Тема «Потенциал образовательного события в реализации ФГОС ДО»
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Теремок» города Новопавловска
Выступление по теме:
«Потенциал образовательного события в реализации
ФГОС ДО» на методическом часе.
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:
Горюнова Олеся Викторовна
22 сентября 2022г.
«Событийная общность – необходимая ситуация развития человека» В.И. Слободчиков
Слайд 1 Титульный лист
Слайд 2 (фото детей)
(Текст) Сегодня в сфере образования активно обсуждается вопрос реализации государственных стандартов и достижения качественных результатов обучения. И при реализации ООП, должны формироваться деятельностные образовательные результаты, заявленные в Стандарте. При наблюдении за воспитанниками педагоги обнаружили, что не всегда и не все дети способны обеспечить продуктивную коммуникацию. Многим сложно изобрести свой способ решения той или иной задачи отличной от заявленной программой, «уйти» в сторону и самим поразмыслить над ее решением. А некоторые дети и вовсе опускают руки, считая, что решить незнакомую задачу невозможно. Значит, надо выходить за пределы занятия. В этом случае можно использовать ресурс свободного от занятий времени, чтобы способствовать успешности ребенка в быстро меняющемся мире образования, форматы образования и формы мониторинговых процедур. Как проверить, оценить образовательные результаты детей? По мнению Марии Миркес, одним из возможных вариантов оценивания образовательных результатов детей может быть «образовательное событие». Образовательное событие – специальная форма реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм. Это могут быть особые «событийные» модули, в которые ДОУ включает взрослых, родителей. Необходимо, чтобы ДОУ был готов применять разнообразные формы взаимодействия, которые могут быть включены в расписание.
Слайд 3
Категория «событие» в образовательном процессе. Лингвистическое осмысление понятия.
Описание категории «событие» в образовательном процессе невозможно без обращения к лингвистическому осмыслению этого понятия:
«Событие – то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни». Или же, «событие мыслится как то, что произошло, хотя могло и не произойти».
Событие = приставка со- (служит для образования имен существительных и глаголов со значением «общее участие в чем-либо) + слово бытие (бытиё), то есть жизнь.
Таким образом, события – элементарные единицы вечности, которые сопровождают жизнь.
Слайд 4
Что мы понимаем под «событием» в ДОУ? Событийный подход в образовательной деятельности. Образовательное событие.
Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача утверждения приоритета индивидуальности ребенка. Во ФГОС, обозначены целевые ориентиры, направленные на:
- желание сделать жизнь детей более интересной;
- содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
- формирование инициативного, активного, самостоятельного ребенка.
Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, окружающим социумом. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие» что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребенка.
Большую часть жизни ребенок проводит в образовательном учреждении, а потому новый образовательный стандарт не случайно уделяет такое внимание событийному подходу в образовательной деятельности, и поэтому педагог, планируя сегодня свою деятельность, должен «обеспечить» своих воспитанников образовательными событиями, которых должно быть как можно больше.
Слайд 5
Чем же «образовательное событие» отличается от «мероприятия»?
В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается «условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления». Для нас педагогов понятие «мероприятие» включает в себя праздники, развлечения, тематические вечера и другие виды музыкально-театрализованной деятельности. Вся подготовка и проведение мероприятий ложилась в основном на плечи музыкального руководителя и воспитателя. Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.
Как мыслил Б.Д. Эльконин «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание».
Слайд 6
В комментариях к ФГОС (раздел 2, пункт 2.7.): «Содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях - например, в области социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития, или социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и т.д. Таким образом, определенная образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях.
В то же время, существуют примерные программы, которые подробно расписывают определенное образовательное содержание. Если Организация принимает за основу своей Программы такую примерную программу, следует сделать ссылку именно на эту Программу».
Слайд 7
Признаки образовательного события и его сущность.
Образовательное событие – это:
- Значимое творческое действие.
- Открытие смысла происходящего для каждого участника.
- То, что развивает и то, что развивается.
- То, что вместе создается, но индивидуально понимается.
- Способ жизнетворчества человека.
- Уникально, его нельзя повторить.
Необходимо четко понимать, какую идею хотим достичь вместе с детьми. Событие без продолжения не имеет смысла.
Признаки образовательного события:
- яркое, запоминающееся, эмоциональное переживание, энергетика, желание вернуться в него снова,
- дает положительный эффект,
- решает многие проблемы,
- базируется на принципиально новой идее,
- ориентировано на будущее,
- удовлетворяет потребности всех участников образовательного процесса,
- погружение, концентрация в событие,
- новизна, неповседневность,
- человек хочет об этом рассказать, поделиться.
Слайд 8
В чем же состоит сущность понятия «образовательное событие»?
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно с родителями и педагогами проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.
Слайд 9
Чтобы образовательное событие соответствовало всем этим признакам, необходимо помнить ряд прописных истин и соблюдать их:
- событие – не только творческая деятельность с возможностью импровизации, но и нормативная;
- проблема (а без нее нет события) должна иметь значимый характер;
- у участников события должна быть возможность выбора форм и характера личного участия;
- событийность предполагает рефлексивную оценку авторами всей проделанной ими работы и приобретенного опыта. Авторы представляют проделанную работу, показывают ее результаты, демонстрируют компетентность.
Слайд 10
Характеристики образовательного события:
- Участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта.
- Событийность несет принципиально «недоопределенный» характер, тем самым неограниченно расширяясь и оставляя место для субъектного поведения участников, в том числе для определения и сопоставления полученных результатов.
- Специально выстроенное пространство рефлексии позволяет участникам обнаруживать собственные успехи и дефициты (соответствие и разрывы между идеальным образом себя и идеальным), ставить задачи на собственное продвижение, находить или создавать ресурсы для этого.
- Высокая интенсивность и при этом открытость событийных режимов задает энергетику, вызов, инициирующие возникновение субъектов.
- Экстремальность задается и удерживается за счет не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, новые «особые» взрослые, особые места, расписание дня и так далее.
- Во время реального образовательного события участники погружены в экстремальный режим, требующий действовать «на пределе» своих умений, времени, понимания и так далее.
Слайд 11
Три составляющие «Событийности»:
- Идея (создание яркого эмоционального всплеска, погружение в атмосферу праздника, новизна события и т.п.).
- Выбор (места действия, материала, команды и т.п., т.е. проявление инициативы со стороны ребенка).
- Качественные изменения, которые ожидают от детей в ходе образовательного события.
Слайд 12
Этапы осуществления образовательного события:
1 этап. Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом плане работы учреждения.
2 этап. Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.
3 этап. Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята готовят тематические материалы.
4 этап. Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения, творческая совместная деятельность. И как результат - оформление выставки продуктов деятельности.
5 этап. Рефлексия. Навыки, применение «на себя». Эффект от участия в образовательном событии. По итогам проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Слайд 13
Вывод: Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.
Слайд 14
Фото + "Мы даём уверенность в будущем, обеспечивая качество в настоящем»- девиз событийности.
Источники:
- Интернет ресурсы.
- Мануйлов Ю.С. «Язык «Со-» .-Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")
Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....
Конкурс! Образовательная область «Физическое развитие» Образовательное событие «С микробами я не дружу - я здоровьем дорожу! ( подготовительная группа)
Создание социальной ситуации развития в процессе совместной физкультурно-познавательной деятельности «С микробами я не дружу – я здоровьем дорожу!»....
Конспект образовательного события по рисованию для детей 1 младшей группы «Колобок» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Дети свободно располагаются по группе.Воспитатель поёт песенку колобка:Я колобок, колобок, ...
Конкурс. Практикум для слушателей ГМО на тему: «Образовательное событие – способ интеграции образовательного пространства для успешного познавательного развития воспитанников»
В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спе...
Образовательное событие как компонент оптимальной организации образовательного процесса
Это новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Это захватывающая, достаточно длительная игра, где участвуют все и дети, и педагоги, и родители....
Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий»
Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий».В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая с...
Семинар : «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста» Особенности технологии «Образовательное событие»
МДОАУ детский сад « Тополёк» Ясненский городской округ....