Методическое пособие "Инновации развивающей среды для организации театральной деятельности в детском саду"
методическая разработка
Методическое пособие "Инновации развивающей среды для организации театральной деятельности в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 168.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №6» имени Героя Советского Союза Александра Матвеевича Матросова
Методическое пособие
«Инновации развивающей среды для организации театральной деятельности в детском саду»
Составитель: С.П. Баландина
г. Тольятти 2022
Содержание
Введение
Принципы предметно-развивающей среды театральной зоны
Виды театров
Организация центра театрализованной деятельности
Содержание уголков для разных возрастных групп по видам театрализации
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением и реализацией нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие «развивающая среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
К настоящему времени в отечественной дошкольной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.) Особенностью этих исследований является акцентирование внимания на построении предметно-игровой среды, что предполагает поиск новых подходов к ее организации в дошкольном учреждении, работающем в новых условиях — в русле личностно-ориентированной концепции.
Театрализованная деятельность — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.
Театральный уголок — важный объект развивающей среды детского сада. Каждый элемент оформления пространства группы имеет огромное значение, поскольку влияет на формирование у детей эстетического вкуса. И, конечно, любая деталь обстановки должна нести смысловую нагрузку. Чтобы театральный уголок отвечал этим требованиям, его структуру и содержание следует тщательно продумать.
Как же организовать и оформить предметную среду для театральной деятельности в соответствии с ФГОС ДО?
Определяющим моментом при организации развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности должны быть цели, задачи и способы её реализации.
Цель: Создать условия для того, чтобы включить ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества.
Задачи:
1. Оформить предметную среду для театральной деятельности.
2. Создать условия для знакомства детей с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, куклы, игрушки, декорации для различных видов театра).
3. Сформировать у детей представление о видах театрального искусства: драматического, кукольного, музыкального и т. д. (Видеомагнитафон, видеокассеты с записями спектаклей, телевизор, игрушки и декорации для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, кукольный и т. д.).
4. Организовать уголок сказки, для моделирования условий, приближённых к сюжету спектакля - сказки (декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д.).
5. Создать условия для формирования у детей интереса к театральному искусству (маски, атрибуты, персонажей спектаклей, костюмы)
6. Создать условия для игры в театр, вводить детей через игру в мир театра и художественных образов (ширмы, иллюстрации, костюмы, маски, грим, парики, макет театра, афиши, программки, билеты)
7. Создать условия для занятий детей над образами персонажей спектакля, посредством выразительных средств: интонации, мимики, жестов (зеркала, грим, парики, костюмы, маски, атрибуты и т. д.) .
8. Организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш и т. д. ;
9. Оборудовать её необходимыми материалами: красками, кистями, карандашами, бумагой, ножницами, бросовым материалом, тканью, фольгой и т. д.
10. Создать условия для уголка уединения (тихого уголка, где ребёнок сможет побыть один, выбрать себе занятие по выбору.
11. Подобрать игрушки, оборудование и материалы, удовлетворяющие полоролевые и возрастные интересы и потребности детей.
Принципы предметно-развивающей среды театральной зоны
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности следует опираться на следующие принципы.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
• Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия. Кроме того, соблюдаемый принцип активности, самостоятельности и творчества детей, потребует такого расположения предметов в пространстве, при котором дети могут самостоятельно пользоваться ими - доставать, играть, выполнять другие какие-либо действия и убирать на место.
• Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д., выбирать то, что ему по душе.
• Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
• Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.
Придерживаясь этих принципов в создании театральной зоны необходимо включать как можно больше видов театра, чтобы ребёнок мог выбрать и претворить свою задумку.
Виды театров
Кукольный театр - особая игровая форма взаимодействия ребёнка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребёнок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театральной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желания детей познавать мир, отражает его в образах - символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально - чувственную и нравственную сферы. Как зрелищное, яркое представление, кукольный театр всегда радость для детей, он долгожданный праздник, которого с нетерпением ждут дети.
1. Театр на руке.
Куклы, надевающие на палец - самые маленькие артисты кукольного театра. Ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширмой или просто, продвигаясь свободно по комнате.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показать один ребёнок с помощью своих пальцев. Этот вид театра способствует развитию мелкой моторики.
Перчаточные куклы. Иначе его называют театр бибабо или петрушечный театр. Эти куклы ребёнок надевает на руку. При этом указательный палец проходит в голову. движения головы, рук, туловища осуществляется с помощью движения пальцев кисти руки, что способствует развитию моторики руки ребёнка. Бибабо — кукла, состоящая из головы и костюма-перчатки. В голове есть отверстие под указательный палец, а руки управляются средним и большим пальцами.
Куклы – варежки. Куклы варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Дети любят обыгрывать их, из-за простоты в обращении (не надо указательным пальцем держать голову). Разговаривая от лица куклы, ребёнок легко входит в контакт и развивает коммуникативную речь.
2. Картонажный театр
Фланелеграф. Из стендовых театров самый популярный - фланелеграф. Для фланелеграфа можно использовать современные книжки - малышки. В них яркие прорисованные картинки. Наклеенные на фланель, их можно разложить в прозрачные папки, что позволяет ребёнку без труда находить по ходу сказки нужного персонажа. При подборе сказок нужно опираться на то, что картинки статичны и не могут передать движения героев. Например: нельзя убедительно показать сказку "Теремок", так, как герои сказки не могут входить в теремок и выглядывать из него, что достаточно важно для этой сказки.
Картиночный театр. Большой популярностью у детей пользуется "картонный театр" на столе. Все фигурки можно сделать из ДВП, закрепив на подставочку. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающимися, действующими, они получат ещё большее удовольствие. Картинки, соответствующие выбранному сюжету, расставляют на столе, затем, читая сказку или рассказ, передвигают в данных декорациях картинки - персонажи. Такое представление помогает более яркому восприятию литературного произведения, развивает пространственное и образное восприятие детей. В таком театре на сцене могут находиться различные фигурки, передвигаться в разных направлениях. Репертуар театра картинок очень разнообразен; можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения, песенки.
Театр игрушек. Небольшие, интересные сценки можно разыгрывать, используя обыкновенные игрушки. Здесь могут быть использованы как игрушки, которыми они пользуются в повседневной игре, так и специально подобранные игрушки. Дети очень любят мелкие игрушки и специально для театра можно приобрести наборы игрушек со сказочными героями. Они с удовольствием их обыгрывают.
Конусный театр. Это более устойчивая разновидность картиночного театра. Этот театр изготавливается из картона, где за основу (туловища) берётся конус, а к нему крепятся детали (руки, голова, хвост). Чтобы театр использовался как можно дольше, можно изготовить его не из картона и бумаги а, связав кукол.
Конусные театр на верёвочке. Этот театр также изготавливается на основе конуса, но управляемый сверху, с помощью верёвочки, что позволяет добавить кукле ноги. Дети любят этот театр за то, что в нём необычные герои (принцесса, король, Иванушка-дурачок, Емеля, Василиса прекрасная, Алёнушка, шут и т. д.)
Смешарики. Один из любимых театров современных детей. Он близок к ним так, как они часто смотрят мультфильмы с этими героями. Это положительные герои. В своих мультфильмах они учат честности, умению дружить, правильно оценивать свои поступки. Кроме того они дают в игровой форме новые знания, а ребёнок обыгрывая этих героев подражает им, закрепляет полученные знания.
3. Напольная кукла
Она относится к театру низовых кукол. Она обладает большими возможностями: может показать какие-то движения, наклониться над рисующим ребёнком и посмотреть чем он занимается и т. д. Работать с такой куклой очень интересно. Её водит в "открытую" воспитатель. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) связанные ладошки и резинки на обуви, в которые вставляются ладони и ступни. Голову такой куклы можно повесить на шею с помощью верёвки.
4. Шапочки для игры драматизации
Игра драматизация - это игра, которая не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. В игре драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по - своему.
Для перевоплощения и вхождения в роль в игре драматизации и творческой игре используются - шапочки. Но маски из бумаги очень не прочны и при частом использовании быстро рвутся. Поэтому можно сшить шапочки из драпа. Они долговечны и удобны тем, что при движении не спадают с головы, но пошив таких шапочек - очень трудоёмкий процесс, поэтому можно вязать шапочки из пряжи. За счёт вязки они легко одеваются на любую детскую голову и сидят очень устойчиво (что очень важно для детей) и помогает комфортно обыгрывать роль.
Ширма - является сценой театра кукол. Ширму изготовила из трёх частей и двустороннюю. С одной стороны кавролин (для фланелеграфа),с другой - декорация на тему сказок. Она небольшая и лёгкая (изготовлена из ДВП). Это позволяет детям самостоятельно пользоваться ей, превращая её по своему усмотрению - то просто в сцену с занавесом, то в ширму, то в доску для фланелеграфа.
Организация центра театрализованной деятельности
Содержание театрального уголка определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. В соответствии с требованиями документа уголок как средство осуществления театрализации должен способствовать:
• тренировке памяти, процессов мышления;
• выработке социально-культурных и познавательных навыков;
• речевому и физическому развитию;
• воспитанию культуры познания себя и окружающих людей.
Работа в театральном уголке, кроме всего прочего, воспитывает в детях чувство товарищества.
Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:
- картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
- игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
- ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
- реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
- материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
- маски;
- костюмы;
- книги;
- фонотека;
- стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей необходимо учитывать:
• предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каждого ребенка.
• особенности эмоциональной личности ребенка,
• его индивидуальные социально-психологические особенности;
• индивидуальные предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• поло-ролевые особенности.
• соблюдение принципов построения развивающей игровой среды
• соответствие возрастным особенностям детей
• выполнение правил техники безопасности
• эстетическое оформление игрового оборудования.
Театральный уголок организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещенное в уголке оборудования позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено, выделить отдельные места для уголков (театра, окружающего мира и т. д.) бывает довольно сложно. Поэтому воспитатель может объединить образовательные центры в комплекс. Например, для направлений театра, изобразительной деятельности и музыки можно организовать единый художественно-творческий уголок. При этом нельзя забывать о том, что предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:
• мобильности (материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации);
• сменяемости (содержание уголка должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов);
• доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка);
• эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными).
Театральный уголок должен быть обязательно поделён на зоны.
При зонировании уголка важно учитывать, что ширма и костюмерная с реквизитом — обязательные элементы, остальные организуются по усмотрению педагога:
o костюмерная;
o гримёрная;
o мастерская по созданию декораций, кукол и других атрибутов;
o зона для зрителей;
o книги, аудио- и видеоматериалы;
o ширма;
o шкаф для хранения кукол;
o участок, представляющий результативность работы группы в области театрализации.
Очень удобно будет, если в театральном уголке разместить стол или шкафчик с полками, на которых можно располагать материалы и кукол.
В оформлении театрального уголка в детском саду ключевую роль играет так называемая кукла-зазывалка. Это своего рода талисман и хранитель театрального уголка, вызывающий у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница в любом виде театрализованной деятельности. В качестве этого предмета может выступать любой персонаж из сказки. Он может быть даже вымышленным, главное, чтобы он всегда был на видном месте. Желательно, чтобы этот атрибут театра находился всегда в театральном уголке и занимал центральное положение. Еще лучше, если он будет принимать участие в постановках или выступать в роли зрителя. Она не только зазывает в сказку, но и может помочь в знакомстве детей с основами театра.
Необходимо продумать не только содержательную сторону наполнения (какие куклы, маски и приспособления будут в уголке), но и то, из чего и как все эти элементы могут быть изготовлены. Многое можно купить в готовом виде, но что-то проще и полезнее сделать самостоятельно. К изготовлению некоторых предметов стоит привлечь детей.
Для развития у старших воспитанников творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям научиться создавать выбранный образ, делая его более ярким и эмоциональным. Карточки с алгоритмом перевоплощения должны быть оформлены красочно,
в доступной для детей форме.
Примеры алгоритмов перевоплощения в роль.
Девочка — красная шапочка — корзинка — пирожки = Красная шапочка.
Девочка — платок — юбка/фартук — палочка = Бабушка.
Для развития у старших воспитанников творческого воображения и связной речи в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут самостоятельно воспроизводить сказку, опираясь на модель - сюжетные картинки. Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс — придумывать новую сказку, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:
Виды алгоритмов по развитию сказочного сюжета:
— По сюжетной линии знакомой сказки;
— Со свободным сюжетом. Детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку.
Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:
— Волшебные шкатулка, коробочка/мешочек (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
— Волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);
— Волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
— Волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Содержание уголков для разных возрастных групп по видам театрализации
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра. Содержание театральных уголков и наличие в них различных видов театров зависит от возрастных особенностей детей.
Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. | Задача — тренировать координацию, мелкую моторику. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. | Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон), куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. | Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. | Задача - освоение тонкостей актерской деятельности, развитие творчества. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. |
Такое разделение является весьма условным: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагогу необходимо ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.
Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Для младшего возраста | Для среднего возраста | Для старшей группы | Для подготовительной группы |
|
|
|
|
Оснащение театрального уголка
для 1-ой младшей группы | Театрально-игровое оборудование: ширма, атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки; Куклы бибабо; «Пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка); Настольный театр плоскостных игрушек (образы людей, животных); Театр для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок») Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан |
для 2-й младшей группы | Театрально-игровое оборудование: ширма, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок. Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, бусы и прочее); Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски диких и домашних животных, маски сказочных персонажей; Театр для показа детям инсценировок по сказкам («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» , «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»); «Пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора; Различные виды настольного театра; Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности. |
для средней группы | Театрально-игровое оборудование: большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра; стойка-вешалка для костюмов. Костюмы , маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок, игр-драматизаций; Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, тростевой, кукольный, настольный, перчаточный), куклы бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям), а для ребенка (перчаточные или пальчиковые); Набор театральных игрушек, которые могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, ткани, картона, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры.) Тематика набора театральных игрушек определяется образовательной программой. Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности. |
для старшей группы | Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, в том числе изготовленные детьми, стойка-вешалка для костюмов; Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок; Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра: пальчиковый, куклы бибабо, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы и др. Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания фона в процессе театрально-игровой деятельности. |
для подготовительной группы | Для детей 6-7 лет игровой материал театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях. |
Заключение
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, раскрыть индивидуальные способности ребёнка, демонстрируя неожиданные грани его характера.
Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.
Организуя развивающую предметно-пространственную среду в детском саду, необходимо дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Создавая театральный уголок в группе, мы пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
При оформлении игрового пространства для образовательной театральной деятельности нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!
Список литературы
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
4. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – 126 с.
5.Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. (Текст) / С. Л. Новоселова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.
6. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС» 2007. — 128 с., ил.
7. Е.О. Смирнова, Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду М.: Русское слово, 2016г.
8.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.
9.Ярыгина О. Г. Мастерская сказок М.:2010г.
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/274199-organizacija-predmetno-razvivajuschej-sredy-d
.https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-v-teatralizovannoy-deyatelnosti-2086325.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерное наполнение зон театрального уголка
Название зоны | Наполнение |
Костюмерная | Национальные костюмы, костюмы домашних и диких животных, птиц, шляпы, колпаки, перчатки, корзинки и прочее. |
Гримёрная | Аквагрим, парики, пенсне и прочее. |
Зона для зрителей | Стулья, касса, звонок. |
Зона для изготовления декораций | Краски, ленты, бросовый материал, бумага и прочее. |
Шкаф для хранения разных видов кукол | Ростовые, марионетки, персонажи настольного театра, фланелеграф, пальчиковый театр, бибабо, театр ложек с указанием имён персонажей. |
Книжная зона | Книги по актуальным темам, в том числе самодельные, книжки-панорамы, журналы, настольные игры. |
Музыкальная зона | Аудиотека, видеоматериалы, попевки (небольшие произведения с простой мелодией), частушки, песенки и пр. |
Ширма | Для пальчикового театра, для театра теней (старый телевизор и 2 лампы), перегородка, соответствующая росту малыша. |
Зона для расположения афиш и результатов работы по театрализации | Стенды, фото, рисунки, поделки и прочее. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды деятельности, возможные в театральном уголке
Вид деятельности | Содержание |
Игровая | Театрализованные игры, игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки, режиссёрские игры, игры со строительным материалом, дидактические игры (с предметами, подвижные, сочинение сценариев и пр.). |
Чтение и обсуждение литературных произведений | Свободное общение, решение проблем, описанных в сюжете, оформление выставок рисунков, поделок по темам и пр. |
Рассматривание иллюстраций | Просмотр и обсуждение иллюстраций к различным художественным произведениям и т. п. |
Общение | Обсуждение, составление сценариев, игры, в том числе викторины после просмотра спектаклей и т. д. |
Познавательные элементы | Получение знаний о театре, профессиях с ним связанных, знакомство с жанрами театральных спектаклей и т. д. |
Продуктивная работа | Создание декораций, костюмов, иллюстраций к произведениям и пр. |
Музыкальное оформление | Шумовой оркестр, танцевальные этюды, исполнение песенок, частушек и пр. |
Просмотр и обсуждение спектаклей | Включить перечень спектаклей. |
Разыгрывание сказок | Перечислить сказки |
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики | Дать названия упражнений и прописать их цели. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Идеи для изготовления предметов реквизита
Что | Из чего можно сделать |
Виды театров и кукол | |
Настольный театр | Игрушки-куклы можно делать из картона или бумаги. Для настольного театра их можно склеить из двух частей и установить на подставки из пластика, дерева или толстого картона. Ещё один способ — наклеить изображение на конус или цилиндр. |
Пальчиковый театр | Кукол можно создать с помощью бумаги или ткани, украсив нитками, пуговицами, тесьмой и пр. Можно также некоторых персонажей связать. |
Перчаточные куклы | Одну перчатку прошивают на уровне пальцев с изнанки, выворачивают и, набив ватой или синтепоном и украсив, пришивают ко второй. |
Танцующие игрушки, марионетки из картона | Из картона вырезаются отдельные детали: туловище, руки, ноги. После чего элементы соединяются нитками или проволокой. |
Бибабо | Кукол бибабо можно изготовить из капроновых чулок. |
Театр на фланелеграфе | Персонажи для театра на фланелеграфе из фетра. |
Театр на ложках (пластиковых или деревянных) | На основу наклеиваются детали из картона, которые затем драпируются тканью и украшаются. Можно также использовать акриловые краски, пластилин и другие материалы. |
Напольные куклы | Мягкие куклы в рост ребёнка шьются также, как обычные мягкие игрушки. При необходимости в куклу можно вставить элементы каркасной основы (чтобы туловище не гнулось), а также пришить петли, чтобы ребёнку было проще управлять куклой. |
Платковые куклы | К картонной голове пришивается широкая лента, а снизу она нашивается на платок или платье с рукавами. Ребёнок надевает такой костюм и управляет персонажем, с помощью резинки, которая крепится к рукаву. |
Театр теней | Голова персонажа вырезается из картона, к ней крепится бумажная трубочка для указательного пальца актёра. Проколом намечаем глазки. Для представлений необходимы старый телевизор и лампа, которая будет направлять источник света. |
Общий и дополнительный реквизит | |
Декорации | Деревья, солнце, поляна и прочее выполняются из плотной бумаги и наклеиваются на картон-основу. |
Занавес | Занавес изготавливается из гофрированной бумаги или обычной ткани. |
Ширма | Может быть из дерева или из толстого картона. |
Программки | Книжки-панорамы можно использовать, например, в качестве программки для постановки. |
Билетики | Билетики делаются из бумаги или картона, а затем ламинируются или оклеиваются скотчем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в организации театральной деятельности в детском саду
создание театрального уголка в своей группе. Приобщение детей к театральному искусству, обучение приемам кукловождению....
Организация развивающей среды в младших и средних группах детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствоват...
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...
Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...
Выступление на педагогическом совете: «Формы организации театральной деятельности в детском саду».
Одним из эффективных видов деятельности, влияющих на формирование творческих способностей в условиях детского сада, является театральная деятельность. В нашем детском саду созданы все условия для разв...
Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)...