Рабочая программа по музыкальному развитию для детей компенсирующей направленности(ЗПР)
рабочая программа (средняя, старшая группа)

Старцева Наталья Александровна

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам с проблемами в развитии обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний  детей, рождает потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкальной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка  с  ОВЗ  – задержкой  психического  развития  (ЗПР), т.е. выполняет важнейшие функции: развивающую, образовательную,  воспитательную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа ЗПР91.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                                                  УТВЕРЖДЕНА

На заседании Педагогического совета                                      приказом заведующего

МАДОУ №8 «Лесная сказка»                                                    МАДОУ №8 «Лесная сказка»

Протокол от 31.08.2022г.,№1                                                     от 31 августа №963

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

музыкального руководителя

группы №20 компенсирующей направленности для детей с ЗПР

на 2022-2023 учебный год

Составитель:

Старцева Наталья Александровна

музыкальный руководитель

г. Северодвинск

Пояснительная  записка

Цель  и  задачи  реализации  Программы

Возрастные особенности детей.

Характеристика   музыкального  развития  детей  4-6 лет  с  ОВЗ  (ЗПР)

Взаимодействие в коррекционной деятельности музыкального руководителя с другими специалистами ДОУ.


Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников

Организация педагогической диагностики и мониторинга.

Описание материально- технического обеспечения Программы.

Программно-методический комплекс образовательного процесса.

Приложение

Примерное содержание музыкального репертуара

Пояснительная записка.

       В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которым  они встречаются в жизни. 

      Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам с проблемами в развитии обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний  детей, рождает потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкальной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка  с  ОВЗ  – задержкой  психического  развития  (ЗПР), т.е. выполняет важнейшие функции: развивающую, образовательную,  воспитательную.

Адаптированная  рабочая  программа  образовательной  деятельности   по реализации  образовательной  области  «Художественно-эстетическое  развитие. Раздел  «Музыка»  для  детей  4-6 лет   с  особыми  возможностями  здоровья   с задержкой  психического  развития   (далее  Программа)  разработана с учётом государственных требований к качеству дошкольного образования и в соответствии  с нормативно-правовой и концептуальной базой системы дошкольного образования:

  1. Федеральный  закон  «Об  основных  гарантиях  прав  ребёнка  в  Российской  Федерации» от  24.07.1998  №124-ФЗ;
  2. Федеральный закон  «Об образовании  в  Российской Федерации» от  29.12. 2012 №273-ФЗ   (ред. от 13.7.205);
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. 10. 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249

       «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  3. Постановления Главного государственного санитарного врача
    Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28; «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности  по основным  общеобразовательным  программам – образовательным  программам  дошкольного  образования»;
  5. Санитарные  правила 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  организации  воспитания и обучения, отдыха и оздоровления  детей и молодёжи», утверждённых  постановлением  Главного  государственного  санитарного  врача Российской  Федерации  от  28.09.  2020 г.  №28.
  6. СанПиН 1.2.3685-21  «Гигиенические  нормативы  и требования  к  обеспечению  безопасности и (или) безвредности  для человека  факторов  среды  обитания», утверждённых постановлением Главного  государственного  санитарного  врача Российской  Федерации  от  28.01.  2021 г.  №2.

 А  также  на основе  ПРИМЕРНЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ:

–  Комплексной  программы  «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования./ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – Изд. «Детство-Пресс», 2014 г.

–  Положения о рабочей программе МАДОУ № 8 «Лесная сказка» города Северодвинска;

- Адаптированной основной образовательной программ для детей с задержкой психического развития МАДОУ № 8 «Лесная сказка»

 Парциальных  программ  по  музыкальному  воспитанию:

  1. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 2-е издание, испр. и доп – СПб.: ЛОИРО, 2011.
  2. Каплунова  И. М., Новоскольцева И. А. «Ладушки»: Программа  по  музыкальному  воспитанию  детей  дошкольного  возраста. – СПб.: «Невская  нота», 2010.
  3. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.).
  4. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное  музицирование  с дошкольниками» — М.: АСТ, 1999 г.

 Коррекционных  программ:  

  1. Екжанова М. А., Стребелева Е. «Коррекционно-развивающее обучение и  воспитание».-  М.: «Просвещение»,  2005.
  2. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой.— СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с. 

     Программа разработана   в соответствии с образовательной  программой дошкольного учреждения и  адаптирована для детей 4-6 лет  с ОВЗ  (ЗПР)  с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

          Программа составлена в соответствии со специальными условиями, без которых невозможно или затруднено освоение общеразвивающих программ 

детям с  ОВЗ  (ЗПР) в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.  Она  является индивидуальным инструментом  музыкального  руководителя  и  раскрывает содержание и организацию музыкальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми 4-6 лет с  ОВЗ (ЗПР).

       Система  общеразвивающей и коррекционной деятельности  музыкального  руководителя, представленная  в Программе,   основывается  на  принципе  интеграции образовательной  области  «Художественно-эстетическое  развитие. Раздел  «Музыка» с  другими  образовательными областями, соответствующими  ФГОС  ДО   и   способствует   всестороннему музыкальному развитию детей с ОВЗ  (ЗПР).

 Цель  и  задачи  реализации  Программы.

Цель:  создание благоприятных условий для  социальной  адаптации  дошкольников  4-6 лет с ОВЗ  (ЗПР),   оказания помощи  в освоении  ими основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а  также  выравнивания  их умственного, речевого, музыкально- психомоторного и эмоционального развития  посредством  построения системы коррекционно-развивающей  работы, предусматривающей интеграцию действий всех участников  педагогического  процесса в  ДОУ  (воспитателей, специалистов  и родителей). 

 Задачи:

  1. Содействовать  формированию основ музыкальной и общей  духовной  культуры детей 4-6 лет  с  ОВЗ (ЗПР), а  также  целостной  картины мира путём  обогащения музыкальных впечатлений, представлений об эмоциональных состояниях и чувствах, а также  способах их выражения;
  2. Содействовать  развитию и коррекции   речевых, психомоторных  и интеллектуальных  процессов  посредством различных видов музыкальной деятельности  (восприятие, исполнительство, творчество).
  3. Стимулировать  игровую, коммуникативную и речевую  активность ребёнка.
  4. Развивать  музыкальные и творческие  способности детей: эмоциональную отзывчивость, музыкально-слуховые представления (звуковые, тембровые, динамические), ладовое чувство, чувство ритма,  музыкальное  мышление (перцептивное  и творческое),  музыкальную память;    а  также навыки  исполнительской  музыкальной  деятельности  (певческой, танцевально-двигательной, игровой)  с учётом возможностей каждого  ребёнка.
  5. Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности и к музыкальному искусству в целом.
  6. Способствовать социальной  адаптации,  сохранению  и  укреплению  здоровья, а  также  общему развитию дошкольников с  ОВЗ  (ЗПР), коррекции их психофизического и умственного развития, подготовке к обучению в школе.

Основные цели и задачи реализации области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»)

Цель: создание системы работы с ребенком с ЗПР по разделу «Музыка», обеспечивающее развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Для реализации цели выдвигаются следующие задачи педагогической работы.

  • развитие музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение  к музыкальному искусству.

Раздел «Слушание»

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.

-развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Раздел «Пение»

-формирование  певческих умений и навыков;

-обучение  исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью  воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения  инструмента;  

-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и  неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

-обучение  согласованию движений с характером музыкального  произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

 -обучение  музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

 - развитие художественно-творческих способностей.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

  • совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
  • становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
  • развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
  • знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение  игре на них.

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Раздел «Творчество»

-развитие и обогащение самостоятельного, сольного исполнения, умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений,

  • разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений в процессе совместной деятельности педагога и ребенка, творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция речевых и сопутствующих нарушений сенсомоторных и высших

психических        функций;

  • развивать эмоционально-волевую сферу и личностные качества;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать музыкально-ритмические способности и слухомоторную координацию;
  • воспитывать слуховое внимание и память ребенка.

Основными видами музыкально-художественной деятельности рабочей программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.

Индивидуальные  музыкальные  занятия  состоят из трех частей:

1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

  1. Основная часть. 

   Слушание музыки.

Цель – приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение.

Цель – развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с педагогом.

В основную часть занятий включаются музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания. На музыкальных занятиях осуществляется музыкальное и эстетическое воспитание с учетом психологического, речевого, физического развития, используются элементы психогимнастики, музыкотерапии и логоритмики.

  1. Заключительная часть.  Игра

Цель - Создать у детей бодрое, приподнятое настроение, развивать внимание, двигательную реакцию. Учить импровизировать движения разных персонажей. Вести хоровод по кругу, различать голоса по тембру, выполнять соответствующие игровые действия.

Возрастные особенности детей

Возрастная характеристика детей с ЗПР

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - это дети с трудностями в воспитании и обучении. Психическое развитие таких детей характеризует неустойчивость, утомляемость нервной системы, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность сформирована недостаточно. Процессы восприятия и мышления замедлены. При работе с такими детьми на начальном этапе преобладают наглядно-действенные методы предъявления материала. Однако по мере совершенствования различных психических процессов и формирования устойчивых навыков у ребенка необходимо переходить к словесно-логическим формам обучения дошкольников.

У детей с ЗПР страдает память, отсутствует умение использовать
вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.

Кроме того, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе игровой и учебной деятельности.

У детей с ЗПР слабо сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не планируют свою деятельность;однако они легко принимают помощь взрослого и способны  применять показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий, осуществлять перенос знакомых умений и навыков в новые условия.

Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения,
аграмматизм, ограниченность словаря). Недостатки в развитии эмоционально- волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей с ЗПР являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.

Дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность
действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа,
целенаправленности, низкую продуктивность деятельности.

Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля,

планирования. Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности и характеризуются у старших дошкольников несовершенством мотивационно-потребностного компонента,
знаково-символической функции и трудностями в оперировании образами- представлениями. Выражено недоразвитие

коммуникативной сферы и  представлений о себе и окружающих. О моральных нормах представления нечеткие.

Показатели музыкального развития детей ЗПР.

Дети 4 – 5 лет  (средняя  группа)

      У дошкольников  4-5  лет с   ОВЗ  (ЗПР)  постепенно накапливаются музыкальные впечатления, появляются интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость  на неё. Они определяют звуки по высоте, длительности, тембру, элементарный характер, жанр музыки (марш, песня, танец) при поддержке взрослого, использовании наглядной опоры; могут связывать знакомые мелодии с образами животных. Дети испытывают трудности в запоминании и узнавании музыкальных произведений. 

          Певческие особенности выражаются в несовершенстве интонирования, слабости голоса, коротком дыхании, вялой дикции. Дети реагируют на начало и конец песни по сигналу или музыкальному вступлению, подпевают и исполняют простые песенки с музыкальным сопровождением и вместе со взрослым, пытаясь подражать его интонациям. 

Дети испытывают сложности в передаче в движениях динамики, темпа, формы музыкального произведения. Они выполняют совместно со взрослым, со словесной опорой и показом несложные музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки, несложные действия предметами (платочками, флажками, листьями, цветами), образные, большей частью имитационные движения в музыкальных играх. В результате коррекционной работы музыкальная деятельность становится более произвольной, организованной, целенаправленной, однако дети еще недостаточно самостоятельны.

Дети 5 – 6 лет  (старшая   группа)

      У старших дошкольников с  ОВЗ  (ЗПР)  продолжают накапливаться музыкальные впечатления и вырабатываться адекватная эмоциональная отзывчивость на музыку, формируются общие и музыкальные представления, совместно со взрослым в диалоге делаются первые обобщения о музыке, дети высказывают свои впечатления, однако односложными образами. Они различают характер музыки, жанры музыки (марш, песня, танец) с наглядной поддержкой, узнают знакомые музыкальные произведения по мелодии, с различной отсрочкой во времени, проявляют интерес к игре на детских музыкальных инструментах, распознают их по звучанию и звукоизвлечению (ударные, духовые, струнные, клавишные). 

        В этом возрасте продолжают формироваться вокальные и хоровые навыки, умение вместе начинать и заканчивать  пение, регулировать дыхание во время пения, целиком произносить все фразы, соблюдать темп песни, с опорой на аккомпанемент правильно воспроизводить мелодию, регулировать силу голоса в пении. Однако напевность, выразительность голоса еще недостаточно развиты. 

      Дети выполняют различные ритмические движения под музыку (ходьбу, бег, прыжки), с поддержкой взрослого (по показу или словесной инструкции) передают средства выразительности (характер, темп, форму, динамику); в играх, упражнениях используют несложные танцевальные движения в парах, пространственные перестроения врассыпную, по кругу, движения с предметами и без них, стараются эмоционально воспроизводить знакомые образы персонажей в музыкальных играх. Появляется самостоятельность и целенаправленность в музыкальной деятельности, наблюдаются элементы проявления танцевально-игрового творчества.

    Таким  образом, анализ особенностей развития данной категории детей  позволяет сделать следующие выводы:

–  задержка психического развития (ЗПР)  затрагивает все  сферы  жизнедеятельности  ребёнка и, по существу, является системным дефектом;

– выраженность повреждений и степень несформированности психических функций может быть различной, этим и определяется многообразие проявлений задержек психического развития в дошкольном возрасте;

– отклонения в  здоровье нервной системы детей с ОВЗ (ЗПР)  сказываются на  их поведении:

некоторым детям присущи  повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, как следствие, большая отвлекаемость внимания, нарушение работоспособности. У других преобладают процессы торможения, что является причиной трудностей в познавательной деятельности иного характера: ребёнок     хуже     запоминает,     припоминает,  у него  нарушается  процесс формирования знаний, навыков, умений.

Понимание возрастных особенностей музыкального развития детей с различными проблемами позволяет музыкальному руководителю правильно определять содержание и педагогические технологии музыкальной деятельности, а также правильно ставить коррекционные задачи, решаемые средствами музыкального искусства.

   В программе определены уровни развития музыкальности  детей  с  ОВЗ  (ЗПР), в которых на основе целевых ориентиров отражаются достижения, приобретённые  ребёнком  к  концу  каждого года   пребывания  в  ДОУ:

– сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

– сформированность  музыкально-ритмических способностей как основы музыкальной       деятельности;

– сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

– воспитание  слухового сосредоточения и звуковысотного восприятия;  развитие интонационных, тембровых, силовых характеристик голоса;

- умение  воспринимать   и передавать  в  пении,  движении   основные  средства выразительности  музыкальных произведений;

– умение передавать   музыкально-игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

–  проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Взаимодействие в коррекционной деятельности музыкального руководителя с другими специалистами ДОУ.

          Необходимая коррекционная направленность всего образовательно воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоление задержки психического развития и трудностей социальной адаптации детей возможна в полной мере при организованной преемственности в работе музыкального руководителя, учителя-дефектолога, педагога-психолога, других специалистов, воспитателей и родителей. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно - образовательных воздействий взрослых на ребенка. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе по музыкальному воспитанию, воспитателя и других специалистов дошкольного учреждения.

      Музыкальный руководитель на музыкальных, занятиях формирует движения под музыку, развивает музыкальный слух и певческие навыки, работает над развитием голоса, фонематического слуха, участвует в работе по автоматизации звуков, развитию темпа, ритма, плавности речи, способствует созданию музыкального фона в деятельности ребёнка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребёнка Для организации эффективного взаимодействия специалистов в организации коррекционно-развивающего сопровождения детей, в детском саду используются различные формы работы: - консультации, - семинары-практикумы, - круглые столы, - просмотр и анализ открытых мероприятий. Контроль за качеством коррекционной работы осуществляет психолого - педагогический консилиум МАДОУ, который заседает один раз в квартал и оценивает качество коррекционно-развивающей работы. На заседания ППк приглашаются сотрудники группы и все специалисты, работающие с детьми. Все специалисты, в зависимости от динамики развития, вносят коррективы в индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Обследование ребёнка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников. Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально с учётом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребёнка.

Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников.

      Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы активно участвовать в процессе физического воспитания и развития своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых умений. Именно поэтому работа с родителями является важным разделом работы музыкального руководителя. Правильно организованная работа с родителями будет способствовать повышению их музыкальной грамотности. Работа музыкального руководителя в ДОУ с родителями детей с ЗПР охватывает широкий круг проблем по вопросам художественно эстетического воспитания. Она опирается на требования «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования», принятой за основу в ДОУ. Цели и задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников в семье и в детском саду едины, поэтому их необходимо ставить и решать совместными усилиями. Принципы организации рациональной развивающей среды в целях повышения музыкального развития детей; приемы стимулирования познавательной и речевой активности, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии и др

Задачи работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями:

  -Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- Объединить усилия для эстетического развития и воспитания детей;

- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; - Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

- Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

- Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

- В современном информационном пространстве существует множество источников, где родители дошкольников могут пополнить свои знания по эстетическому воспитанию своих детей. Но ничто не  может заменить педагога, играющего ведущую роль в передаче родителям педагогических знаний и умений, так как именно педагог обладает системными знаниями, умениями, навыками, опытом в работе с детьми, располагает объективными данными о проблемах и достижениях каждого конкретного ребенка, нюансах его развития. Для эффективного решения данных задач педагогам ДОУ необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребёнка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребёнку.

Работа с родителями музыкального руководителя разнопланова и осуществляется по нескольким направлениям:

  индивидуальное консультирование по проблемам, касающимся конкретного ребенка

 групповые формы работы (вербальные: родительские собрания, групповые консультации, педагогические гостиные, мастер-классы; невербальные: размещение информации на сайте ДОУ, оформление родительских уголков, выпуск газет, информационных листов, буклетов и др.)

 совместная деятельность всех участников образовательного процесса (развлечения и праздники, досуги, интегрированные занятия, совместные проекты),

  Дни открытых дверей.

Организация педагогической диагностики и мониторинга.

С целью оптимизации образовательного процесса, как в учреждении, так и в группе для проведения мониторинга используется методика следующего автора: «Диагностика педагогического процесса ДОО». Верещагина Н.В., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2018г. Диагностика педагогического процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) осуществляется в соответствии с ФГОС ДО. Система педагогической диагностики соответствует ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013г., зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013г. № 30384). Для каждой возрастной группы существуют критерии оценки, общепринятые в психолого-педагогических исследованиях. Анализ результатов позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, выявить реальный уровень его развития и степень соответствия возрастным нормам, а также определить обще групповую тенденцию развития детей каждой возрастной категории. Результаты тестирования являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития детей и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Диагностика проводится 2 раза в год – в начале и в конце учебного года. Обследуются дети по следующим параметрам:

 Средняя группа

1.Слушание музыки:

 -умеет оценить музыку (эмоционально, словесно), образно высказывается о музыке

-внимательно слушает музыкальное произведение, чувствуя его характер   - узнаёт музыкальное произведение по музыкальному отрывку.

2. Пение

- Различает звуки (регистры) по высоте.

-  Поёт протяжно, подвижно, чётко произносить слова.

-Чисто интонирует мелодию песни, вместе начинать и заканчивать пение.

3. Музыкально-ритмические движения.

 -   Выполняет движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двух частной формой музыкального произведения.

- Выполняет танцевальные движения: пружинку, поскоки, движения парами по кругу, кружиться по одному и парах, притопы и перетопы, выставление каблучка, носочка.

4. ИГРА на д.м.и.

 - Умеет играть на металлофоне на одном или двух звуках,

 - играет в шумовом оркестре на различных инструментах (деревянные ложки, бубны, треугольники, трещотки, коробочки и т.д.).

Старшая группа. 

Слушание музыки:

 Узнает песни по мелодии.

 Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня), звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка…).

 Различает высокие и низкие звуки в пределах квинты

 Пение:

 может петь протяжно, четко произносить слова,

 начинать и заканчивать пение вместе с другими детьми,

 плавно, легким звуком петь в сопровождении музыкального инструмента Музыкально-ритмические движения:

 выполняет ритмичные движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их

 в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения

 умеет выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении, «пружинка», подскоки, движения парами, кружение по одному и в парах.

 может выполнять движения с предметами

Игра на музыкальных инструментах:

 умеет играть на металлофоне простейшие мелодии по одному и в небольших группах.

       Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группах и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет современно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Разработанная система критериев и показателей реализации образовательной программы предполагает формирование у членов педагогического коллектива и родителей объективной картины воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, будет определять в дальнейшем конкретные формы и методы достижения запланированных целей и задач. Результаты диагностики дают богатый материал для понимания проблем у детей и позволяют помочь им более успешно овладеть необходимыми знаниями и умениями. Отслеживание результатов эффективности работы с детьми проводится в комплексе всеми специалистами учреждения, обсуждаются на педагогических советах, медико-педагогических совещаниях и медико-психолого-педагогических консилиумах. По итогам мониторинга программный материал усвоен детьми всех возрастных групп по всем разделам программы на среднем и высоком уровне (в зависимости от раздела программы и возрастной группы). Критериями качества образования в детском саду является, и оценка готовности воспитанников к школе.

Описание материально- технического обеспечения Программы.

  • Шкаф для используемых пособий, игрушек, масок, атрибутов, музыкальных инструментов     - 2 шт.
  • Тумба
  • Музыкальный центр -2 шт.
  • Магнитофон
  • Ноутбук
  • Электронное фортепиано, баян
  • Детские стулья  для старших групп – 25 шт.
  • Детские стулья для младших групп – 25 шт.
  • Стулья для взрослых
  • Журнальный столик – 4 шт.
  • Домик
  • Трибуна
  • Телевизор
  • Колонка
  • Экран, проектор
  •  Детские музыкальные инструменты (колокольчики, бубны, бубенцы, трещотки, деревянные ложки, металлофоны, ксилофоны, треугольники, маракасы, погремушки)
  • Подборка дисков с музыкальными произведениями
  • Ширма для кукольного театра
  • Куклы би-ба-бо
  • Маски и шапочки
  • Ленты, флажки и платочки для танцев
  • Детские и взрослые костюмы

Программно-методический комплекс образовательного процесса.

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.. «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования.– Изд. «Детство-Пресс», 2014 г.

2. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 2-е издание, испр. и доп – СПб.: ЛОИРО, 2011.

3.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки»: Программа  по  музыкальному  воспитанию  детей  дошкольного  возраста. – СПб.: «Невская  нота», 2010.

4. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.).

5. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное  музицирование  с дошкольниками» — М.: АСТ, 1999 г.

6. Екжанова М. А., Стребелева Е. «Коррекционно-развивающее обучение и  воспитание».-  М.: «Просвещение»,  2005.

7. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Гаврилушкина О. П.  Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.  СПб.:  2010. – 415 с. 

8. Радынова О.П.  «Мы  слушаем  музыку».  –  М., «Просвещение» 1990.

9. Костина Э.П.  «Камертон». Программа музыкального    образования    детей    раннего    и дошкольного возраста. – М., «Просвещение» 2006.

10.  «Учите  детей петь».  Песни  и  упражнения  для развития голоса у детей 5-6 лет. Составители  Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М., «Просвещение» 1987.

11. «Учите  детей петь».  Песни  и  упражнения  для развития  голоса  у  детей  3-5  лет.  Составители: Т.М.  Орлова,  С.И.  Бекина.  –  М., «Просвещение» 1986.

12. «Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5 – 6 лет)». Авторы-составители: С.И. Бекина, Т. П. Ломова, Е.Н. Соковнина.  –  М., «Просвещение» 1983.

13. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей

Примерное содержание музыкального репертуара детей 4-5 лет

Сентябрь

1)Слушание музыки

а) Восприятие музыкальных произведений

"Весело-грустно" Л. Бетховена,"Всадник","Смелый наездник"Р.Шумана,"Клоуны"Д.Б.Кабалевского

б)Развитие голоса и слуха

"Петрушка","Паравоз",муз.В.Карасёвой,сл.Н.Френкель

2)Пение

а)Усвоение песенных навыков

"Золотые листики"Г. Вихаревой;"Огородная-хороводная"Б.Можжевелова;"Праздник осени в лесу", "Листочек золотой",муз.и сл.Н.Вересокиной;"Дождик" муз.М. Красева, сл.Н.Френкель

б) Песенное творчество

"Куда летишь,кукушечка?",русская народная песня,обр.В.Агафонникова

3) Музыкально-ритмические движения

а) Упражнения

"Ходьба разного характера"М.Робера, "Элементы танцев", "Упражнения с листочками"Е.Тиличеевой; Пальчиковая гимнастика "Часы" Железновой

б) Пляски

"Полька с хлопками"Вихаревой, "Танец с листьями",муз.А.Филиппенко,сл.А.Макшанцевой; "Янка",белорусская народная мелодия

в) Игры и хороводы

"Весёлый дождик","Игра с листьями"М.Красева; "Делай как я"английская народная песня

г)Музыкально-игровое творчество

"Я полю,полю лук",муз.Е.Тиличеевой,слова народные

д)Игра на детских музыкальных инструментах

"Дождик"р.н.м.(металлофон)

Октябрь

1)Слушание музыки

а)Восприятие музыкальных произведений

"Марш деревьянных солдатиков"П.И.Чайковского, "Плакса,злюка.резвушка" Д.К.Кабалевского,"Пьеска"Р.Шумана, "Новая кукла" П.И.Чайковского

б) Развитие голоса и слуха

"Чей это марш?"Г.Левкодимова,"Птица и птенчики"Е.Тиличеевой

2) Пение

а) Усвоение песенных навыков

"Две тетери"муз.Щеглова,сл.народные, "Манная каша" муз.А.Абелян, "Мы любим детский сад"муз.Т.Попатенко,"Весёлые гуси,украинская народная песня

б)Песенное творчество

"Маленкий котёнок и большая кошка"(вокальная импровизация)

3)Музыкально-ритмические движения.

а)Упражнения

"Элементы хоровода"А.Филиппенко,"Элементы танцев"Н.Вересокиной,"Упражнения с листочками,зонтиками"В.Костенко

б)Пляски

"Танец рябинок",Н.Вересокиной; "Покажи ладошки",латвийская народная полька

в)Игры и хороводы

"Репка"р.н.м.,"Солнышко и тучка"Л.Н.Комиссаровой

г)Музыкально-игровое творчество

"Вальс кошки"В.Золотарёва

д)Игра на детских музыкальных инструментах

"Птица и птенчики"муз.Е.Тиличеевой(металлофон)

Ноябрь

1)Слушание музыки

а) Восприятие музыкальных произведений

"Во поле берёза стояла",русская народная песня; "Солдатский марш"Р.Шумана; "Марш" П.И. Чайковского; "Полька"С.Майкапара

б) Развитие слуха и голоса

"Кто в домике живёт?"Н.А.Ветлугиной; "Угадай песенку",муз.Г.Левкодимова,сл.В.Степанова

2) Пение

а)Усвоение песенных навыков

"Колыбельная зайчонка"муз.В.Карасёвой, "Маме"сл.и муз.Качаевой "Первый снег"муз. Филиппенко, "Санки"муз.М.Красева, "Ёлочка"муз.А.Филиппенко,"Ёлочка",муз.Н.Бахутовой,сл.М.Александровой

б) Песенное творчество

"Дождик",русская народная песня,обр.Т.Попатенко;"Дудочка",муз.В.Карасёвой,сл.Н.Френкель

3) Музыкально-ритмические движения

а)Упражнения

"Барабанщики"Э.Парлова;"Поскоки"Т.Ломовой;Элементы танцев",Элементы хоровода",русская народная мелодия

б)Пляски

"Разноцветная игра"муз.Б.Савельева;"Танец с воздушными шарами",М.Раухвергера;"Танец огоньков",муз.И.Саца

в)Игры и хороводы

"Ловишка",муз.И.Гайдна,"Найди себе пару"муз.Т.Ломовой,"Ёлочка"муз. А.Филиппенко

г)Музыкально-игровое творчество

"Дедушка Егор",русская народная прибаутка

Декабрь

1)Слушание

а)Восприятие музыкальных призведений

"Итальянская песенка","Немецкая песенка","Старинная Французская песенка","Неаполитанская песенка"(произведения из"Детского альбома"для фортепианоП.И.Чайковского)

б)Развитие голоса и слуха

"Тише-громче в бубен бей",муз.Е.Тиличеевой,сл.А.Гангова;"Гармошка и балалайка",муз.И.Арсеева

2)Пение

а)Усвоение песенных навыков

"Петрушка"муз.В.Карасёвой,"Здравствуй,Дед Мороз!",муз.В.Семёнова,сл.Л.Дымовой,"Песня про ёлочку"муз.Е.Тиличеевой,"Ёлочка-красавица,муз.Г.Левкодимова,сл.И.Черницкой

б)Песенное творчество

"Кто в теремочке живёт?",русская народная песня,обр.Т.Попатенко

3)Музыкально-ритмические движения

а)Упражнения

"Бодрый  и тихий шаг М.Робера, "Танцевальный шаг"В.Золотарёва,"Придумай движения","Элементы танцев"

б)Пляски

"Таней сказочных героев";"Таней вокруг ёлки"("Полька"Штраус);"Танец медведей"Е.Каменоградского; "Танец Зайцев"Е.Тиличеевой; "Танец Петрушек",муз.А.Даргомыжского;"Танец с фонариками"С.Майкопар;"Танец снежинок";

в)Игры и хороводы

"Дед Мороз и дети"муз.И.Кишко,сл.М.Ивенсена;"Игра со снежками";"Тише-громче в бубен бей,муз.Е.Тиличеевой,сл.А.Гангова,"Ёлочка"муз.Бахутовой,сл.Александровой

г)Музыкально-игровое творчество

"Зайцы и медведь"(игра)("Заинька",русская народная мелодия,обр.Н.А.Римского-Корсакова);"Медведь",муз.В.Ребикова

д)Игра на детских музыкальных инструментах

"Новогодняя полька"муз.Ан.Александрова(бубен ,треугольник)

Январь

1)Слушание музыки

а)Восприятие музыкальных произведений

"Марш"Д.Д.Шостаковича; "Вальс"П.И.Чайковский;"Марш"Д.Россини;"Полька"И.Штрауса

б)Развитие голоса и слуха

"Лесенка"Е.Тиличеевой;"Где мои детки?"Н.А.Ветлугиной

2)Пение

а)Усвоение песенных навыков

"Синички"А.Филиппенко;"Хомячок"муз.А.Абелян;"Колядки",русские народные песни,прибаутки;"Будем солдатами"муз.Г.Левкодимова

б)Песенное творчество

"Поздоровайся"(вокальная импровизация)

3)Музыкально-ритмические движения

а)Упражнения

"Хороводный шаг",русская народная мелодия,обр.Т.Ломовой; "Элементы танцев"

б)Пляски

"Хоровод"В.Курочкина;"Приглашение"укр.н.м.

в)Игры и хороводы

"Рождественские игры";"Колокольчик"р.н.игра

г)Музыкально-игровое творчество

"Кот Леопольд и мыши","Песенка Леопольда" из м/ф"Леопольд и золотая рыбка";"Хвост за хвост" из м/ф"Прогулка кота Леопольда",муз.Б.Савельева,сл.А.Хайта

д)Игра на детских музыкальных инструментах

"Небо синее"муз.Е.Тиличеевой(металлофон)

Февраль

1)Слушание музыки

а)Восприятие музыкальных произведений

"Куры и петухи"К.Сенс-Санса;"Ёжик"Д.Кабалевского;"Балет невылупившихся птнцов"М.Мусргского4"Кукушка"А.Аренского

б)Развитие голоса и слуха

"Ритмические брусочки";"Что делают дети?"Н.Г.Кононовой;"Колыбельная"А.Гречанинова;"Баю-бай"В.Витлина;"Марш"Э.Парлова

2)Пение

а)Усвоение песенных навыков

"Песенка о бабушке", муз.А.Филиппенко,сл.Т.Волгиной;"Мамочка",муз.Л.Бакалова,сл.С.Вигдорова; "Иди,весна",муз.Е.Тиличеевой,сл.народные

б)Песенное творчество

"Что ты хочешь,кошечка?",муз.Г.Зингера,сл.А.Шибицкой

3)Музыкально-ритмические движения

а)Упражнения

"Канарейки";"Пружинка",русская народная мелодия,обр.Т.Ломовой;"Бег с остановками"В.Семёнова;"Упражения с цветами"В.Моцарта;"Элементы танцев"В.Жубинской,А.Рыбникова

б)Пляски

"Потанцуй со мной дружок"англ.н.п.;"Танец с куклами",украинская народная мелодия,обр.Н.Лысенко;"Танец с цветами",муз.В.Жубинской;"Кнопочки";

в)Игры и хороводы

Хоровод"Солнышко",муз.Т.Попатенко,сл.Н.Найдёновой;"Собери цветы",муз.Т.Ломовой;"Цветные платочки"Т.Ломовой;

г)Музыкально-игровое творчество

"Муха-цокотуха"("Как у наших у ворот",русская народная мелодия,обр.В.Агафонникова)

д)Игра на детских музыкальных инструментах

"Марш"Е.Тиличеевой(Бубен,барабан)

Март

1)Слушание музыки

а)Восприятие музыкальных произведений

"Весною"С.Майкапара;"Весной"Э.Грига;"Утро"Э.Грига;"Дождик" А.Лядова;"Грустный дождик"Д.Б.Кабалевского

б)Развитие голоса и слуха

"Мы идём", муз.Е.Тиличеевой,сл.М.Долинова;"Цветики",муз.В.Карасёвой, сл.Н.Френкель

2)Пение

а)Усвоение песенных навыков

"Песенка друзей",муз.В.Герчик,сл.Я.Акимова;"Паравоз",муз.З.Компанейца,сл.О.Высотской;"Воробей"В.Герчик

б)Песенное творчество

"Спой своё имя"(вокальная импровизация)

3)Музыкально-ритмические движения

а)Упражнения

"Марш",муз.Л.Шульгина;"Маленький танец"Н.Александровой;"Хоровод","Элементы вальса"Д.Шостаковича

б)Пляски

"Вальс",муз.Ю.Слонова

в)Игры и хороводы

"Весенний хоровод",украинская народная мелодия;"Займи домик",муз.М.Магиденко;"Найди себе пару"Т.Ломовой;

г)Музыкально-игровое творчество

Инсценировка песни по выбору

д)Игра на детских музыкальных инструментах

"Спите Куклы"Е.Тиличеевой(металлофон)

Апрель

1)Слушание музыки

а)Восприятие музыкальных призведений

"Таней лебедей","Танец Феи Драже","Вальс цветов"П.И.Чайковского;"Баба-Яга-пьесы С.С.Прокофьева,П.И.Чайковского,М.П.Мусоргского

б)Развитие голоса и слуха

"Подумай и отгадай"Н.Г.Кононовой("Зайчик"М.Старокадомского;"Мендведь"В.Ребикова;"Ворубушки"М.Красёва),"Кого встретил Колобок?"Г.Левкодимова

2)Пение

а)Усвоение песенных навыков

"Все мы музыканты",муз.Е.Тиличеевой;"Про лягушек и комара",муз.А.Филиппенко,сл.Т.Волгиной;"Весёлый гопачок".муз.Т.Попатенко,сл.Р.Горской

б)Песенное творчество

"Параход гудит"Т.Ломовой;

3)Музыкально-ритмические движения

а)Упражнения

"Марш"Р.Руденской; "Скачем,как мячики"М.Сатуллиновой;"Побегаем-отдохнём" Е.Тиличеевой;"Поскоки"Т.Ломовой

б)Пляски

"Кузнечик"В.Шаинский;

в)Игры и хороводы

"Пасхальные игры";"Калачи"р.н.м.

г)Музыкально-игровое творчество

"Весёлые лягушата",муз. и сл.Ю.Литовко; "Танец лягушек",муз.В.Витлина

д)Игра на детских музыкальных инструментах

"Я иду с цветами"Е.Тиличеевой(металлофон)

Май

1)Слушание музыки

а)Восприятие музыкальных призведений

"Шарманка"Д.Д.Шостаковича;"Камаринская"П.И.Чайковского; "Парень с гармошкой" Г.Свиридова;"Тамбурин"Ж.Рамо;"Волынка"И.Баха; "Волынка"В.Моцарта

б)Развитие слуха и голоса

"Что делают дети?"Н.Г.Кононовой;"Песня,танец,марш"Л.Н.Комиссаровой

2)Пение

а)Усвоение песенных навыков

"Рыбка"муз.М.Красева;"Танец"муз.В.Блага;"На зелёном лугу"р.н.м.

б)Песенное творчество

"Дождик"(вокальная ипровизация)

3)Музыкально-ритмические движения

а)Упражнения

"Марш"Т.Ломовой;"Лошадки"Е.Тиличеевой;"Элементы хоровода"русская народная мелодия;"Всадники"В.Витлина

б)Пляски

"Парный танец"Е.Тиличеевой

в)Игры и хороводы

"Узнай по голосу", муз. Е.Тиличеевойсл. Ю.Островского;"Васька-кот" Г.Лобачёва;

г)Музыкально-игровое творчество

"Весёлые лягушата", муз. и сл.Ю.Литовко

д)Игра на детских музыкальных инструментах

"Месяц май"Е. Тиличеевой(металлофон или деревянные ложки)

        Примерное содержание музыкального репертуара детей 5-6 лет

Сентябрь

Музыкально-ритмические движения:

«Физкультура» Ю. Чичкова, «Прыжки» («Этюд» муз. Л. Шитте),

«Хороводный и топающий шаг» («Я на горку шла» русская народная мелодия), «Марш» муз. Н. Леви,

Упражнения для рук («Большие крылья» армянская народная мелодия), Упражнение «Приставной шаг» муз. А. Жилинского.

Развитие чувства ритма, музицирование:

Ритмические рисунки из «солнышек», «Комната наша» муз. Г. Бэхли,

Ритмические цепочки «Гусеница», «Горы», «Хвостатый - хитроватый».

Слушание:

«Танец дикарей» муз. Есинао Нака,

«Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимова.

Распевание, пение:

 «Ежик и бычок» «Динь-динь, письмо тебе!» (немецкая      народная песня), «Осень» муз. А. Арутюнова,«Падают листья» муз. М. Красева, «Лиса по лесу      ходила» (русская народная песня),«На горе-то калина» (русская народная песня), «Рябинушка» (народная песня).

Танцевальное, танцевально-игровое творчество:

 «Антошка» муз. В. Шаинского, «Отвернись – повернись»(карельская народная мелодия),«Светит месяц»(русская народная песня).

      Игры, хороводы:

«Веселые скачки» муз. Б. Можжевелова, «Алый платочек» (чешская народная мелодия), «Почтальон», «Машина и шофер».

Октябрь

Музыкально-ритмические движения:

Упражнение «Высокий и тихий шаг» («Марш» муз. Ж. Б. Люлли), «Боковой галоп» («Контрданс» муз. Ф. Шуберта), «Приставной шаг» муз. Е. Макарова, «Бег с лентами» («Экосез» муз. А. Жилина), «Прыжки» («Этюд» муз. Л. Шитте).

Развитие чувства ритма, музицирование:

«Веселые палочки», «Пауза».

Слушание:

«Марш гусей» муз. Бина Канэда, «Осенняя песнь» муз. П. Чайковского.

Распевание, пение:

«Разговор с дождем», «Ехали медведи» муз. М. Андреевой,«Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко, «Хорошо у нас в саду» муз. В. Герчик,

«Как пошли наши подружки» (русская народная мелодия).

Танцевальное, танцевально-игровое творчество:

 «Хороводный топающий шаг» (русская народная мелодия), «Полька» муз. Ю. Чичикова.

Игры, хороводы:

«Кто скорее?» муз. Л. Шварца, «Зеркало» («Пьеса» муз. Б. Бартока).

Ноябрь

Музыкально-ритмические движения:

«Поскоки и сильный шаг» («Галоп» муз. М. Глинки), «Упражнение для рук» муз. Г. Вилькорейского,«Прыжки через воображаемые препятствия» (венгерская народная мелодия), «Спокойная ходьба с изменением направления» (английская народная мелодия), «Хороводный шаг» (русская народная мелодия).

Развитие чувства ритма, музицирование:

Аты-баты», «Ручеек», «Хвостатый – хитроватый», «Паузы».

Слушание:

«Две плаксы» муз. Е. Гнесиной, «Русский наигрыш» (народная мелодия).

Распевание, пение:

«Ручеек», «Моя Россия» муз. Г. Струве,«Дождик обиделся» муз. Д. Львова-Компанейца, «Горошина» муз. В. Красева, «Пестрый колпачок» муз. Г. Струве, «Российский Дед Мороз», «Зимушка-зима» муз. А. Вахрушевой.

Танцевальное, танцевально-игровое творчество:

«Парный танец» (хорватская народная мелодия), «Танец утят» (французская народная песня), «Птичка польку танцевала» муз. А. Рыбникова, «Вокруг елки» песня-танец.

Игры, хороводы:

«Ищи!» муз. Т. Ломовой, «Роботы и звездочки» («Контрасты» музыка неизвестного автора), «Почтальон».

Декабрь

Музыкально-ритмические движения:

«Шаг с акцентом и легкий бег» (венгерская народная мелодия), Упражнения для рук («Мельница» муз. Т. Ломовой), «Марш» муз. Ц. Пуни, «Боковой галоп» («Экосез» муз. А. Жилина),«Спокойная ходьба с изменением направления» (английская народная мелодия).

Развитие чувства ритма, музицирование:

«С барабаном ходит ежик», «Гусеница с паузами», «Аты-баты».

Слушание:

«В пещере гонного короля» муз. Э. Грига, «Снежинки» муз. А. Стоянова, «Две плаксы» муз. Е. Гнесиной,«Русский наигрыш» (русская народная мелодия).

Распевание, пение:

«Верблюд» муз. М. Андреева, «В просторном светлом зале» муз. А. Штерна,

«Новогодняя» муз. А. Филиппенко, «Горячая пора» муз. А. Журбина,

«Лиса по лесу ходила» (русская народная песня), «Новый год!» (на мелодию американской песни).

Танцевальное, танцевально-игровое творчество:

«Танец вокруг елки» (чешская народная мелодия), «Воробьиная дискотека».

Игры, хороводы:

«Жмурки» (русская народная мелодия), «Дед Мороз и дети» муз. И. Кишко, «Кто скорее!»

Январь

Музыкально-ритмические движения:

«Упражнения с лентой на палочке» муз. И. Кишко, «Поскоки и энергичная ходьба» («Галоп» муз. Ф. Шуберта), «Ходьба змейкой» («Куранты» муз. В. Щербачева), «Поскоки с остановками» («Юмореска» муз. В. Дворжака), Упражнения для рук «Мельница» муз. Т. Ломовой.

Развитие чувства ритма, музицирование:

 «Загадка», Игра «Эхо», «Ручеек», «С барабаном ходит ежик».

Слушание:

«У камелька» муз. П. Чайковского, «Пудель и птичка» муз. Ф. Лемарка, «Снежинки» муз. А. Стоянова.

Распевание, пение:

«Два кота» (польская народная песня), «Зимняя пляска) муз. М. Красева, «Сапожник» (французская народная мелодия),

«Солдатик» муз. Г. Куриной (дополнительный материал).

Танцевальное, танцевально-игровое творчество:

«Танец в парах» (латышская народная мелодия), «Сапожники и клиенты» (польская народная мелодия), Полька «Кремена» муз. А. Арскос.

Игры, хороводы:

«Что нам нравится зимой?» муз. Е. Тиличеевой, «Жмурки» (русская народная мелодия), «Ищи!» муз. Т. Ломовой.

Февраль

Музыкально-ритмические движения:

«Прыжки и ходьба» муз. Е. Тиличеевой, Упражнение «Нежные руки» («Адажио» муз. Д. Штейбельта), «Марш-парад» муз. В. Сорокина, «Бег и подпрыгивание» («Экосез» муз. И. Гуммеля), «Ходьба змейкой» муз. В.Щербачева.

Развитие чувства ритма, музицирование:

«Две гусеницы», изучаем длительности, работа с ритмическими рисунками.

Слушание:

«Флейта и контрабас» муз. Г. Фрида, «Болтунья» муз. В. Волкова, «Пудель и птичка» муз. Ф. Лемарка.

Распевание, пение:

«Наша Родина сильна» муз. А.Филиппенко (дополнительный материал), «Блины» (русская народная мелодия), «Будем моряками» муз. Ю. Слонова, «Мамина песенка» муз. М. Парцхаладзе, «Лесная песенка» муз. В. Витлина, «Самая счастливая» муз. Ю. Чичикова,«Хорошо рядом с мамой» муз. А. Филиппенко.

Танцевальное, танцевально-игровое творчество:

«Пляска с поворотами» муз. Ю. Чичикова, «Волшебный цветок» муз. Ю. Чичикова.

Игры, хороводы:

«Скрипучая дверь» («Хей-ко» муз. Ф. Черчиля), «Как на тоненький ледок» (русская народная мелодия),«В Авиньоне на мосту» (французская народная мелодия).

Март

Музыкально-ритмические движения:

Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба («Веселая прогулка» муз. М. Чулаки), Упражнение «Бабочки» муз. П. Чайковского,«Ходьба с остановкой на шаге» (венгерская народная мелодия), Упражнение «Бег и прыжки» («Пиццикато» муз. Л. Делиба), Упражнение «Нежные руки» («Адажио» муз. Д. Штейбельта).

Развитие чувства ритма, музицирование:

«Комар», ритмическая игра с палочками«Сделай так!»

Слушание:

«Песнь жаворонка» муз. П. Чайковского, «Марш Черномора» муз. М. Глинки.

Распевание, пение:

«Мышка», «Идет весна» муз. В. Герчик,«Солнечная капель» муз. С. Соснина.

«Долговязый журавль» (русская народная мелодия),«Динь-динь, детский сад!».

Танцевальное, танцевально-игровое творчество:

«Танец» муз. В. Чичикова, «Вологодские кружева» муз. В. Лаптева, «Танец мотыльков» муз. Рахманинова, «Парный танец» (финская полька).

Игры, хороводы:

«Будь ловким!» муз. Н. Ладухина, «Заря-зарница», «Бездомный заяц»,

«Кто быстрее прибежит в галошах?»

Апрель

Музыкально-ритмические движения:

«Осторожный шаг и прыжки» муз. Е. Тиличеевой, Упражнение для рук «Дождик» муз. Н. Любарского,Упражнение «Тройной шаг» («Петушок» латвийская народная мелодия), «Поскоки и прыжки» муз. И. Саца.

Развитие чувства ритма, музицирование:

«Ворота», «Загадки», «С барабаном ходит ежик», «Дирижер».

Слушание:

«Три подружки» муз. Д. Кабалевского, «Гром и дождь» муз. Т. Чудовой.

Распевание, пение:

«Чемодан», «Песенка о светофоре» муз. Н. Петровой,«Солнечный зайчик» муз. В.Голикова, «Волк», «Песенка дошкольника»,«Идем в школу» муз. Ю. Слонова, «Мы теперь ученики!» муз. Г. Струве.

Танцевальное, танцевально-игровое творчество:

«Полька с хлопками» муз. И. Дунаевского, «Полька с поворотами», «Барбарики», «Вальс», «Тропинка».

Игры, хороводы:

«Звероловы и звери» муз. Е. Тиличеевой, «Замри» (английская народная мелодия), «Заря-зарница».

Май

Музыкально-ритмические движения:

«Цирковые лошадки» муз. М. Красева, «Спокойная ходьба» муз. В. А. Моцарта,

«Шаг с поскоком и бег» муз. С. Шнайдер, «Шагают аисты» («Марш» муз. Т. Шутенко).

Развитие чувства ритма, музицирование:

«Что у кого внутри?», «Дирижер», «Аты-баты».

Слушание:

«Королевский марш львов» муз. К. Сен-Санса, «Лягушки» муз. Ю. Слонова, «Гром и дождь» муз. Т. Чудовой.

Распевание, пение:

«Зайчик», «До свиданья, детский сад» муз. Г. Левкодимова,

«Песенка будущего школьника», «Детсадовская кадриль».

Танцевальное, танцевально-игровое творчество:

Полька «Чебурашка» муз. В. Шаинского, «Вальс».

Игры, хороводы: «Зоркие глаза» муз. М. Глинки, «Лягушки и аисты»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития

Программа, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей от 3 до 6 лет, по  направлению (образовательной области) физическое развитие (ФГОС ДО), с учетом их возрастных и индивиду...

"Рабочая программа по музыкальному развитию для детей дошкольного возраста от 1,5 - 7 лет"

Рабочая программа  по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «В» «Ромашка» (4-5 ЛЕТ) на 2021-2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «В» «Ромашка» (4-5 ЛЕТ) на 2021-2022 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «РОМАШКА» на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «РОМАШКА» на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОМАШКА» на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «РОМАШКА» на 2023-2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ разновозрастной группе № 1 «Бельчата» компенсирующей направленности со сложными (тяжелыми) дефектами развития

Рабочая программа по развитию детей с ОВЗ разновозрастной группы № 1 «Белочка» компенсирующей направленности разработана в соответствии с Адаптированной образовательной программой для дете...