, досуги, выставки детских рисунков по прочитанным произведениям;

 мастерская по ремонту книг

 изготовление дидактических игр и пособий;

 работа с родителями.

Ранее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до трех - четырех лет. Встреча с ней будет тем успешнее, чем лучше развивали ребенка с первых дней и месяцев жизни. Некоторые ошибочно полагают, что, ускоряя развитие ребенка, мы отнимаем у него радость детства. Однако дети, которым много читают, сохраняют больше непосредственности и обаяния детства, чем те, мир которых ограничен бытом. Чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретет.

«Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству».

Максим Горький


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От формирования правильной речи до ранней читательской грамотности у детей на уровне дошкольного образования: технологии и способы

Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.Слушая книги, ребенок постигает тайны языка, его лексику, выразительные средства, ...

"Формирование ранней читательской грамотности у воспитанников"

Доклад к проекту "Взаимодействие с семьёй по формированию ранней читательской грамотности"...

Формирование ранней читательской грамотности у дошкольников раннего и младшего возраста посредством дидактической игры «Круги Луллия»

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Ранее детство – время зап...

Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».

Занятия  по  формирование предпосылок  читательской грамотности у воспитанников    «Книжная  страна»....

Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».

  Как  говорил  К. И. Чуковский  «Книга  для детей – это, в  самом  деле, хорошая   пища -  вкусная, питательная, светлая, способст...

"Формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников ДОУ"

Произведения К. И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое развитие, т. к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувст...