"Развитие креативности детей дошкольного возраста через различные виды творческих игр"
материал
Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? Эти вопросы интересуют многих, но прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в ДОУ.
Понятие креативности (творчества): «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (американский психолог Фромм)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_kreativnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие креативности детей дошкольного возраста через различные виды творческих игр»
Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? Эти вопросы интересуют многих, но прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в ДОУ.
Понятие креативности (творчества): «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (американский психолог Фромм)
Когда мы говорим о воспитании креативности, мы имеем в виду развитие способности и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина) сумели доказать: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Пример тому- интересные, порой оригинальные рисунки, конструкции, стихотворения, истории, сказки.
Наше ДОУ работает по инновационной программе дошкольного образования «Развитие» под редакцией кандидата психологических наук Н.Б. Венгер, кандидата психологических наук Е.А. Агаевой.
В данной программе представлены разделы занятий, направленных на развитие умственных, художественных, творческих способностей детей: конструирование, художественная литература, изодеятельность (лепка, рисование, аппликация, ручной труд), выразительное движение, музыкальное. Практически в каждом разделе имеются задачи, прямо направленные на развитие креативности у детей.
Коллектив МБДОУ творчески подходит к подготовке и проведению занятий и игр в игровой форме: игр экспериментов (с водой, песком, магнитом), игр с правилами, игр связанных с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам, сюжетно-ролевых игр, режиссерских, интеллектуальных, развивающих, речевых игр.
Игра - характеризуется изменчивостью реакций и быстрой сменой направленности действий.
Ребенок может совершенно по разному использовать предоставленные в его распоряжение предметы. Свободная игровая деятельность, доставляющая ребенку радость и удовольствие, а кроме того, позволяющая произвольно преобразовывать (в воображении) окружающую обстановку, содержит много признаков, сходных с дивергентным мышлением. Именно это сходство игрового процесса с дивергентным мышлением и натолкнуло исследователей на мысль, что способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов, а также некоторые другие свойства креативности могут проявляться и развиваться в игровых ситуациях. (КорринХатт, 1971г.)
В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости, оригинальности и продуктивности мышления ребенка.
Действительно, дети, задумавшие, к примеру, играть в «больницу», должны тщательно распределить роли и функции, а также придумать сюжет: у врача должны быть пациенты; пациенты должны жаловаться на какую-то болезнь; для болезни должна быть предусмотрена процедура лечения, эта процедура предполагает использование определенных инструментов и т.д.
Основной задачей педагога является дальнейшее развитие гибкого ролевого поведения детей как основы развертывания разнообразных сюжетов игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности. Взрослый может подключиться к детской игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом (например, если дети играют в «путешествие на пароходе» с такими привычными ролями, как капитан, матросы, пассажиры, взрослый может ввести в игру роль из другого смыслового контекста. «Давайте, на берегу показался Бармалей. Я-Бармалей»). Этот прием педагога расшатывает привычные, «наигранные» детьми сюжеты, неожиданность нового персонажа заставляет самих детей разворачивать сюжет в новом направлении, стимулирует к установлению новых ролевых связей. Педагог постепенно подходит к формированию у детей умений творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером. Для этого педагог в паре с ребенком развертывает игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане. Материалом для такого рода игры служат сюжеты хорошо известных детям волшебных сказок. В процессе совместной с ребенком игры – придумывания педагог активизирует его воображение. Педагог также предоставляет детям условия для свободной самостоятельной игры (совместной и индивидуальной) с настольными игрушечными персонажами, с которыми можно разыгрывать разнообразные события (режиссерская игра). Процесс развития режиссерской игры к началу шестого года жизни ребенка состоит из двух основных линий.
Во-первых, режиссерская игра превращается в «действенное» фантазирование, когда ребенок играет один, выполняет сам все роли, развертывает сюжет в соответствии с собственным замыслом. Если в такую игру вмешивается взрослый, она легко распадается. Чтобы в наибольшей мере способствовать развитию воображения ребенка, его свободной фантазии, в группе детского сада следует создавать условия для уединения ребенка с соответствующими игрушками и атрибутами. Здесь он может разыграть сказочный сюжет совершенно свободно, так, как хочется только ему, необязательно точно придерживаться «правильного» сюжета. Однако, при этом важно, чтобы ребенок умел воплотить свой творческий замысел. Этому способствует вторая линия в развитии режиссерской игры, игры по сюжетам сказок требует прямого руководства со стороны взрослого. Педагог помогает ребенку освоить средства театрального искусства (в частности, кукольного театра). Осваивая театрализованную деятельность, дети учатся принимать во внимание не только свою точку зрения (персонажа), но и иную (зрительскую).
В процессе игры перед детьми возникают проблемы, которые они решают, экспериментируя с различными предметами, а также развертывая и прорабатывая содержание игры. Вполне очевидно, что слаженная и по-настоящему интересная игра возможна только в том случае, если дети проявляют мыслительную гибкость и способность конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. Еще одно исключительно важное преимущество игровой деятельности составляет внутренний характер ее мотивации, что так же способствует развитию творческих возможностей детей. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Педагоги, которые четко уяснили для себя ценность игры с точки зрения развития у детей дивергентного мышления, могут использовать естественную потребность детей играть и связанный с этим высокий уровень мотивации для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.
Большое влияние на творческое поведение детей оказывает поведение окружающих- взрослых к которым дети относятся с уважением. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности.Игры, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности
В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...
“Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности”.
Моя тема самообразования....
Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год
Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год...
Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год
Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год...
Самообразование презинтация "Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности”. 2019-2020г.
Формирование творческой и разносторонней личности ребёнка дошкольного возраста....
«Развитие речи детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности»
работа с детьми с речевыми нарушениями...
"Развитие речи детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности"
Развитие речи детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности....