Мастер-класс "Круги Луллия" как средство развития креативности детей дошкольного возраста"
материал

Мастер-класс направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования по использованию метода ТРИЗ «Круги Луллия» как средства развития креативности детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_krugi_lulliya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Круги Луллия как средство развития креативности детей дошкольного возраста»

Маткова Наталья Константиновна,

воспитатель МБДОУ № 84 г. Красноярска

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования по использованию метода ТРИЗ «Круги Луллия» как средства развития креативности детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. Дать представление о методе ТРИЗ «Круги Луллия»
  2. Продемонстрировать практические приемы использования метода для развития креативности детей дошкольного возраста
  3. Смоделировать самостоятельную разработку игр для развития креативности слушателями.

Оборудование: дидактическое пособие «Круги Луллия», карточки к играм «Эмоции», «Сказки», «Кто где живет», «Виды спорта», карточки «Ноутбук», «Портфель», «Корзина», стикеры по количеству участников мастер-класса.

Ход мастер-класса:

Современное общество движется по пути развития креативного мышления человека. Творческие люди хорошо адаптируются в социуме, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей.

Именно поэтому:

-  креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века,

 - оно занимает третье место в десятке важнейших soft skills 2020 года,

- о необходимости его развития на всех ступенях образования говорят ведущие педагоги и психологи.

Чтобы творчески мыслить, не обязательно рождаться талантливым гением. Креативное мышление дошкольников — навык, который поддаётся тренировке.

На  мастер-классе  продемонстрирую способы развития креативного мышления дошкольников с помощью дидактического средства  - кругов Луллия.

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий изобрёл круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос, путём простого раскручивания. Кругами заинтересовались авторы технологии ТРИЗ и стали активно использовать в работе с детьми.

Круги Луллия – это приспособление, которое состоит из нескольких кругов разного диаметра. Они нанизаны на общий стержень по типу пирамидки со стрелкой.

Все круги разделены на одинаковое число секторов. Количество кругов и секторов меняется в зависимости от возраста детей или их подготовки. Т.е. в младшем возрасте или на начальном этапе мы используем конструкцию из 2 кругов разделенных на 4 сектора. Постепенно задания усложняются, и увеличивается количество кругов.

На каждый сектор крепится картинка по теме. Круги и стрелка свободно двигаются.

На базе одного набора кругов можно построить несколько вариантов игры. Я работаю с детьми 6-7 лет, поэтому представляю игры для этой возрастной группы.

  1. Первый, самый простой и логичный – нахождение реального сочетания предметов на внешнем и внутреннем круге.

- На всех секторах круга картинками обозначены объекты. 

На секторе самого большого круга прикреплены изображения предметов, на среднем – цифры.

Как вы думаете, какое игровое действие здесь можно предложить детям?

- Совершенно верно, здесь нужно найти соответствие на кругах. Посчитать количество предметов, затем поворачивая круг, отыскать соответствующую цифру.  

Перед началом игры, нужно определить очередность хода. Как это можно сделать?

Дети моей группы предлагают, определить ход по считалочке, вытянуть длинную палочку либо договориться.

Можно проводить коллективную проверку, когда ребенок выполнил игровое действие, мы все вместе считаем количество предметов и определяем правильность ответа. Также можно проводить взаимопроверку, когда один ребенок проверяет правильность ответа другого.

Это первый этап работы с кругами.

Следующий этап на усложнение.

Эту игру я разработала в рамках комплексно-тематической недели «Удиляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

  1. Задача этого этапа – найти взаимосвязи в нестандартном сочетании. То есть сочетание предмета и ситуации выбирается случайным образом, а ребенку необходимо представить логичное объяснение этому выбору.

Давайте попробуем проиграть.  Объясните, когда мы можем огорчиться при виде воздушных шаров.  А испытать восторг в темной страшной комнате

  1. Следующий вариант – усложнение предыдущего. Нужно не просто придумать логическую связь, а рассказать историю, в которой уживаются животное и место обитания.

Итак, у первого игрока  …… (например, верблюд и водоем). Придумайте историю, как верблюд стал жить в водоеме.

Обязательно нужно выделять самые оригинальные и креативные идеи детей. Здесь может каждый ребенок рассказать свою историю, а можем всей группой по очереди придумывать одну историю на всех.

А теперь задание для фокус группы:

В конверте -  набор картинок и задание. (картинки по сказкам)

Используя набор картинок, придумайте игру.

Дайте ей название. Обозначьте игровые действия, способствующие развитию креативного мышления.  Возраст на ваш выбор. Время – 4 минуты.

Реализация данного опыта позволила мне уже достичь некоторых результатов:

- часть детей генерирую нестандартные идеи. Круг – это уже не солнышко, а нос клоуна или помпон на шапочке.

- дети могут найти совершенно новое использование знакомому предмету.

- появилась новизна в описании детьми происходящего или в применении предметов. Уже не просто снежинки, а белые комарики,

Показателем огромного прорыва в развитии мышления детей станет момент, когда они самостоятельно возьмутся за круги и организуют игру. Но это пока ожидаемый результат.

Результатом моего опыта также стало пополнение среды группы играми в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Так, я разработала игры по темам: «Эмоции», «Сказки», «Виды спорта», «Игрушки», игры по обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений.

Предлагаю вернуться к нашей фокус – группе.

Участники представляют придуманную ими игру.

Спасибо, коллеги, это было очень интересно.

Уважаемые участники, предлагаю оценить мастер-класс. Если мастер-класс был вам полезен и вы возьмете представленный опыт себе в копилку, наклейте стикер на портфель. Если содержание мастер-класса вы возьмете на вооружение, но частично – наклейте стикер на ноутбук. Если вы считаете, что содержание мастер-класса вам не пригодится, наклейте стикер на мусорную корзину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изображений

В данной статье указаны краткие сведения и материалы по нетрадиционном техникам изображений в дошкольном детстве...

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

"Развитие креативности детей дошкольного возраста через различные виды творческих игр"

Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? Эти вопросы интересуют многих, но прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в ДОУ.Понятие креативност...

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...