Тема «Потенциал образовательного события в реализации ФГОС ДО»
статья

Горюнова Олеся Викторовна

Выступление на методический час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_22.09.2022g.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Теремок» города Новопавловска

Выступление по теме:

«Потенциал образовательного события в реализации

ФГОС ДО» на методическом часе.

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:

Горюнова Олеся Викторовна

22 сентября 2022г.

«Событийная общность – необходимая ситуация развития человека»                                                                             В.И. Слободчиков

Слайд 1 Титульный лист

Слайд 2 (фото детей)

(Текст) Сегодня в сфере образования активно обсуждается вопрос реализации государственных стандартов и достижения качественных результатов обучения. И при реализации ООП, должны формироваться деятельностные образовательные результаты, заявленные в Стандарте. При наблюдении за воспитанниками педагоги обнаружили, что не всегда и не все дети способны обеспечить продуктивную коммуникацию. Многим сложно изобрести свой способ решения той или иной задачи отличной от заявленной программой, «уйти» в сторону и самим поразмыслить над ее решением. А некоторые дети и вовсе опускают руки, считая, что решить незнакомую задачу невозможно. Значит, надо выходить за пределы занятия. В этом случае можно использовать ресурс свободного от занятий времени, чтобы способствовать  успешности ребенка в быстро меняющемся мире образования, форматы образования и формы мониторинговых процедур. Как проверить, оценить образовательные результаты детей? По мнению Марии Миркес, одним из возможных вариантов оценивания образовательных результатов детей может быть «образовательное событие». Образовательное событие – специальная форма реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм. Это могут быть особые «событийные» модули, в которые ДОУ включает взрослых, родителей. Необходимо, чтобы ДОУ был готов применять разнообразные формы взаимодействия, которые могут быть включены в расписание.

Слайд 3

Категория «событие» в образовательном процессе. Лингвистическое осмысление понятия.

Описание категории «событие» в образовательном процессе невозможно без обращения к лингвистическому осмыслению этого понятия:

«Событие – то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни». Или же, «событие мыслится как то, что произошло, хотя могло и не произойти».

Событие = приставка со- (служит для образования имен существительных и глаголов со значением «общее участие в чем-либо) + слово бытие (бытиё), то есть жизнь.

Таким образом, события – элементарные единицы вечности, которые сопровождают жизнь.

Слайд 4

Что мы понимаем под «событием» в ДОУ? Событийный подход в образовательной деятельности. Образовательное событие.

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача утверждения приоритета индивидуальности ребенка. Во ФГОС, обозначены целевые ориентиры, направленные на:

  • желание сделать жизнь детей более интересной;
  • содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
  • формирование инициативного, активного, самостоятельного ребенка.

Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, окружающим социумом. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие» что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития  личности ребенка.

Большую часть жизни ребенок проводит в образовательном учреждении, а потому новый образовательный стандарт не случайно уделяет такое внимание событийному подходу в образовательной деятельности, и поэтому педагог, планируя сегодня свою деятельность, должен «обеспечить» своих воспитанников образовательными событиями, которых должно быть как можно больше.

Слайд 5

Чем же «образовательное событие»  отличается от «мероприятия»?

          В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается «условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления». Для нас педагогов понятие «мероприятие» включает в себя праздники, развлечения, тематические вечера и другие виды музыкально-театрализованной деятельности. Вся подготовка и проведение мероприятий ложилась в основном на плечи музыкального руководителя и воспитателя. Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события,  вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов. 

Как мыслил Б.Д. Эльконин «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание».

Слайд 6

В комментариях к ФГОС (раздел 2, пункт 2.7.): «Содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях - например, в области социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития, или социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и т.д. Таким образом, определенная образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях.

В то же время, существуют примерные программы, которые подробно расписывают определенное образовательное содержание. Если Организация принимает за основу своей Программы такую примерную программу, следует сделать ссылку именно на эту Программу».

Слайд 7

Признаки образовательного события и его сущность.

Образовательное событие – это:

  • Значимое творческое действие.
  •  Открытие смысла происходящего для каждого участника.
  •  То, что развивает и то, что развивается.
  •  То, что вместе создается,  но индивидуально понимается.
  •  Способ жизнетворчества человека.
  •  Уникально, его нельзя повторить.

Необходимо четко понимать, какую идею хотим достичь вместе с детьми. Событие без продолжения не имеет смысла.

Признаки образовательного события:

  • яркое, запоминающееся, эмоциональное переживание, энергетика, желание вернуться в него снова,
  • дает положительный эффект,
  • решает многие проблемы,
  • базируется на принципиально новой идее,
  • ориентировано на будущее,
  • удовлетворяет потребности всех участников образовательного процесса,
  • погружение, концентрация в событие,
  • новизна, неповседневность,
  • человек хочет об этом рассказать, поделиться.

Слайд 8

В чем же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия  для создания «продукта совместной  деятельности», в ходе которого дети, совместно с родителями и педагогами проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.

Слайд 9

Чтобы образовательное событие соответствовало всем этим признакам, необходимо помнить ряд прописных истин и соблюдать их:

  • событие – не только творческая деятельность с возможностью импровизации, но и нормативная;
  • проблема (а без нее нет события) должна иметь значимый характер;
  • у участников события должна быть возможность выбора форм и характера личного участия;
  • событийность предполагает рефлексивную оценку авторами всей проделанной ими работы и приобретенного опыта. Авторы представляют проделанную работу, показывают ее результаты, демонстрируют компетентность.

Слайд 10

Характеристики образовательного события:

  • Участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта.
  • Событийность несет принципиально «недоопределенный» характер, тем самым неограниченно расширяясь и оставляя место для субъектного поведения участников, в том числе для определения и сопоставления полученных результатов.
  • Специально выстроенное пространство рефлексии позволяет участникам обнаруживать собственные успехи и дефициты (соответствие и разрывы между идеальным образом себя и идеальным), ставить задачи на собственное продвижение, находить или создавать ресурсы для этого.
  • Высокая интенсивность и при этом открытость событийных режимов задает энергетику, вызов, инициирующие возникновение субъектов.
  • Экстремальность задается и удерживается за счет не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, новые «особые» взрослые, особые места, расписание дня и так далее.
  • Во время реального образовательного события участники погружены в экстремальный режим, требующий действовать «на пределе» своих умений, времени, понимания и так далее.

Слайд 11

Три составляющие «Событийности»:

  1. Идея (создание яркого эмоционального всплеска, погружение в атмосферу праздника, новизна события и т.п.).
  2. Выбор (места действия, материала, команды и т.п., т.е. проявление инициативы со стороны ребенка).
  3. Качественные изменения, которые ожидают от детей в ходе образовательного события.

Слайд 12

Этапы осуществления образовательного события:

1 этап. Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом плане работы учреждения.

2 этап. Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.

3 этап. Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята готовят тематические материалы.

4 этап. Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения, творческая совместная деятельность. И как результат - оформление выставки продуктов деятельности.

5 этап. Рефлексия.  Навыки, применение «на себя». Эффект от участия в образовательном событии. По итогам проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями,  высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Слайд 13

Вывод: Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств. 

Слайд 14

Фото + "Мы даём уверенность в будущем, обеспечивая качество в настоящем»- девиз событийности.

Источники:

  1.  Интернет ресурсы. 
  2. Мануйлов Ю.С. «Язык «Со-» .-Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....

Конкурс! Образовательная область «Физическое развитие» Образовательное событие «С микробами я не дружу - я здоровьем дорожу! ( подготовительная группа)

Создание социальной ситуации развития в процессе совместной физкультурно-познавательной деятельности «С микробами я не дружу – я здоровьем дорожу!»....

Конспект образовательного события по рисованию для детей 1 младшей группы «Колобок» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Дети свободно располагаются по группе.Воспитатель поёт песенку колобка:Я колобок, колобок,                              ...

Конкурс. Практикум для слушателей ГМО на тему: «Образовательное событие – способ интеграции образовательного пространства для успешного познавательного развития воспитанников»

В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спе...

Образовательное событие как компонент оптимальной организации образовательного процесса

Это новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Это захватывающая, достаточно длительная игра, где участвуют все и дети, и педагоги, и родители....

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий»

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий».В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая с...