"Организация предметно-развивающей среды в группах в ДОУ"
материал

Айгуль Аксанова

 "Организация предметно-развивающей среды в группах в ДОУ"

     Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, которая позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация предметно-развивающей среды в группах в ДОУ»

     Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, которая позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя .

Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где и в каком окружении он растет.
Окружающая среда, играет особую роль в развитии ребенка и должна быть организована соответственно задачам воспитания.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед дошкольным учреждением встал вопрос о грамотной организации развивающей предметно пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Опираясь на требования, прописанные в ФГОС, при организации развивающей предметно- пространственной среды, следует ее моделировать так, чтобы ребенок мог получать и расширять свои знания по всем пяти направлениям развития:

- социально–коммуникативному,

- речевому,

- познавательному,

- художественному творчеству,

- физкультурному, что в свою очередь способствует максимальному развитию личности ребенка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских

видов деятельности;

  • охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию

особенностей их развития;

  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Переступив порог нашего детского сада "Науруз", вы окажетесь в ярком, неповторимом мире детства, в котором созданы все условия для насыщенной и интересной жизни ребенка. Теплая домашняя обстановка – основа развивающей среды детского сада. Это создано специально, т.к. дети здесь находятся с 2 до 7 лет. Поэтому вы можете увидеть в группах все разнообразие развивающих уголков.

       В каждой группе уголки оформлены с учетом интересов и возраста детей.

Разработан план, который отражает основные требования в рамках реализации ФГОС посредством организации развивающих центров активности детей в групповых помещениях.

Согласно ФГОС  предметно - развивающая среда группы подразделяется по следующим видам детской деятельности:

  • игровая;
  • познавательно-исследовательская;
  • коммуникативная;
  • продуктивная;
  • музыкально-художественная;
  • трудовая;
  • чтение и художественная литература

.

Одна из задач воспитателя - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей.

Предметная среда  выполняет:

  • Образовательную,
  • Развивающую,
  • Воспитывающую,
  • Стимулирующую,
  • Организационную и коммуникативную функции.
  • Зона двигательной активности

Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Игровая зона

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребёнка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

 Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно, легко трансформируемо. Дети и родители имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.

Познавательно-исследовательская

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической  и понятийной осведомлённости ребёнка.

Центр включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, и др. Уголок природы содержит материалы опытнической деятельности, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. Имеющийся в детском саду материал и правильная его организация способствуют формированию у детей бережного и уважительного отношения к природе, развитию экологической воспитанности и экологического сознания.

Уголок природы знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты, обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы.

Зона  представлена многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений В ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных  испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

Коммуникативная

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

В группах детского сада оборудованы уголки сюжетно-ролевых игр, в которых сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Игра это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания и развития ребенка. В зависимости от возраста детей, это:

- «Дом, семья»

- «Детский сад»

-  «Больница»

- «Магазин»

- «Строительство»

- «Парикмахерская»

- «Железная дорога».

Следующим направлением  «Социально-коммуникативного развития» является патриотическое воспитание. В группах организованы краеведческие уголки.

Патриотический уголок помогает педагогу познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента); народными промыслами и традициями Российской Федерации  и Республики Татарстан .  Благодаря материалам развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

Следующее направление реализации «Социально-коммуникативного развития» является формирование основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основная цель работы - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Для достижения цели в группе имеются:

- набор транспортных средств;

- иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;

- плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;

Продуктивная

. Эта зона дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. Уголок творчества оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.)  

Музыкально-художественная

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. 
       

В музыкально-театральном уголке групп имеются  музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.
Театр  важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Это настольный театр, пальчиковый. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Трудовая

Воспитатели организуя трудовую деятельность, обеспечивается  всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате.  Его цель - дать возможность ребенку свободно общаться с книгой. Подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. Периодичность книжного обмена зависит от конкретных задач приобщения детей к книжной культуре..

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, в группе оборудован   художественный уголок. Дети любят, когда мы читает с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому много книг по программе, портреты писателей и поэтов.

В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...