курсовая работа
учебно-методический материал (подготовительная группа)

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ

«Совершенствование педагогической деятельности по реализации

ФГОС в дошкольных образовательных организациях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ

«Совершенствование педагогической деятельности по реализации

ФГОС в дошкольных образовательных организациях»

Семенова Ирина Олеговна,

воспитатель  МБДОУ «Детский сад №14 «Солнышко» № 14

Содержание игровой деятельности детей дошкольного возраста в образовательной программе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.


Оглавление

Введение        3

1 Теоретические основы организации игровой деятельности детей в условиях ДОУ        4

1.1 Анализ литературных источников по организации игровой деятельности дошкольников        4

1.2 Содержание сюжетно-ролевой игры        6

2 Исследование содержания игры дошкольников        9

2.1 Проведение экспериментального исследования        9

2.2 Выводы и рекомендации        18

Заключение        21

Список литературы        22

Приложение 1        23


Введение

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра. Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по-своему полезны детям. Но в последние 5-6 лет в играх детей произошли определенные изменения. Ролевые игры, весьма однообразны и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», весьма популярные 10-20 лет назад. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов, совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.

Исходя из вышесказанного, определена цель данной работы – рассмотреть состояние игровой деятельности детей в современном детском саду.

Объект исследования – игровая деятельность старших дошкольников.

Предмет исследования – содержание игровой деятельности старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Для реализации данной работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности организации игровой деятельности дошкольников,

- выявить особенности формирования игровой деятельности дошкольников,

- определить методику формирования игровой деятельности дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, наблюдение.


1 Теоретические основы организации игровой деятельности детей в условиях ДОУ

1.1 Анализ литературных источников по организации игровой деятельности дошкольников

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием. В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, B.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками  под  руководством  взрослого…;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно-развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.

1.2 Содержание сюжетно-ролевой игры

Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

Исследователи выделяют различные структурные элементы игры - основные и переход к сюжетно-ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно-ролевой игры. Дети с удовольствием отображают в своих играх бытовые эпизоды из жизни семьи. С обогащением представлений об окружающем мире в играх всё чаще отображается деятельность взрослых. Таким образом, главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

• игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

• игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

• игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

• игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.

Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нём находят воплощение представления о различных событиях. Младшим дошкольникам довольно часто ещё требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры. Воспитатель создаёт игровую ситуацию, вносит новую игрушку. По мере обогащения игрового и жизненного опыта дети начинают сами  определять, во что они будут играть.

Итак, усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем:

- сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого;

- потом - с помощью взрослого;

- в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.

Замыслы детских игр могут быть как однообразными, так и разнообразными. Чем разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от впечатлений об окружающем мире. Следовательно, чтобы замыслы игр были разнообразными, а игры - содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром (образовательная область «Познавательное развитие» (пункт .2.6 ФГОС ДО).

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.). Решение педагогом задач этой образовательной области позволит детям успешно осваивать в интеграции содержание других образовательных областей, в том числе, ОО «Социально-коммуникативное развитие»: общение и взаимодействие в сюжетно-ролевой игре, умение быть внимательным к чувствам и эмоциям других и т.п.

В качестве основного метода организации сюжетно-ролевых игр можно использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр (Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой). Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников:

Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что при участии воспитателя в сюжетно-ролевой игре способствует развитию сюжетных игровых умений старших дошкольников. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач,  которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. Действия участников игры, их роли становятся согласованными, организуются объединяемые общими интересами дружные игровые коллективы. В вышеизложенной главе мы рассмотрели традиционные и современные методики руководства игровой деятельностью, предложенные А.П.Усовой, Р.И.Жуковской, Д.В.Менджерицкой, Н.Я.Михайленко и др. Проанализировав эти методики можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра будет развиваться у детей только при умелом руководстве воспитателя, владеющего богатым арсеналом методических приемов.


2 Исследование содержания игры дошкольников

2.1 Проведение экспериментального исследования

Экспериментальная работа проводилась в подготовительной к школе группе МАДОУ №5 Теремок. Списочный состав детей – 20 человека. В рамках эксперимента данная группа была разделена на две подгруппы по алфавиту пополам. Экспериментальная группа (ЭГ) – 10 человек и контрольная группа  (КГ)– 10 человек.

Первый аспект анализа был направлен на выяснение сюжетов детских игр, а именно - во что играют современные дети и какие игры пользуются у них наибольшей популярностью. Для ответа на этот вопрос было проведено наблюдение за свободной игрой дошкольников 4,5-5,5 лет. Исследование проводилось методом скрытого целевого наблюдения. Группе детей (10 чел) предлагалось в течение 40 мин. в знакомом помещении поиграть в какую-либо игру. Наблюдатель отмечал, что делают дети, во что они играют, а при необходимости после окончания игры спрашивал: «Во что вы играли?». В каждой группе наблюдение проводилось 3 раза (табл.1).

Таблица 1

Результаты наблюдения в процессе свободной игры

ФИ

1 наблюдение

2 наблюдение

3 наблюдение

1

Дима Б.

Машина

Бетмен, который всех спасает

Шофер на автобусе

2

Настя А.

Мяч

Больница

Дочки-матери (мама)

3

Матвей Л.

Гости

Рисует

Дочки-матери (папа)

4

Арсений С.

Рассматривание книг

Милиция

Рисует

5

Карина К.

Мяч

Укладывает куклу спать

Дочки-матери (ребенок)

6

Настя Л.

Рисование

Смотрит в окно

Рисует

7

Лиза М.

Парикмахерская

Больница

Укладывает куклу спать, гуляет с ней (в коляске)

8

Ваня П.

Нинзи-черепашки

Друг Бетмена

Рыцарь

9

Сева Р.

Нинзи-черепашки

Милиция

Рыцарь (сражаются)

10

Кирил П.

Конструктор

Бандит, которого поймала милиция

Пассажир

11

Ваня В.

Катание машины

Катание машины

Катает куклу в машине

12

Даша П.

Парикмахерская

Больница

Рисует

13

Соня Р.

Гости

Барби - принцесса

Пассажир

14

Юля С.

Гости

Барби - принцесса

Кондуктор, продает билеты

15

Алексей И.

Семья

Конструктор

Магазин (покупатель)

16

Роман Б.

Семья

Конструктор

Кубики

17

Иван З.

Кубики

Мозаика

Мозаика

18

Лиза М.

Семья

Барби - принцесса

Магазин (продавец)

19

Таня В.

Семья

Лото

Магазин (покупатель)

20

Вова П.

Мозаика

Смотрел книги, рисовал

Конструктор

В результате был получен перечень игр, которые мы подвергли ранжированию.

Наблюдение за свободной деятельностью детей показало, что значительная часть дошкольников (45 %) в свободное время не играли в ролевые игры. Они демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором Лего и пр. Многие дети, услышав предложение «поиграть», брали с полки коробки с настольными дидактическими играми.

Остальные дошкольники (55 %) демонстрировали те или иные формы ролевой игры. Остановимся на сюжетах этих ролевых игр подробнее.

Наиболее популярными (53% от всех зафиксированных сюжетов) у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты игры в семью: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Сюда же входят варианты игры «дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби».

Достаточно часто (около 25%) встречались сюжеты, связанные с телепередачами и мультфильмами («Человек-паук», ««Принцессы», «Роботы-монстры», «Черепашки-нинзя», «Зачарованные», и др.).

Значительное место (около половины) среди телевизионных занимают агрессивные сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские и воры», «Менты», «Бандиты и наши», «Охотники за приведениями», «Погоня за преступниками», «В ренджеров-самураев» и пр. Такие сюжеты встречались в 10% случаев и чаще проигрывались мальчиками.

Ещё одну своеобразную группу сюжетов составили игры в домашних животных (примерно 10%). В этих играх дети берут на себя роли кошечек или собачек и их хозяев и разыгрывают отношения между ними: кормление, прогулки, лечение и пр.

Профессиональные сюжеты встречались только в 8% случаев. Это были игры в ресторан, кафе, больницу, магазин и парикмахерскую.

Остальные сюжеты встречались в единичных случаях и имели самый разнообразный характер (спорт, полиция, самолёт, танцы и т.п.) (рис.2).

Рисунок 2 - Представленность разных занятий в свободной деятельности

На основе экспериментальных исследований (Л.С.Славиной, Н.Д.Соколовой, Ф.И.Фрадкиной и др.) Д.Б. Эльконин для анализа содержания игры выделил четыре уровня игры, которые отражают этапы её развития[1].

Каждый из уровней развития игры, несмотря на разнообразие показателей (воображаемая ситуация, игровые действия, выполнение правил и пр.) имеет свой смысловой центр, вбирающий главное содержание игры и отражающий смысл деятельности ребёнка. На первом и втором уровне это действие с предметом, на третьем и четвёртом - передача ролевых отношений и взаимодействие с партнёрами по игре.

Данные уровни легли в основу диагностики содержания сюжетно-ролевой игры детей на разных этапах дошкольного возраста. Исследование осуществлялось методом стандартизированного включенного наблюдения.

Группе детей (по 10 чел.) в привычной для детей обстановке, предлагалось в течение часа поиграть в любую игру. Взрослый-экспериментатор периодически включался в игру, пытаясь развить и при необходимости поддержать ее.

Характер игровой деятельности каждого ребёнка соотносился с одним из описанных уровней игры и квалифицировался в соответствии с одним из вариантов её содержания (табл.2).

Таблица 2

Результаты включенного наблюдения за игрой дошкольников

ФИ

Включенное наблюдение

Уровень развития игры

1

Дима Б.

Шофер на автобусе

РД

2

Настя А.

Дочки-матери (мама)

РД

3

Матвей Л.

Рассказывает о кино

СД

4

Арсений С.

Рисует

СД

5

Карина К.

Дочки-матери (ребенок)

РД

6

Настя Л.

Дочки-матери (котенок)

РС

7

Лиза М.

Укладывает куклу спать, гуляет с ней (в коляске)

РД

8

Ваня П.

Рыцарь

РД

9

Сева Р.

Рыцарь (сражаются)

РД

10

Кирил П.

Пассажир

РО

11

Ваня В.

Катает куклу в машине

РС

12

Даша П.

Рисует

СД

13

Соня Р.

Пассажир

РО

14

Юля С.

Кондуктор, продает билеты

РД

15

Алексей И.

Магазин (покупатель)

РД

16

Роман Б.

Строит гараж для машины

РС

17

Иван З.

Разговаривает

СД

18

Лиза М.

Магазин (продавец)

РД

19

Таня В.

Магазин (покупатель)

РД

20

Вова П.

Дочки-матери (папа)

РС

Следует отметить, что многие дети в предложенной ситуации не играли, а занимались другими видами деятельности (играли в карты, рисовали, бегали по группе, рассказывали друг другу мультики или обсуждали действия фильма, читали или рассматривали книги, конструировали и пр.) Эти случаи были зафиксированы отдельно как отсутствие игры, т.е. как «свободная деятельность». Количество таких детей с возрастом увеличивается - от 16 до 36 %. Отсутствие сюжетно-ролевой игры в свободное время, а в особенности у детей 4-6 лет может свидетельствовать о нежелании и неспособности детей играть, а значит о неразвитости игровой деятельности. Вместе с тем, поскольку мы не наблюдали реальной игры данных детей, они были объединены в отдельную группу, которую мы обозначили как «свободная деятельность».

Остальные дети демонстрировали те или иные варианты сюжетно-ролевой игры. Результаты выраженности каждого уровня игры представлены на рис. 3.

Рисунок 3 - Уровни развития игры старших дошкольников

Как можно видеть, у современных детей преобладает роль в действии, характерная для первого уровня развития игровой деятельности. Этот тип игры встречается у половины детей 4,6-6 лет (50 %). Игры этих детей ограничиваются отдельными игровыми действиями (1-2 действия), например, приготовление пирожков, управление машиной, кормление дочки, погоня и нападение, перестрелка и пр. Смысловое содержание игр не развивается – одни и те же действия продолжаются в течение 5-10 мин.

Таким образом, на основании результатов наблюдения, можно констатировать, что сюжетно-ролевая игра действительно занимает значительное место в жизни дошкольников. Однако, развитой формы игры (4-ого уровня) достигают лишь немногие дети в основном после 6 лет, т.е. к концу дошкольного возраста.

Подчеркнём, что полученные данные в основном совпадают с мнением воспитателей и психологов. В работах Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Г.И. Уразаевой и др. получены подобные данные, которые подтверждают сворачивание игровой деятельности детей.

Полученные в нашем исследовании результаты свидетельствуют о снижении уровня развития игровой деятельности современных дошкольников.

Для того, чтобы усилить мотивацию и сделать сохранение позы  более осмысленным для детей, мы провели вторую часть эксперимента, в которой были введены дополнительные стимулы и внешние или внутренние опоры. В игру были введены дополнительные роли - «бандиты», которые ждали, когда «охранник» покинет свой «пост». В неигровой ситуации экспериментатор предлагал ребёнку «дать ему честное слово», что он будет стараться и простоит как можно дольше на одном месте, после чего взрослый уже не контролировал ребёнка и занимался «своими делами».

Результаты обеих частей эксперимента приведены в табл.3.

Таблица 3

Результаты эксперимента на произвольность

ФИ

1 часть

2 часть

произв

непроизв

произв

непроизв

1

Дима Б.

189

157

395

305

2

Настя А.

195

191

451

311

3

Матвей Л.

211

168

422

295

4

Арсений С.

218

174

461

284

5

Карина К.

245

158

457

277

6

Настя Л.

178

165

443

297

7

Лиза М.

197

192

429

310

8

Ваня П.

211

154

468

289

9

Сева Р.

215

164

421

197

10

Кирил П.

208

180

467

296

11

Ваня В.

209

163

485

285

12

Даша П.

219

158

495

309

13

Соня Р.

224

161

465

286

14

Юля С.

214

171

438

297

15

Алексей И.

187

158

419

368

16

Роман Б.

193

145

394

301

17

Иван З.

213

156

388

286

18

Лиза М.

224

149

468

279

19

Таня В.

208

168

467

311

20

Вова П.

183

154

438

307

среднее значение

207

164

444

295

Эти изменения значительно повысили время сохранения позы неподвижности (см. рис. 4).

Рисунок 4 - Время сохранения неподвижной позы в эксперименте, сек

Если сравнить средние показатели первой и второй части эксперимента, то можно видеть, что после введения «опор» средняя длительность сохранения позы возрастает у детей 5 лет в два раза.

Для определения сформированности игровой деятельности дошкольников было проведено анкетирование родителей.

В проведенном анкетном опросе принимало участие 14 родителей данной группы. Результаты анкетирования показали, что:

- 60 % детей игре отдают  ведущее место, с 40 % - второстепенное;

- в свободное время  65 % детей играют, 15 % - смотрят телевизор, 20% просто ходят за родителями;

- 100 % детей могут играть самостоятельно, об этом утверждают все родители;

- 45 % детей предпочитают тихие и спокойные игры, а 55 % - шумные и подвижные;

- 55 % родителей играют с детьми по первому требованию, 45 % - только иногда;

- 70 % детей любят фантазировать,  у 20 % детей  элементы фантазии присутствуют иногда, а 10 % детей вообще не используют элементы фантазии в  своих играх (по мнению родителей);

- к любимым играм и занятиям можно отнести: рисование – 15 % детей, прятки – 30 % детей,

игры с сюжетными игрушками (машины, куклы, конструкторы) -45 %, сюжетно-отобразительные игры – 10 % детей.

Анализ анкетирования родителей показал, что

- не все дети раннего  возраста могут  использовать игру  как  ведущий и самостоятельный вид деятельности;

-  дети  примерно в равной степени выбирают спокойные и подвижные игры;

- родители принимают детские  игры,  в большей степени играют с детьми (55%), но однако 45 % не достаточно уделяют внимание играм своих детей, возможно не имея достаточных навыков или не придавая должного внимания развитию детей в игре.

По мнению родителей, дети старшего возраста уже достаточно могут использовать элементы фантазии в игре (70%), но 30 % детей еще не умеют фантазировать.  Рисование, прятки и игры с сюжетными игрушками (90 %) являются любимыми занятиями детей, но играть в сюжетно-отобразительные  игры (10 %) детей раннего возраста не умеют (Приложение 1).

В беседе с воспитателями мы выяснили, что педагоги произвольно предоставляют материалы для игр детей. Они опираются на собственный опыт, личные наблюдения, на данные из бесед с родителями и организуют игры детей по их желанию или когда есть свободное время. Так же мы узнали, что игровые уголки в группах достаточно разнообразны по содержанию, но необходимого количества игрушек, пособий, разрезных картинок, настольных игр и т.д. не в одной группе не имеется. На вопрос о системной работе по развитию игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте, воспитатели  не смогли объяснить собственный стиль работы  и  вообще затруднялись с ответом.

2.2 Выводы и рекомендации

Полученные данные свидетельствуют о том, что у современных детей произвольность в игровой ситуации незначительно, но всё же опережает тот же показатель вне игры, однако, интериоризации данной способности, «вращивания» внешних средств не происходит. Способность к произвольному поведению к концу дошкольного возраста как бы остаётся в зоне игры и не становится внутренним качеством личности. Дети начинают стоять в игре дольше только тогда, когда вносятся дополнительные внешние опоры, материализующие воображаемую ситуацию. Это означает, что у современных детей до конца дошкольного возраста роль и воображаемая ситуация в игре оказываются неустойчивыми и существуют во внешней развернутой форме.

Полученные результаты позволяют выделить два пути становления произвольного поведения, которые можно условно обозначить как внешне и внутренне мотивированный. В первом случае ребёнок подчиняется непосредственным требованиям и указания взрослого, которые и являются главным стимулом (и мотивом) его послушания и самоограничения. При отсутствии внешнего контроля и побуждения способность к самоконтролю резко снижается. Мотивация к самостоятельным действиям (т.е.собственная воля ребёнка) оказывается недостаточно развитой. Данный тип поведения не является свободным и осознанным, а потому его нельзя считать действительно произвольным (Е.О.Смирнова).

Во втором случае действия ребёнка опосредованы образом правильного поведения, и этот внутренний образ не только опосредует, но и побуждает, стимулирует действия ребёнка. Только в этом случае действия ребёнка являются самостоятельными, независимыми от ситуации и свободными, а значит, отвечают критериям истинной произвольности.

В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития игровой деятельности.

Постоянно ведется работа по повышению профессионального мастерства педагогов в сфере организации игровой деятельности по проблеме «Во что играют современные дети».

Педагоги всех возрастных детских групп в учебно-воспитательной работе держат в поле зрения все источники детской игры, способствующие обогащению игрового опыта:

- знакомят с явлениями общественной жизни, с предметами ближайшего окружения на экскурсиях, целевых прогулках;

- устраивают встречи, дружеское общение с людьми труда в детском саду;

- рассказывают о себе и людях разных профессий;

- используют иллюстрации, художественную литературу в развитии содержания игры;

- изготавливают вместе с детьми игрушки и пособия для игр;

- используют стихийный опыт детей, их впечатления, полученные из других источников.

Творческий поиск и мастерство воспитателей позволили создать условия в группах для успешного развития каждого ребенка в процессе свободной игровой деятельности. Для этого совместно с родителями и детьми организована предметно-развивающая среда детских групп, освобождено пространство для творческих игр.

Разнообразие игр, умелое руководство педагогами детскими играми позволяет добиться определенных результатов:

- повышается творческая активность детей в игре;

- дети самостоятельно распределяют роли, объединяются в игровые коллективы, действуют сообща, договариваются о сотрудничестве, решают спорные вопросы и конфликты, подбирают нужные для сюжета игрушки, они общительны, доброжелательны;

- умеют импровизировать.


Заключение

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, благодаря которой все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Роль сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребёнка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. На этой основе у ребёнка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое выступает основным показателем готовности к школьному обучению. В этом заключается её ведущая функция.

Среди авторов современных педагогических технологий характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.

Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре.

Таким образом, для формирования игровых умений дошкольника в сюжетно-ролевой игре необходимо не только учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности развития дошкольника, но и влияние на данный процесс взрослого (воспитателя, родителя, педагога).


Список литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2010. - 304 с.
  2. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей.- М., 2011
  3. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2011. – С.89-91
  4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 2012.
  5. Педагогические технологии игры дошкольников//Материалы спецкурса по дошкольной педагогике. - Магнитогорск, 2013.
  6. Тарловская Н. Сюжетно-ролевая игра дошкольника//Дошкольное воспитание. – 2013. - №2
  7. Флерина Е.А. Игра и игрушка/Под ред. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 2010. - 124 с.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 2009. - 395 с.
  9. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста. // Психологическая наука и образование. - 2012 - № 4. - С.38-52.
  10. О федеральном стандарте дошкольного образования. - http://минобрнауки.рф/новости/3091


Приложение 1

Анкета для родителей «Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста». Анализ и результаты анкетирования родителей.

                                               Анкета

1. Детская игра- какое место она занимает в жизни вашей семьи?

а) ведущее место

б) второстепенное

в) отсутствует

2. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?

а) играет

б) смотрит телевизор

в) ходит за вами следом

3. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?

а) может

б) не может

4. Какие игры предпочитает Ваш ребенок? 

а) тихие и спокойные

б) шумные и подвижные

5. Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком?

а) по первому требованию

б) иногда

в) мне всегда некогда

6. В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии?

а) да

б) иногда

в) нет

7. Любимая игра моего ребенка, это…

а) рисование

б) прятки

8. Любимая игрушка, это…

а) сюжетная игрушка

б) сюжетно-ролевая игра.

                       

 Анализ и результаты анкетирования родителей.

                      Вопрос анкеты

         Варианты ответа, %

   а)                  б)                   в)

1.

Детская игра- какое место она занимает в жизни вашей семьи?

  60                  40                    -

2.

Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?

  65                   15                 20

3.

Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?

100                  -                      -

4.

Какие игры предпочитает Ваш ребенок?

 45                   55                    -

5.

Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком?

 55                   45

6.

В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии?

70                   20                   10

7.

Любимая игра моего ребенка, это…

  15                 30

8.

Любимая игрушка, это …

  45                 10        


[1] Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 2009. - 360 с. – С.175


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Влияние дидактических игр на развитие цветоощущения детей.

СОДЕРЖАНИЕ: ВведениеАктуальностьЦельЗадачиТеория Задачи дидактических игрТребование к дидактическому материалуВажность использования правил в игреВыводФормы организацииКлассификацияВыводСистема работы...

Курсовая работа.

Развитие памяти дошкольника...

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

КУРСОВАЯ РАБОТА «Система методической работы с кадрами»

План.Введение      1.Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.            1.1 Цели и задачи...

КУРСОВАЯ РАБОТА Система работы по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей и подготовительной группе ДОУ для детей с ОНР

В настоящее время  количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных ...