Профориентация в детском саду
презентация к уроку (старшая группа)
Профориентация в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_professiyam.docx | 16.39 КБ |
gorod_professiy11.pdf | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Профориентация в детском саду
Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию.
Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.
Профориентация – понятие для дошкольного образования относительно новое. Для того, чтобы познакомить детей с основными видами профессиональной деятельности, используется множество приемов. Воспитатели задействуют художественную литературу: читают и учат стихи, загадки, поговорки, используют прикладной материал, игры-квесты.
Формы совместной деятельности педагогов и дошкольников
Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой. Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов:
название вида деятельности;
одежда (форма);
обязанности работника;
черты характера и личностные качества;
плоды труда и его польза для людей.
Следует не только акцентировать внимание детей на каждом из этих информационных блоков, но и побуждать их к обратной связи. Для этого нужно с помощью наводящих вопросов подталкивать их к самостоятельным рассуждениям и выводам (например, «Как вы думаете, почему у врача халат белого, а не черного цвета?»). Экскурсия
Для экскурсии с профориентационной целью воспитатели ДОУ обычно выбирают какое-либо предприятие или учреждение. К примеру, можно отвести детей в ближайший магазин или супермаркет и познакомить их с профессиями продавца-консультанта и кассира. Если такой возможности нет (в связи с карантином либо другими ограничениями), можно устроить экскурсию в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза и директора.
Наблюдение – вспомогательная форма профориентационной работы. Она всегда задействуется в комплексе с основной – экскурсией, выставкой или игрой. Представляет собой организованный воспитателем процесс восприятия дошкольниками объектов и субъектов, которые их окружают. Для достижения желаемых результатов он должен быть достаточно продолжительным и регулярно повторяемым. Основная цель наблюдения в рамках профессиональной ориентации – получение практически значимой информации о профессии и орудиях труда, их предназначении и применении. К примеру, непосредственно в ДОУ дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете во время выполнения обязанностей.
Беседа – одна из наиболее часто применяемых форм профориентационной работы в ДОУ. Обсуждение с детьми конкретной профессии проходит организованно и целенаправленно. Педагог выступает в роли модератора и заранее продумывает перечень вопросов, чтобы побудить воспитанников к самостоятельным размышлениям и умозаключениям. Дети могут беседовать не только со своим воспитателем, но и с представителями различных профессий. Для этого обычно проводится мероприятие «Встречи с интересными людьми». Личное знакомство и общение дошкольников с ними помогает ярче представить специфику того или иного вида деятельности и понять, нравится это или нет. Прежде всего педагог просит о содействии родителей (опекунов) воспитанников, которые могут посетить ДОУ и доступно рассказать об особенностях своей профессии.
Тематическая выставка – отличное подспорье в профориентационной работе воспитателя, а также способ публичной демонстрации достижений детей и педагогов ДОУ. Участие в таком мероприятии позволяет обрести опыт самостоятельной деятельности, обучиться презентации результатов своего труда
Игра – основное занятие дошкольника, которому он посвящает львиную долю своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей понятия о разных профессиях. Среди множества видов игр стоит предпочесть сюжетно-ролевую, так как именно она позволяет полноценно воспроизвести реалии мира взрослых. Воспитанники ДОУ могут самостоятельно или с помощью воспитателя моделировать ситуации «на рабочем месте», перевоплощаясь в своих родителей, близких родственников или знакомых. Сюжетно-ролевые игры варьируются в зависимости от уровня сложности и возраста детей разных групп. Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать: игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий: ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда); игрушки и инструменты для творчества и созидания (конструкторы разных типов, автомобильные треки, масса для лепки, магнитные доски и так далее); современные технические средства моделирования игровых ситуаций с помощью педагога (проектор, интерактивная доска и другие).
Подведем итоги
Ознакомление дошкольника с трудом взрослых – одна из главных задач учебно-воспитательной деятельности педагогов ДОУ. Желательно, чтобы профориентационные занятия для детей проводились не однократно и вне общего контекста («для галочки»), а органично вплетались в комплексный процесс развития дошкольников. Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Быль о потерянном времени или Профориентация в детском саду
В данной статье рассматриваются практические рекомендации по элементарному освоению актуальных профессий современности....
Статья о ранней профориентации в детском саду
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов ,новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим м...
Новый взгляд на профориентацию в детском саду.
Профориентация дошкольников - новое, мало изученное направление в дошкольном образовании. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – эт...
Работа по ранней профориентации в детском саду на логопедических занятиях
Практика в области оказания педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в работе по ранней профориентации....
Проект по профориентации "Профессии детского сада"
Цель проекта:Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, работающих в детском саду, используя для этого разные формы работы....
Раняя профориентация в детских садах столицы Республики Чувашии
В рамках преемственности по ранней профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, и первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях, име...