Консультация для воспитателей
консультация

Козлова Светлана Саматовна

Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc77.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.pps102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 "Лесная сказка"

Консультация для воспитателей

«Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Козлова Светлана  Саматовна

Балабаново , 2022

В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.
Под 
логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг… Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами

Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит прежде всего от того,что подлежит освоению,и от определения направления развития мыслительной деятельности ребенка. Это освоение таких свойств, как форма, размер, площадь, масса, емкость; установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам; ориентировка в схемах и моделях.

Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия,соотносить действия с результатом,стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (если так,то, объективно оценивать результат, сравнивая его с собственной установкой (целью). Для успешного осуществления деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата, - проблемно-игравая. В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках практических действий, экспериментировании, общении по поводу хода развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявление радости и огорчений, других интелектуальных эмоций. При использовании проблемно-игровой технологии обычно исключаются показ и подробное объяснение, гиперопека ребенка. Ребенок вынужден самостоятельно находить способ достижения цели и в случае отсутствия данного умения – освоить его здесь же, в этой ситуации.

Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

В детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей. В обучении дошкольников математике используют проблемно-игровую технологию, включающую следующие средства:

Блок-схема: карточка: ПРОБЛЕМНО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ    ""="" width= 

Суть технологии – создание взрослыми ситуаций, в которых ребёнок стремится к активной деятельности и получает положительный творческий результат.

Характерные черты технологии:

1.  ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;

2.  обычно, но не всегда исключаются показ и подробное объяснение;

3.  ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;

4.  ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т. д.;

5.  взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность

Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре, и ни в коем случае не снижая его активности. Задача педагога при использовании проблемно-игровой технологии: обеспечение активности ребенка в деятельности.

Активность ребенка достигается, прежде всего, через:
1.Мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную);

2.Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;

3. Выражение сущности этих действий в речи;

4. Появление соответствующих эмоций, особенно познавательных;

  1. Использование экспериментирования, решение творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания, применение их в детских видах деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый вид проблемно-игровой технологии.

Логические и математические игры.

Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребенок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление, сообразительность, смекалка.

настольно-печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Мосты и берега», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.

игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Геометрический конструктор» и др.

игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и др.

игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Цветное панно»

игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.

игры-забавы, головоломки : лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты; головоломки с палочками) и др.

Логические и математические игры имеют принципы организации: 

   1. отсутствие принуждения;
  2. развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
  3 .поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей

   4.взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

   5. переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным

Проблемные ситуации.

Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.

Роль взрослого и ребенка в проблемной ситуации:

Взрослый:

1.Составляет проблемную ситуацию (с учетом возможностей детей).

2.Создает обстановку, способствующую активизации детей.

Ребенок разрешает проблемную ситуацию (при помощи взрослого)

Структурными компонентами проблемной ситуации являются:

·  проблемные вопросы (Оля выше Светы, Света выше Иры. Кто выше всех? Когда гусь стоит на одной ноге, то весит 3 кг. Сколько кг будет весить, если станет на две ноги? Раскрасьте кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зелёным.),

·  занимательные вопросы (У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить? Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки
Угостила двух внучат,
Двух драчливых барсучат,
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?

·  занимательные задачи (Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной? Коля поспорил, что определит, какой будет счет в игре футбольных команд «Спартак» и «Динамо» перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счет? Карандаш один у Маши, Карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей  У обоих малышей?Дядя Ежик в сад зашел, Десять спелых груш нашел. Три из них он дал ежатам, Остальные  же  —  зайчатам. Сколько груш получили зайчата?

·  задачи-шутки (Выше какого забора ты можешь прыгнуть? Яйцо пролетело три метра и не разбилось. Почему?Несла бабка сто яиц, а дно упало. Сколько осталось).

Сначала взрослый ставит перед детьми проблему, добивается её осмысления, направляет внимание детей на необходимость её решения. Затем идёт выдвижение гипотез и их проверка практическим путём, коллективное обсуждение ситуации и путей её решения.

Логико-математические сюжетные игры (занятия).

Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации. Такой комплекс игр предложен на основе блоков Дьенеша: Мышки – норушки. Запасы на зиму. Автотрасса. Выращивание дерева. Где чей гараж? Научи Незнайку. Загадки без слов. Переводчики. Построй цепочку. Две дорожки. У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок? Фабрика. Архитекторы. Помоги фигурам выбраться из леса. Оформим витрину. Построй дом. Раздели блоки – 1. блоки – 2. Помоги игрушке. Раздели блоки – 3. Подарки для трех поросят. И др.

Этапы организации и проведения:

1 этап – педагог сообщает детям основной сюжет (завязка)

2 этап – развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками сценария:

Осваивают, преобразуют, изменяют информацию

Овладевают системой познавательных действий (способов познания)

Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации


3 этап – подведение итогов: «Чем вы занимались?», «Что было самым интересным?», «Что не понравилось?»

Экспериментирование и исследовательская деятельность.

Эта деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она не задана взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте. Характеризуется эмоциональной насыщенностью, даёт возможности для общения. Пробы и ошибки являются важным компонентом детского экспериментирования. Ребёнок пытается применить старые способы действий, комбинируя и перестраивая их.

В ходе экспериментирования и исследования дети осваивают действия измерения, преобразования материалов и веществ, знакомятся с приборами, учатся использовать познавательные книги как источник информации. Одним из условий является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Например, «Что плавает, что тонет?», «Какой песок легче: мокрый или сухой?».

Примеры
«КАЖДОМУ КАМЕШКУ СВОЙ ДОМИК» Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие шероховатые); показать детям возможность использовать эксперимента в игровых целях.

«МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ФОРМУ КАМНЯ И ГЛИНЫ» Художественное творчество: моделирование изделий из глины. Выявить свойства глины (можно изменять форму, делить на части, лепить и камня (твёрдый, нельзя лепить, разделить на части). Развивать смекалку.

 «ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ДЛИНУ И ШИРИНУ» Расширять представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.

«ИМЕЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?»Делаем самодельные весы. Взвешиваем 2 не надутых шарика. Вес одинаковый. Один из шариков надуваем. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. Проткнём надутый шар. Что произошло?

«ФИГУРЫ ИЗ ПЕСКА» Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка». Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Этапы руководства:

I этап.

Совместная с педагогом деятельность: уточнение представлений детей о свойствах и качествах материалов, мотивирование, создание проблемной ситуации, постановка цели, определение этапов исследования, выдвижение предположений о результатах, их обоснование, проведение эксперимента, фиксация результатов, их обсуждение.

Для обсуждения используются готовые схемы и модели: что делали? что получили? почему?

Далее педагогог формулирует общие выводы на основе высказываний детей.

Для совершенствования умения планировать эксперимент предлагается зашифровать его ход с помощью готовых моделей одному ребёнку, а другим – расшифровать его.

II этап.

Самостоятельное экспериментирование: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования. Педагог с помощью схем показывает проблему, дети предлагают пути решения, отбирают необходимые материалы, фиксируют результаты.

Источником экспериментирования фвляются детские вопросы: почему идёт дождь? дует ветер? что получится, если кубик склеить по-другому? почему муха не падает с потолка?

Результаты исследовательской деятельности

Новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами.

Знания о способах исследования и его результатах,

Познавательное и личностное развитие.

Особое место в проблемно-игровой технологии развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам, ситуациям.

Они являются самым «новым» из перечисленных направлений игровой технологии. Творческие задачи (вопросы, ситуации) имеют много решений (которые будут правильными), но не имеют четкого алгоритма (последовательности) решения.

Они направлены: на развитие смекалки, сообразительности, воображения, творческого мышления как важного компонента творческих способностей.

Способствуют: переносу имеющихся представлений в иные условия деятельности, а это требует осознания, присвоения самого знания

Существует несколько уровней сложности задач:

 1.Ребенок может решить задачу самостоятельно

 2. Ребенок самостоятельно решить задачу не может, но с помощью наводящих вопросов решает сам.

3. Ребенок решить задачу не может, но может понять ход решения и ответ.

4. Ребенок решить задачу не может, не может понять ход решения и не может понять ответ.

 В процессе решения творческих задач ребенок учится: устанавливать разнообразные связи; выявлять причину по следствию; преодолевать стереотипы; комбинировать, преобразовывать имеющиеся элементы (предметы, знания, свойства);испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от осознания собственных возможностей.

Примеры творческих задач:

- "Нарисуй кошку, не рисуя ее" эта задача предполагает одним из вариантов решения, рисование какой либо части, по которой можно догадаться о целом (знание о зависимости части и целого)

- " Что надо сделать, чтобы сапоги не скользили в гололед?" здесь ребенок задумывается о причинах скольжения, а также какие свойства (сапога и льда) и как нужно изменить, чтобы найти правильный ответ.

Совместные обсуждения позволят найти несколько приемлемых решений и подарят детям радость общения.

Известно, что ни одну воспитательную, образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного сотрудничества и взаимодействия педагога и родителей. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях необходимо  стараться убедить родителей в необходимости постоянного внимания к математическому развитию детей, поощрению стремления узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное.

Для ознакомления родителей с проблемно-игровой технологией математического развития дошкольников можно подготовить консультации для родителей "Развиваем логическое и математическое мышление дошкольников", "Занимательная математика дома", "Математика - это интересно".

В заключении можно сделать следующий вывод: формирование логико-математического мышления и познавательного интереса - один из важнейших вопросов воспитания и ребенка дошкольного возраста. От того, насколько у ребенка будут развиты математическое мышление и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех развития в целом.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста Подготовила Козлова С.С.

Слайд 2

Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика - с легкостью и интересом!

Слайд 3

Логико- математическое развитие дошкольников- это изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.

Слайд 5

Характерные черты технологии: 1. ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений; 2. обычно исключаются показ и подробное объяснение; 3. ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его; 4. ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т. д. 5. взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность

Слайд 6

Логические и математические игры настольно-печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Мосты и берега», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др. игры на объёмное моделирование : «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Геометрический конструктор» и др. игры на плоскостное моделирование : «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и др. игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Цветное панно» игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др. игры-забавы, головоломки : лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты; головоломки с палочками) и др.

Слайд 7

Проблемные ситуации Проблемные вопросы (Кто выше всех? Когда гусь стоит на одной ноге, то весит 3 кг. Сколько кг будет весить, если станет на две ноги? Раскрасьте кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зелёным.) Занимательные вопросы (У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить? Занимательные задачи (Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной? Задачи-шутки ( Несла бабака сто яиц, а дно упало.Сколько осталось).

Слайд 8

Логико-математические сюжетные игры Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации. Такой комплекс игр предложен Е. А. Носовой на основе блоков Дьеныша, котрый мы все можем использовать в работе .

Слайд 9

Экспериментирование и исследовательская деятельность. «КАЖДОМУ КАМЕШКУ СВОЙ ДОМИК» Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие шероховатые) ; «МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ФОРМУ КАМНЯ И ГЛИНЫ» Художественное творчество : моделирование изделий из глины. Выявить свойства глины (можно изменять форму, делить на части, лепить и камня (твёрдый, нельзя лепить, разделить на части) . «ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность , смекалку. ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ДЛИНУ И ШИРИНУ» Расширять представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения. Познакомить с измерительными приборами : линейкой, сантиметровой лентой.

Слайд 10

Творческие вопросы, задачи, ситуации "Нарисуй кошку, не рисуя ее" эта задача предполагает одним из вариантов решения, рисование какой либо части, по которой можно догадаться о целом (знание о зависимости части и целого) - " Что надо сделать, чтобы сапоги не скользили в гололед?" здесь ребенок задумывается о причинах скольжения, а также какие свойства (сапога и льда) и как нужно изменить, чтобы найти правильный ответ.

Слайд 11

Формирование логико-математического мышления и познавательного интереса - один из важнейших вопросов воспитания и ребенка дошкольного возраста. От того, насколько у ребенка будут развиты математическое мышление и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех развития в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...