Организация развивающей среды в младших и средних группах детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол
методическая разработка по теме

Ряполова Юлия Вячеславовна

 

     Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является  среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей среды

в младших и средних группах

детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол

             

     Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является  среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Предметно развивающая среда группы организуется с учётом возможности для детей играть и заниматься не только со всей группой, но и отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Задача воспитателя – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

   В связи с этим предметно-развивающая среда в групповых помещениях нашего детского сада организована педагогами рационально, содержит не только стационарную, но и мобильную мебель. Имеются разнообразные материалы для развивающих игр и занятий, в соответствии с федеральными государственными требованиями  реализуемых образовательных программ и служат удовлетворению потребностей и интересов детей, что дает им возможность чувствовать себя комфортно, имеет свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной, театрализованной и других видов деятельности.

              У детей младших групп активно развивается двигательная и речевая деятельность, однако движения слабо скоординированы. Поэтому пространственная организация развивающей среды в младших группах учтена полностью. Для стимулирования двигательной активности в группе имеется мягкие модульные комплексы, где дети с удовольствием упражняются в подлезании, перелезании, пролезании. Модульные комплексы в младших группах имеют бесконечные возможности для развития двигательных навыков детей.

              В центре сенсорики имеется множество пособий: наборы мелких деревянных и пластмассовых игрушек, мягкие пазлы, пирамидки, шнуровки, матрешки, вкладыши, игрушки-забавы. Все эти игрушки хранятся на полках, к которым ребенок имеет свободный доступ.

              В центре строительно-конструктивных игр в достаточном количестве настольного конструктора, напольного и конструктора «Лего». Свободное пространство на ковре дает возможность сооружать несложные постройки, в которые дети любят забираться. Для обыгрывания построек в младших группах имеются как мелкие, так и яркие крупные игрушки.

              Игра – это любимое занятие для малышей. Любят воспитанники играть с крупными игрушками, привлекает их внимание игры с дидактической куклой «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Искупаем куклу», «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле одежду».

              В младших группах отведено место для игр с песком, водой, красками. Для этого используется специальный стол с емкостями. Дополнительно для игр с песком и водой имеются мелкие надувные и резиновые игрушки, плавающие игрушки, формочки, совочки, ведерочки, штамповки и коробочки для пускания мыльных пузырей.

              В центре грамотности имеются книжки с яркими крупными и мелкими картинками, альбомы с иллюстрациями по темам: семья, животные, времена года; предметные картинки.

              В младшем возрасте ребенок начинает познавать окружающий, природный мир, окружающих людей и себя. Для более ясного ознакомления с этими представлениями педагоги используют дидактические пособия с выражением различных эмоциональных состояний, в раздевалке оформлена стена под названием «Здравствуйте, я пришел!», где вывешиваются фотографии детей и когда ребенок приходит в детский сад, то он ее открывает, практикуется прикреплять семейную фотографию на детскую кроватку.

             Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр располагаем недалеко друг от друга. Ширмы помогают организовать игровое пространство. В театре располагаются театр настольный, небольшая ширма, пальчиковый и плоскостной настольный театр. Рядом большое зеркало и атрибуты для ряженья, где дети переодеваются, наблюдают в зеркало изменения своего облика.

              В центре искусства располагаются полки, на которых стоят гуашь, кисточки, бумага, трафареты, салфетки и доски с разноцветными фломастерами. Рядом находится полка с музыкальными игрушками, детские  музыкальные инструменты, атрибуты для музыкальных игр, погремушки: шумелки, гремелки, маракасы.  В группе имеются технические средства для прослушивания детских произведений: песен, сказок.  

              В средней группе сохраняются некоторые особенности развивающей среды младшей группы но в тоже время вносим изменения, характерные этому возрасту.

              Чтобы избежать скученности детей, делим группу на части. Для этого построили в группе отдельный домик для игры в семью, отвели место для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», у мальчиков отдельное пространство для игр с машинами.

              Пятилетний ребенок большое значение придает игрушкам. Поэтому мы стараемся, чтобы игрушки в этих группах были разнообразные: куклы разных полов, мягкие игрушки, посуда, разнообразные виды транспорта. Для развития у детей воображения используем предметы - заместители, например: палочка – термометр, шарик – помидор, кирпичик – хлеб и т.д. В уголке ряженья к костюмам добавляем украшения (бусы, короны, браслеты), детали для обозначения профессии (галстук, различные головные уборы, шарфы, парики), добавляем в уголок ряженья маски сказочных героев, животных.

             Дополняется и центр  науки, он включает в себя уголок природы, экологический уголок с большим количеством растений с красивыми листьями различной формы, цветущие ,не требующие сложного ухода. Они размещаются на специальных подставках на хорошо освещенных местах, здесь же хранится оборудование для ухода за растениями. Имеются объекты для экспериментирования: миски с водой и песком, камешки, плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, лупа, микроскоп и т.д. Все материалы располагаются так, чтобы дети могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах. Имеется «Волшебный сундучок» с природными материалами (шишки, семена, орехи, камушки, ракушки и т.д.).

              Педагоги при планировании среды в средней группе учитывают 4-х летний возраст как наиболее важный период развития знаково-символической функции сознания, важный этап для умственного развития в целом и формировании готовности к школьному обучению. В средней группе используем знаковую символику и алгоритмы для обозначения предметов, действий и их последовательности. В интерьер группы хорошо вписывается схема-маршрут, на которой обозначены детский сад, улицы и дома, где живут дети группы, что позволяет закрепить знания детей о названиях улиц и домашнем адресе.

              В связи с тем, что в среднем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к развитию речи, окружающему миру, воспитатели заботятся о расширении кругозора у дошкольников. Для оформления центра грамотности, педагоги оборудовали: книжный уголок с большим количеством детской художественной литературы познавательного содержания, детские энциклопедии, справочная литература с большим количеством иллюстраций, игры и оборудование обучающего характера: азбука на магнитах, буквенный фриз, цифры на магнитах и фланелеграфе. Педагоги изготовили большое количество развивающих и познавательных игр, которые хранятся в доступном для детей месте.

   Таким образом, правильно организованная и подобранная развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Статью подготовили воспитатели:

Ряполова Юлия Вячеславовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет на тему : "70 лет со дня освобождения города Старый Оскол от немецких захватчиков""

Буклет для родителей и воспитателей ДОУ на тему: "70 лет со дня освобождения города Старый Оскол от немецких захватчиков"...

Анализ-описание предметно-развивающей среды младшей разновозрастной группы детского сада.

Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие  широкого круга детских интересов...

Мой город - Старый Оскол

Презентация о городе Старый Оскол....

Презентация. "Военные памятники города Старый Оскол".

Презентация. "Военные памятники города Старый Оскол"....

Презентация Мой любимый город Старый Оскол

Презентация содержит материал по патриотическому воспитанию дошкольников и предназначена для старших и подготовительных групп, с целью сохранения исторического наследия Староосколья и приобщение детей...

Организация развивающей среды в группе среднего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития

Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе среднего дошкольного возраста в области художетсвенно-эстетического развития....

Презентация и конспект на тему:город Старый Оскол-город Воинской Славы

Конспект занятия и презентация для города Старый Оскол...