Проект "Моя семья"
методическая разработка (младшая группа)
Формированияя представления детей о семье и семейных традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_semya.docx | 248.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР Детский сад № 58
Паспорт проекта
«Моя семья»
Руководитель проекта:
воспитатель
Ананьева И. Г.
г. Озёрск, 2022 – 2023 уч.год
Образовательная область: социально – коммуникативное, физическое, познавательное, речевое и художественно – эстетическое развитие.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели и родители.
Типология проекта: практико-ориентированный, групповой, долгосрочный, познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта: (с 1 сентября 2022г. по 1 мая 2023г.)
Актуальность:
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные
представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребенок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого
человека, о семейных традициях и развитии их в современных условиях. Работа над
проектом имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь понять детям значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и к дому.
Проблемная ситуация: В наше время в силу сильной загруженности родителей уделяется мало внимания совместной деятельности детей и родителей. Многие родители, в силу своей не заинтересованности, не просвещенности, не знают свои «корни». Забываются семейные традиции. А ведь именно семья является для человека главным в жизни, именно в семье ребенок учится любить, заботится, именно семья является хранителем традиций.
Цель проекта: формирование представления детей о семье и семейных традициях.
Задачи проекта:
1. Учить детей называть членов своей семьи, их имена и профессии.
2. Формировать у детей речь в результате рассказывания о своей семье.
3. Развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности.
4. Расширять кругозор детей, знакомить с традициями семьи.
5. Воспитывать у детей уважительное отношение к своей семье.
6. Вовлекать родителей в образовательное пространство в группе.
Оборудование: фотоаппарат, гуашь, пластилин, цветная бумага, клей карандаш, альбом для рисования, картина: «Моя семья»; иллюстрации: «Порядок или беспорядок», «Мы должны беречь друг друга», «Семья»; картотека стихов о семье; произведения: «Сказка о глупом мышонке», «Семеро козлят»; атрибуты для сюжетно – ролевых игр: « Семья», « Дочки матери», « Бабушка приехала».
Продукт проекта: семейное древо своими руками.
Предполагаемые результаты проекта:
- Дети смогут рассказать о своей семье и традициях.
- Дети и родители будут уделять больше времени в кругу своей семьи .
- Дети познакомятся с профессиями своих родителей.
- Отношения у детей к своим родителям будет уважительнее, они будут меньше капризничать и скандалить при общении с близкими родственниками.
Планирование и организация деятельности
Месяц | Вид деятельности | Цели и задачи | Ответсвен-ные |
Первый этап – подготовительный | |||
Сентябрь 1-2 неделя | Подбор методической литературы; наглядно – дидактического материала по теме проекта. | Создание условий для реализации проекта. | Воспитатели. |
Сентябрь 3-4 неделя | Оформление альбома детей: «Моя семья» … | Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми. | Родители, дети |
Второй этап – основной | |||
Октябрь 1 неделя | 1. Создание семейных альбомов «Наша дружная семья» из рисунков или фотографий. | 1. Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми. | Воспитатели |
2. Беседа на тему: «Моя семья». | 2. Активизировать речь детей. | Воспитатели,родители. | |
Октябрь 2 неделя | Консультация для родителей: «Куда сходить с ребенком в выходные». | Просвещение и привлечение родителей к теме проекта. | Воспитатели. |
Октябрь 3 неделя | Рассказывание из личного опыта ребёнка с опорой на картинки «Как я провёл выходные». | Обогащение и расширение словарного запаса | Родители, дети. |
Октябрь 4 неделя | 1. Пальчиковая игра: «Моя семья». | Развивать мелкую моторику рук. | Воспитатели, дети. |
2. Подвижная игра «Найди свой дом». | Развивать двигательную активность детей. | ||
Ноябрь 1 неделя | Консультация для родителей: «Семья и семейные ценности» | Просвещение и привлечение родителей к теме проекта. | Воспитатели. |
Ноябрь 2 неделя | Оформление альбома или стенгазеты «Профессии наших родителей». | Закрепление знаний о профессиях наших родителей. | Воспитатели, родители. |
Ноябрь 3 неделя | Картотека стихов о семье. | Пополнение ПРС | Воспитатели. |
Ноябрь 4 неделя | 1. Заучивание стихов о семье. | Разучивание с детьми стихотворения по знакомым сюжетам. | Воспитатели, дети. |
2. НОД (лепка) « Дом» . (пластилиновые заплатки) | Развивать у детей сенсорные умения и способности аналитического восприятия, развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, закреплять понятие «круг». | Воспитатели, дети. | |
Декабрь 1 неделя | Консультация для родителей: «Роль бабушек в воспитании ребёнка» | Просвещение и привлечение родителей к теме проекта. | Воспитатели. |
Декабрь 2неделя. | Чтение произведения «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак. | Познакомить с содержанием произведения. Развивать внимание, память. | Воспитатели, дети. |
Декабрь 3 неделя | Дидактическая игра «Кого, как зовут». | Развивать мышление, память, речь. | Воспитатели, дети. |
Декабрь 4 неделя | Оформление стенгазеты «Моя семья» | Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми. | Родители, дети. |
Январь 2 неделя | 1. Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?» | Развивать мелкую моторику рук. | Воспитатели, дети |
2. Фотовыставка «Моя семья». | Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми. | Воспитатели, родители, дети. | |
Январь 3 неделя | Рассматривание картины «Моя семья» | Активизировать речь детей. | Воспитатели, дети. |
Январь 4 неделя | Беседа «Как зовут моих родителей» | Активизировать речь детей. | Воспитатели, дети. |
НОД (аппликация) «Наша дружная семья» | Учить располагать силуэты членов семьи на кончиках пальцев (силуэт руки на листе бумаги). | Воспитатели, дети. | |
Февраль 1 неделя | Рассматривание иллюстраций: «Порядок или беспорядок», «Мы должны беречь друг друга», «Семья». | Активизировать речь детей. | Воспитатели , дети. |
Февраль 2 неделя | Оформление альбома «Наши семейные традиции». | Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми. | Родители , .дети |
Февраль 3 неделя | Консультация для родителей: «Как привлечь папу к воспитанию ребенка». | Просвещение и привлечение родителей к теме проекта. | Воспитатели, дети |
Февраль 4 неделя | Совместная деятельность детей с папами «Мы с папой подарок маме смастерили и этим маму удивили». | Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми. | Родители, дети. |
Март 1 неделя | НОД Рисование « Бусы для мамы» . | Изготовление подарка для своих членов семьи; закрепить названия цветов . | Воспитатели, дети. |
Март 2 неделя | Чтение произведения «Волк и козлята» обработка А.Н.Толстого. | Познакомить с содержанием произведения. Развивать внимание, память. | Воспитатели, дети |
Март 3 неделя | Сюжетно – ролевые игры « Семья», « Дочки матери», « Бабушка приехала». | Развивать у детей умения взаимодействовать в игре с двумя-тремя действующими лицами (мама – дочка). | Воспитатели, дети. |
Апрель 1 неделя | НОД аппликация « Мама, папа, я- дружная семья». | Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. | Воспитатели, дети. |
Апрель 2 неделя | Фотовыставка: «Путешествуем всей семьёй». | Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми. | Воспитатели,родители, дети. |
Апрель 3 неделя | НОД (развитие речи) «Моя семья» | Выявить знания детей по теме «Семья», вызвать желание рассказывать о своей семье. | Воспитатели, дети. |
Апрель 4 неделя | Изготовление семейного древа своими руками. | Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми. | Родители, дети |
Третий этап – заключительный | |||
Май | Подготовка презентации проекта. | Отчёт о проделанной работе. | Воспитатель. |
Представление проекта на педагогическом совете | Презентация | Воспитатель Ананьева И.Г. |
Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе .
Тема "Моя семья"
Цель: выявить знания детей по теме «Семья», вызвать желание рассказывать о своей семье, создать радостное эмоциональное настроение;
Тема: «Моя семья»
Интеграция образовательных областей согласно ФГОС : социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: выявить знания детей по теме «Семья»,вызвать желание рассказывать о своей семье, создать радостное эмоциональное настроение;
Задачи:
Образовательные: закреплять представления детей о семье, как о людях, живущих вместе; продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в умении определять наименования родственных отношений между членами семьи.
Развивающие: развивать чувство гордости за свою семью, умение отгадывать загадки о членах семьи.
Воспитательные: воспитывать привязанность ребенка к семье, желание заботиться о близких, радовать их; умение слушать высказывания товарищей.
Ход занятия
В.: Ребята, давайте поприветствуем друг друга
Руку другу протяну,
Слово доброе скажу,(говорят друг другу)
С ним сердечно обнимусь
и конечно улыбнусь!
В.: Я приготовила для вас загадки. Слушайте внимательно.
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?...(мама)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …(папа)
Кто лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споёт,
И советы нам даёт? (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
В.: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А как назвать одним словом всех этих людей? (семья) Что такое семья(ответы детей)
В.: Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Давайте поиграем.
Словесная д/ игра «Назови ласково»(дети передают мяч друг другу и называют ласково членов своей семьи)
В.: У нас в группе есть фото-альбом «Моя семья», кто хочет рассказать о своей семье, ребята.(воспитатель помогает, спрашивает о членах семьи)
-С кем ты живешь?
-Кто самый старший в семье?
-Как зовут твою маму(папу, бабушку)
-Кто чем занимается в семье?
-Как о тебе заботятся родные?
-Как ты заботишься о членах своей семьи?.....
В.: Сейчас я посмотрю кто из вас лучший помощник
Этюды: «Постираем платочки», «Подметем пол», «Помоем посуду»
В.: Молодцы, все очень хорошие помощники для взрослых.
В семье вместе живут и взрослые и дети. И мы сейчас узнаем кто кому кем приходится.
Д/И «Кто кому кем приходится»( воспитатель бросает мяч и задает ребенку вопрос, ребенок отвечает и бросает мяч обратно)
-Кто ты для мамы? (папы)
-Кто ты для бабушки? (дедушки)
-Ты старший брат или младший?
-Кто ты для сестренки? и т. д.
В.: Ребята, семья должна быть у всех. Семьи бывают большие и маленькие, самое главное, чтобы все в семье любили друг друга , уважали, помогали друг другу, и не ссорились. Послушайте замечательное стихотворение
«Семья-большое счастье»
(Натали Самоний)
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой -
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры...
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог -
Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье -
Подарок самый-самый
В.: А наши пальчики тоже семья и они хотят поиграть.
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вся моя семья
В.: Ребята, давайте порадуем всех наших мам, пап, бабушек, дедушек, которые приходят за детьми в детский сад и нарисуем все вместе в подарок нашим родным красивое солнышко с лучиками- ладошками, и на каждом лучике-ладошке напишем какая у вас семья.
(дети рисуют солнце ладошками, воспитатель записывает что говорят дети о своей семье, вечером презентация родителям)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....