«Обобщение опыта о системе работы педагогов с одаренными детьми»
методическая разработка
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Как определить одаренность, как её выявить, а потом развивать дальше? Нужно ли сопровождение одарённому человеку? Эта проблема интересовала людей еще много столетий назад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publ_1.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинский детский сад №3 «Солнышко» Пестречинского муниципального района РТ
Методическая разработка
«Обобщение опыта о системе работы педагогов с одаренными детьми»
Подготовила :
Музыкальный руководитель
первой квалификационной
категории Тагирова Лариса
Казбековна
Тел.:893933061026
e-mail lar.minnullina@yandex.ru
2019 год
Свое выступление я хочу начать с притчи «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
-Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Как определить одаренность, как её выявить, а потом развивать дальше? Нужно ли сопровождение одарённому человеку? Эта проблема интересовала людей еще много столетий назад. Читая жизнеописание высокоодарённых от природы людей, можно увидеть, что их уникальность почти всегда проявлялась очень рано:
Так маленький Моцарт уже в 5 лет играл свои концерты для изысканной публики. Отец, видя уникальные способности сына, поставил своей задачей развить эти способности. Одарённость и упорный труд помогли юному музыканту достигнуть вершин своего таланта.
Чайковский с раннего детства был погружён в мир звуков. Музыка преследовала его повсюду: в звуках природы за окном и в необычном голосе большого медного таза. Маленький Петя бросался к маме, восклицая: «Музыка! Кругом – одна музыка!» Заметив увлечение сына, мама с ранних лет занялась его музыкальным воспитанием. Особый природный дар, чуткое и бережное отношение взрослых к ребёнку подарили миру великого композитора, пианиста и дирижёра Петра Ильича Чайковского.
Выдающиеся успехи в раннем детстве показали К.Брюллов, И.И. Мечников, В.Гюго, Ф.Шуберт, и этот список можно долго продолжать.
Появление на свет одарённых людей происходило и продолжает иметь место во всех столетиях. Только каждый раз это бывает по-своему уникально и неповторимо.
Сегодня в обществе новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Работа с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.
Одной из главных задач в системе общего образования становится развитие одаренной личности ребенка. Не случайно ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в жизни.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Согласно Б. М. Теплову, музыкальная одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.
От чего зависит музыкальность человека? Теплов говорит о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи.
Исходя из этого, я как музыкальный руководитель стараюсь направлять свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия воспитателей и родителей.
Каждодневное наблюдение за детьми на занятиях, в свободной деятельности в группе, на улице, беседы с родителями помогли мне постепенно отметить детей, отличавшиеся особенной музыкальностью. Это проявлялось высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи, в использовании элементов музыкального творчества в свободной деятельности, в желании непременно подпевать услышанную песню, в быстром запоминании мелодии и чистом интонировании.
Дополнительно продиагностировав этих детей на чувство ритма, музыкальную память и мелодический слух я пришла к выводу, что они нуждаются в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.
Выделив этих детей в отдельную группу, я организовала индивидуальную работу, которая предполагает в дальнейшем:
- участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
- подготовку сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
От родителей было получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие их детей в различных конкурсах и программах.
Перед началом занятий была составлена психолого-педагогическая характеристика на каждого ребёнка и дана характеристика музыкальных способностей выбранных детей. Было отмечено, что все дети с большим интересом занимаются на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью. Также проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах. У них отличные вокальные данные. Голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, тембральная насыщенность.
На основе результатов диагностики музыкальных способностей (пения) был составлен план индивидуальной работы и поставлена основная цель занятий - формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих способностей.
А также выделены задачи работы:
- создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
- развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
- помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;
- работа над сценической пластикой, мимикой.
Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:
– приобрела: дидактический материал по распевкам, мульти медиа материал;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом;
– подобрала музыкальный репертуар (распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой;
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра).
Были определены методы достижения поставленных задач:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
- Расширение диапазона;
- Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
- Усиление насыщенности звука;
- Полетность;
- Улучшение вибрато;
- Большая певучесть звука;
- Свобода;
- Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание
- Голосоведение;
- Метроритм, темп;
- Тембр;
- Динамика;
- Фразировка.
4. Тренировка слуха
- Распевки;
- Слушание музыкальных произведений;
- Творческое сочинение мелодий;
5. Техника исполнения мелодии
- Применение дирижёрского жеста;
- Сольфеджио;
- Вокализы.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволило мне добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
Планируемый результат:
*наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
*владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
*проявление навыков вокальной деятельности (правильно вступать, умение петь по фразам, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
*уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
*стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
В основу моей работы с одарёнными детьми положены следующие принципы:
*Системность занятий.
*Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
*Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
*Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
*Креативность и эмоциональность педагога.
*Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
*Преемственность в работе с другими специалистами.
*Связь с семьей.
Одним из главных принципов в своей работе с детьми считаю создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Всегда встречаю детей с улыбкой, доброжелательно, говорю добрые, ласковые слова. Немаловажным является принцип положительной оценки, который способствует более высокой эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
После определения целей, задач и методов их достижения я перешла к подбору репертуара. Его основу составили произведения современных композиторов для детей дошкольного возраста и разнообразные детские песни, давно завоевавшие популярность у детей и их родителей. Отбор произведений осуществлялся с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, праздников и мероприятий).
Занятия вокального кружка проводились два раза в неделю по 25 минут. И через четыре месяца была проведена диагностика музыкальных способностей (по методике О.П. Радыновой).
Анализ полученных результатов показал, что у детей повысились все показатели уровня музыкального развития. Улучшилась чистота интонирования мелодии, музыкальная память, повысился уровень развития мелодического слуха, диапазон голоса расширился. Дети стали более активны и раскрепощены. У них появился опыт сочинения песенок и мелодий. Педагоги и родители заметили, что раньше они пели в основном для себя. А сейчас с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах.
Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, я пришла к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.
Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Родители такого ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого на родительских собраниях были проведены беседы и консультации на темы: «Что такое одаренность», «Способности ребенка в ваших руках» и «Охрана детского голоса».
Замечательно, если родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.
Заключение
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
И хочется закончить словами Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов зависит - разовьётся это явление природы или угаснет.
Список использованной литературы:
1.Журнал «Дошкольное воспитание» №7,2009
2.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»
3.Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», издательство «Планета музыки», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Методическая разработка в помощь музыкальным руководителям о работе над восприятием музыки детьми старшего дошкольного возраста....
«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства»
Развитие дошкольника осуществляется в тесном взаимодействии с окружающим миром на уровне микросистемы – семья; мезосистемы – детский сад, соседи; экзосистемы – родственники, социальные службы; макроси...
«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)»
«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...
«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)
«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...
Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ.
Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосы...
2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "
Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...
Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного о...