Организация развивающей среды в младших и средних группах детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол
методическая разработка по теме
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей среды
в младших и средних группах
детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Предметно развивающая среда группы организуется с учётом возможности для детей играть и заниматься не только со всей группой, но и отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Задача воспитателя – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
В связи с этим предметно-развивающая среда в групповых помещениях нашего детского сада организована педагогами рационально, содержит не только стационарную, но и мобильную мебель. Имеются разнообразные материалы для развивающих игр и занятий, в соответствии с федеральными государственными требованиями реализуемых образовательных программ и служат удовлетворению потребностей и интересов детей, что дает им возможность чувствовать себя комфортно, имеет свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной, театрализованной и других видов деятельности.
У детей младших групп активно развивается двигательная и речевая деятельность, однако движения слабо скоординированы. Поэтому пространственная организация развивающей среды в младших группах учтена полностью. Для стимулирования двигательной активности в группе имеется мягкие модульные комплексы, где дети с удовольствием упражняются в подлезании, перелезании, пролезании. Модульные комплексы в младших группах имеют бесконечные возможности для развития двигательных навыков детей.
В центре сенсорики имеется множество пособий: наборы мелких деревянных и пластмассовых игрушек, мягкие пазлы, пирамидки, шнуровки, матрешки, вкладыши, игрушки-забавы. Все эти игрушки хранятся на полках, к которым ребенок имеет свободный доступ.
В центре строительно-конструктивных игр в достаточном количестве настольного конструктора, напольного и конструктора «Лего». Свободное пространство на ковре дает возможность сооружать несложные постройки, в которые дети любят забираться. Для обыгрывания построек в младших группах имеются как мелкие, так и яркие крупные игрушки.
Игра – это любимое занятие для малышей. Любят воспитанники играть с крупными игрушками, привлекает их внимание игры с дидактической куклой «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Искупаем куклу», «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле одежду».
В младших группах отведено место для игр с песком, водой, красками. Для этого используется специальный стол с емкостями. Дополнительно для игр с песком и водой имеются мелкие надувные и резиновые игрушки, плавающие игрушки, формочки, совочки, ведерочки, штамповки и коробочки для пускания мыльных пузырей.
В центре грамотности имеются книжки с яркими крупными и мелкими картинками, альбомы с иллюстрациями по темам: семья, животные, времена года; предметные картинки.
В младшем возрасте ребенок начинает познавать окружающий, природный мир, окружающих людей и себя. Для более ясного ознакомления с этими представлениями педагоги используют дидактические пособия с выражением различных эмоциональных состояний, в раздевалке оформлена стена под названием «Здравствуйте, я пришел!», где вывешиваются фотографии детей и когда ребенок приходит в детский сад, то он ее открывает, практикуется прикреплять семейную фотографию на детскую кроватку.
Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр располагаем недалеко друг от друга. Ширмы помогают организовать игровое пространство. В театре располагаются театр настольный, небольшая ширма, пальчиковый и плоскостной настольный театр. Рядом большое зеркало и атрибуты для ряженья, где дети переодеваются, наблюдают в зеркало изменения своего облика.
В центре искусства располагаются полки, на которых стоят гуашь, кисточки, бумага, трафареты, салфетки и доски с разноцветными фломастерами. Рядом находится полка с музыкальными игрушками, детские музыкальные инструменты, атрибуты для музыкальных игр, погремушки: шумелки, гремелки, маракасы. В группе имеются технические средства для прослушивания детских произведений: песен, сказок.
В средней группе сохраняются некоторые особенности развивающей среды младшей группы но в тоже время вносим изменения, характерные этому возрасту.
Чтобы избежать скученности детей, делим группу на части. Для этого построили в группе отдельный домик для игры в семью, отвели место для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», у мальчиков отдельное пространство для игр с машинами.
Пятилетний ребенок большое значение придает игрушкам. Поэтому мы стараемся, чтобы игрушки в этих группах были разнообразные: куклы разных полов, мягкие игрушки, посуда, разнообразные виды транспорта. Для развития у детей воображения используем предметы - заместители, например: палочка – термометр, шарик – помидор, кирпичик – хлеб и т.д. В уголке ряженья к костюмам добавляем украшения (бусы, короны, браслеты), детали для обозначения профессии (галстук, различные головные уборы, шарфы, парики), добавляем в уголок ряженья маски сказочных героев, животных.
Дополняется и центр науки, он включает в себя уголок природы, экологический уголок с большим количеством растений с красивыми листьями различной формы, цветущие ,не требующие сложного ухода. Они размещаются на специальных подставках на хорошо освещенных местах, здесь же хранится оборудование для ухода за растениями. Имеются объекты для экспериментирования: миски с водой и песком, камешки, плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, лупа, микроскоп и т.д. Все материалы располагаются так, чтобы дети могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах. Имеется «Волшебный сундучок» с природными материалами (шишки, семена, орехи, камушки, ракушки и т.д.).
Педагоги при планировании среды в средней группе учитывают 4-х летний возраст как наиболее важный период развития знаково-символической функции сознания, важный этап для умственного развития в целом и формировании готовности к школьному обучению. В средней группе используем знаковую символику и алгоритмы для обозначения предметов, действий и их последовательности. В интерьер группы хорошо вписывается схема-маршрут, на которой обозначены детский сад, улицы и дома, где живут дети группы, что позволяет закрепить знания детей о названиях улиц и домашнем адресе.
В связи с тем, что в среднем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к развитию речи, окружающему миру, воспитатели заботятся о расширении кругозора у дошкольников. Для оформления центра грамотности, педагоги оборудовали: книжный уголок с большим количеством детской художественной литературы познавательного содержания, детские энциклопедии, справочная литература с большим количеством иллюстраций, игры и оборудование обучающего характера: азбука на магнитах, буквенный фриз, цифры на магнитах и фланелеграфе. Педагоги изготовили большое количество развивающих и познавательных игр, которые хранятся в доступном для детей месте.
Таким образом, правильно организованная и подобранная развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Статью подготовили воспитатели:
Ряполова Юлия Вячеславовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет на тему : "70 лет со дня освобождения города Старый Оскол от немецких захватчиков""
Буклет для родителей и воспитателей ДОУ на тему: "70 лет со дня освобождения города Старый Оскол от немецких захватчиков"...

Анализ-описание предметно-развивающей среды младшей разновозрастной группы детского сада.
Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов...

Презентация. "Военные памятники города Старый Оскол".
Презентация. "Военные памятники города Старый Оскол"....

Презентация Мой любимый город Старый Оскол
Презентация содержит материал по патриотическому воспитанию дошкольников и предназначена для старших и подготовительных групп, с целью сохранения исторического наследия Староосколья и приобщение детей...

Организация развивающей среды в группе среднего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития
Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе среднего дошкольного возраста в области художетсвенно-эстетического развития....

Презентация и конспект на тему:город Старый Оскол-город Воинской Славы
Конспект занятия и презентация для города Старый Оскол...