Игра "Педагогический сундучок" на тему "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ"
методическая разработка

Сафронова Татьяна Петровна

Игра "Педагогический сундучок" проводится с целью закрепления знаний педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей, требований ФГОС ДО, а именно, представлений о материалах и оборудовании для игровой и познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги по очереди достают вопрос из "педагогического сундучка" (коробочка в виде сундучка) и отвечают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_pedagogicheskiy_sunduchok.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Педагогический сундучок»

Цель: закрепление знаний педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей, требований ФГОС ДО.

  1. Назовите специфические виды детской деятельности

Ответ: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Почему эти виды деятельности являются специфическими? (способствуют полноценному развитию ребенка дошкольника)

  1. Что означает понятие «открытость»?

Ответ: разнообразное использование игрушки, придание игрушке собственного (своего) значения, образа на основе воображения, недооформленность игрушки.

Какие предметы обладают открытостью? (предметы-заместители)

  1. Раскройте значение (роль) предметов-заместителей в игровой деятельности (способствуют развитию воображения, мышления).
  2. «Использование муляжей в игре ограничено». Поясните. (затрудняют развитие игрового сюжета.
  3. В чем недостаток традиционных игровых уголков для сюжетно-ролевых игр? (неизменная тема  и сюжет, занимают большую площадь, препятствуют трансформируемости, вносят в детскую игру штампы, мешают проявлению самостоятельного игрового творчества)
  4. Что развивают динамические игрушки? (тонкую моторику, познавательную активность, детское экспериментирование).
  5. Какой уголок отсутствует в каждой группе? (уголок уединения)

Как можно быстро его создать? (с помощью прозрачной ткани и стола).

  1. Внесение новых игрушек, элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к её преобразованию детей способствуют развитию у них …… (самостоятельности, активности, творческого воображения).

При стабильном комплекте игрушек в течение учебного года дети … (быстро осваивают предметную среду, испытывают скуку и потерю интереса даже к самым хорошим игрушкам)

  1. Что включает в себя музыкальное сопровождение в режимных моментах? или Какая музыка создает музыкальную среду развития ребенка? (детские песни и классическая музыка)
  2. Реализация требований ФГОС ДО к РППС в настоящее время является обязательным для ДОО независимо от ООП  и приоритетных направлений деятельности ДОУ. Чем это можно объяснить?

(данные требования определяются содержанием детских деятельностей и отражают основные закономерности психического развития ребенка).

  1. Перечислите критерии подбора игр и игрушек (привлекательность, эстетичность, развивающий потенциал игровых действий, удобство для самостоятельных действий ребенка).
  2. Назовите два вида сюжетных игр (ролевая и режиссерская).

В чем их отличие друг от друга? (в ролевой игре – действующее лицо ребенок, в режиссерской – игрушки образные, а ребенок – режиссер).

  1. У каких игрушек низкий развивающий потенциал? (механизированных).
  2. Дайте определение понятию «маркер роли» (специфический предмет, который обозначает (маркерует) роль, то, что ребенок надевает на себя, чтобы перевоплотиться).

Основные требования к маркерам роли (условность, лаконичность и знаковость, т.е. быть понятными знаками роли).

  1. В какой возрастной группе реалистичные маркеры лучше заменить полифункциональными и почему? (в средней, потому что реалистичные маркеры перетягиваю внимание ребенка на себя, разрушая нарождающиеся навыки детского взаимодействия, затрудняя неокрепшее игровое взаимодействие)

В какой возрастной группе вновь должны появиться реалистичные маркеры? (в старшей  и подготовительной группе)

  1. Дайте определение понятию «предметы оперирования» (предметы, предназначенные для выполнения роли – набор посуды и кухонных принадлежностей, набор парикмахера, докторский набор, набор шофера и т.д.). Чем предметы оперирования отличаются от маркеров роли? (предметы оперирования для выполнения роли, маркеры роли – для обозначения роли).
  2. Дайте определение понятию «маркеры игрового пространства» (предметы, обозначающие место игрового действия).

Приведите примеры маркеров игрового пространства для ролевой игры (игрушечные и игровые дома, мебель, предметы-заместители маркеров игрового пространства – легкие ширмы, мягкие модули, крупный конструктор, большие лоскуты ткани (веревки, прищепки), платформы на колесиках, детская мебель, скамейки).

  1. Какое свойство предметов оперирования препятствует созданию воображаемого образа нужного предмета, способствуя превращению сюжетной игры в предметную? (натуралистичность «внешняя» (модель стиральной машины) и связанная с интерактивностью игрушки («стирающая» машинка)).

Назовите требования к предметам оперирования (условность, не должно быть много, должны быть разнообразными)

  1. Приведите примеры маркеров пространства для режиссерской игры (обычный кукольный домик нейтрального цвета, кукольная мебель соразмерная куклам, человечкам, тематические макеты, фигурки людей, животных, деревьев, кустов, мелкий конструктор для создания необходимых построек, природный и бросовый материал.
  2. Какие игрушки называются транспортными? (игрушки, отображающие различные виды транспорта – наземного, воздушного, водного, приспособления для перевозок -  тележки, тачки, коляски, кареты).
  3. Значение транспортной игрушки (стимулирует предметные действия, расширяет пространство игры, сюжета за счет возможности перемещения персонажей и предметов, способствует различным видам экспериментирования, служит материалом для познавательной деятельности (для игр по ПДД).
  4. Функции игрушечного транспорта (образная игрушка, функция динамической игрушки, материал для экспериментирования и познавательной деятельности, для игр с правилами).
  5. В чем заключается значение «самодвижущихся» игрушек? (препятствуют собственной двигательной активности детей, тормозят инициативу, развитие игрового сюжета, приводят к исчезновению игры, отсутствию воображения и творческого подхода, учат набору стереотипных движений, в результате воображаемый план действий не возникает и манипуляции с игрушками носят формальный, автоматический характер). Вывод: чем проще игрушка, тем лучше.
  6. В чем заключается специфика игр с правилами? (всегда совместная деятельность, игровые действия задаются и определяются правилами, правила однозначны и обязательны для всех участников, всегда есть заданный результат, т.е. выигрыш, всегда есть выигравшие и проигравшие).
  7. Назовите типы игр с правилами (по характеру действий – настольные и подвижные; по организации игрового взаимодействия – последовательные, конкурентные, с ведущим (водящим), по способу достижения выигрыша – на ловкость, на внимание, на смекалку, стратегические игры, на удачу).
  8. Назовите три вида правил. (нормативные (жеребьевка, очередность, считалка, порядок передачи хода), собственно игровые правила (ходить только своей фишкой, делать столько ходов, сколько точек выпадет на игральном кубике и др.), установление победителя (кто первый придет к финишу, кто заработал больше всего очков и др.)
  9. От чего зависит способность соблюдать правила? (от опыта участия в этой деятельности).
  10. Какое значение имеет развитие способности соблюдать правила? (развивают произвольность поведения (нормативную регуляцию), развивает способность создавать правила и нормы взаимодействия; способствует социально-личностному развитию ребенка (овладению различными типичными формами взаимодействия со сверстниками – одновременны, последовательные, очередные действия, обмен функциями, распределение функций внутри группы и пр.)
  11. К чему  побуждает открытость, незавершенность правил? (к самостоятельному установлению норм, правил).
  12. В каком возрасте и в какой деятельности зарождается исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать, познавательная активность, любознательность, мотивация? (в раннем возрасте в предметной деятельности).
  13. Перечислите три основных направления познавательно-исследовательской деятельности (предметная деятельность и экспериментирование, познавательные действия в наглядно-образным материалом, учебная деятельность и дидактические игры)
  14. Два основных качества игрушек для предметной деятельности и экспериментирования, побуждающие воспроизводить действие и желание разобраться (наглядность, выразительный очевидный эффект действия, явления).
  15. Поясните один из принципов познавательно-исследовательской деятельности «открытость для наблюдений» (наблюдение очевидных проявлений закономерностей предметных действий и экспериментирования)
  16. Перечислите типы игрушек для предметной деятельности (образные игрушки, игрушки с сюрпризом, составные игрушки, игрушки-каталки, игрушки-тренажеры, простейшие динамические игрушки)
  17. Перечислите материалы для экспериментирования (динамические, звучащие, игровые наборы для песка и воды, подручные материалы)
  18. Как соотносятся такие понятия как «электромеханические игрушки», «динамические игрушки» с понятием «развивающий потенциал»? (электромеханические игрушки не обладают развивающим потенциалом, а динамические – обладают развивающим потенциалом)
  19. Раскройте значение экспериментирования для развития личности ребенка. (развивается любознательность, познавательная активность- позволяет пробовать разные способы действия, устраняет страх ошибки, открывает дорогу к самостоятельности в пределах своей детской компетенции, предотвращает развитие скованности детского мышления готовыми схемами и инструкциями, стимулирует ребёнка к поискам новых действий, способствует становлению смелости и гибкости).
  20. Ключевая характеристика динамических игрушек (двигательный ответ игрушки на действия и движения самого человека)
  21. Значение динамических игрушек (развивают наглядно-действенное мышление, открывают закономерности механического движения, развивают самостоятельность, инициативность, т.е. подсказывают ребенку характер его движений (действий) с игрушкой,  давая обратную связь наглядным результатом механического движения, корректирующий момент ребенок получает от самой игрушки, а не от взрослого, коррекционное значение для детей с ОВЗ в ситуации затруднений в установлении непосредственного контакта с ребенком, возникает целенаправленность и соразмерность действенного мышления, активизирует ситуативно-деловое общение и сотрудничество детей).
  22. Назовите типы динамических игрушек по характеру движения и соответственно принципу действия (шагающие, скачущие, лазающие, прыгающие, кувыркающиеся, вращающиеся, стучащие).
  23.  Перечислите критерии выбора игрушек для экспериментирования (прочность, возобновляемость результата, удобство пользования и хранения, открытость для различных действий, привлекательность, связанная с разнообразием действий).

Что означает критерий «открытость для различных действий»? (возможность для разнообразных действий.)

  1. Назовите два фактора размещения игрового материала (безопасность для детского использования – присутствие или присмотр взрослого, сохранность материала).
  2. Назовите игровые материалы для детской зоны (нехрупкие игрушки, образные, динамические (каталки, тренажеры, юлы, волчки), составные (пирамидки, сортировщики)

Назовите игровые материалы для взрослой зоны (игрушки, требующие бережного отношения – составные игрушки (матрешки), музыкальные игрушки, некоторые динамические, инвентарь для песка и воды  и др.)

  1. Перечислите типы игр с наглядно-образным материалом (на классификацию, сериацию, идентификацию, на логическое мышление, тематические наборы карточек по лексическим темам – на обобщающие понятия).

Литература:

  1. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: Методическое пособие/ Е.О. Смирнова (руководитель проекта), Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова, М.В. Соколова, Е.Г. Шеина, Программно-методический комплекс ДО «Мозаичный парк», Изд. «Русское слово». – 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...