Детско-взрослый проект "Настолка"
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект направлен на поддержку культуры игровых традиций. В рамках реализации проекта создаются условия для самостоятельной инициативной и творческой деятельности детей. В проектной деятельности дети осваивают способы изготовления игр с правилами, самостоятельно придумывают игры, оформляют их, придумывают правила, учат играть в игры других детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastolka._docx.docx | 724.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования администрации города Красноярска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 84 комбинированного вида»
________________________________________________________________
660068, г. Красноярск, пер. Тихий, д.24; тел. 2644 –031, mdou84@mail.ru
ОКПО 53633567, ОГРН 1022402065256, ИНН 2462022725 / КПП 246201001
Профессиональный конкурс
«Молодой воспитатель города Красноярска»
«Педагогическая изюминка»
Детско-взрослый проект «Настолка»
Руководитель проекта:
Маткова Наталья Константиновна,
воспитатель подготовительной
группы МБДОУ № 84
Красноярск, 2021 г.
Содержание
Описание проекта | 3 | |
Деятельность в рамках проекта | 4 | |
План работы по проекту | 7 | |
Оценка результатов реализации проекта | 8 | |
Распространение результатов проекта | 9 | |
Устойчивость проекта | 10 | |
Бюджет проекта | 10 | |
Приложение | 11 |
Описание проекта
Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По выражению В.А. Сухомлинского «Игра – это та искра, которая достигает огонек пытливости и любознательности детей».
Особенно важны игры с правилами для развития детей старшего дошкольного возраста. В играх с правилами формируется произвольность в общении детей со сверстниками. Это ключевая предпосылка готовности ребенка к школе. В играх с правилами дети учатся принимать правила, действовать на их основе, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками на основе правил, учитывать игровую позицию партнера, перестраивать свое поведение в соответствии с ней, удерживать условность своей позиции и позиции партнера.
К сожалению, мы сегодня потеряли традицию собираться за увлекательными настольными играми. В то время, когда росли родители наших воспитанников, их родители, игр на прилавках магазинов было мало. Поэтому, очень много игр придумывали сами, используя для их изготовления подручные материалы. В настоящее время присутствует огромное изобилие игр и игрушек. Дети утратили способность самостоятельно конструировать игровую среду в соответствии со своими интересами. А это является одним из способов развития инициативы и самостоятельности детей.
Проект направлен на поддержку культуры игровых традиций. В рамках реализации проекта создаются условия для самостоятельной инициативной и творческой деятельности детей. В проектной деятельности дети осваивают способы изготовления игр с правилами, самостоятельно придумывают игры, оформляют их, придумывают правила, учат играть в игры других детей.
Проблематика проекта в разрыве между отсутствием способностей детей самостоятельно конструировать игровую среду и необходимостью приобщения детей к играм с правилами как актуальной составляющей развития произвольности детей дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в изготовлении своими руками игр с правилами, придуманных детьми.
Цель педагога: | Цель детей: |
обучение детей способам конструирования игр с правилами по собственному замыслу | изготовление игр своими руками |
Задачи педагога: | Задачи детей: |
Познакомить детей с разнообразием игр с правилами | Узнать, какие бывают игры |
Освоить способы изготовления игр из неоформленного материала | Научиться изготавливать игры из неоформленного материала |
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного творчества, игры | Договариваться с ребятами при изготовлении игр |
Способствовать придумыванию новых игр с правилами | Придумать свои игры |
Ожидаемые результаты:
- Наличие образовательных результатов: дети владеют способами конструирования игр своими руками, могут реализовать свой замысел без помощи взрослого; могут придумать игровые действие и правила игры; могут договориться об оформлении игры, о разделении трудовых действий при совместной продуктивной деятельности.
- Наличие в группе коллекции игр, сделанных руками детей.
- Вовлечение в проект не менее 40% родителей. Наличие не менее 5 семейных игр.
Деятельность в рамках проекта
Механизм реализации проекта: Проект предполагает поэтапную реализацию в подготовительной группе «Светлячок». Стратегия достижения цели проекта в поддержке детского интереса на каждом этапе его реализации, вовлечение родителей в реализацию проекта для реализации идеи проекта в семейных формах образования.
Подготовительный этап: Как и большинство форм культурной деятельности, игры с правилами передаются из поколения в поколение через непосредственные образцы и игровые предметы. Осознавая традиционность игр с правилами, провели анкетирование среди родителей «Любимые игры детства». Для этого вывесили в приемной ватман и предложили родителям написать их любимые с детства настольные игры. Согласно результатам анкетирования, самыми любимыми играми родителей воспитанников были лото, шашки, домино, игры-бродилки. В детстве они самостоятельно изготавливали «Крестики-нолики», «Морской бой», игры-бродилки, «Шашки», «Классики». 100 % родителей утверждают, что хотели бы, чтобы их дети получили опыт самостоятельного изготовления игр для дальнейшей игровой деятельности.
Деятельностный этап: На данном этапе была организована деятельность по изготовлению игр в рамках арт – студии «Настолка». В первую очередь приступили к изготовлению настольных игр с правилами из числа игр, выбранных и любимых родителями: «Крестики – нолики», «Шашки», «Домино».
Приоритетная задача этапа - освоение способа изготовления игры своими руками. В качестве материала для изготовления игр использовался неоформленный материал: коробочный картон, упаковочная бумага, декоративные материалы. Для реализации задачи этапа деятельность была организована следующим образом:
- Мотивация детей к созданию настольной игры.
- Обсуждение проблемной ситуации «Как сделать игру?»
- Совместное с детьми планирование этапов практической деятельности по созданию настольной игры, составление плана-схемы деятельности.
- Объединение детей в творческие рабочие группы по изготовлению конкретной игры, распределение задач внутри группы.
- Выбор и определение необходимых материалов для изготовления настольных игр.
- Обсуждение способов изготовления игр.
- Координация педагогом коллективной деятельности детей.
- Осуществление проб игровой деятельности с использованием самостоятельно изготовленных игр.
Когда дети освоили некоторые способы изготовления игр с правилами, предложили им придумать свои игры и самостоятельно их изготовить. Для этого педагог:
- Создал ситуацию обсуждения идей детей «Придумай игру», способов конструирования игр.
- Создал ситуацию выбора участников совместной деятельности, при этом работа могла быть как групповой, так и индивидуальной.
- Предоставил выбор материалов для изготовления игр.
- Осуществлял координацию индивидуальной и коллективной деятельности детей по воплощению своего замысла.
- Совместно с детьми разработали правила игры и обсудили игровые действия.
Для реализации проекта была оборудована среда группы. Так появился центр детской активности «Творческая мастерская», где дети самостоятельной могли изготавливать игры по собственному замыслу. 2 раза в неделю в группе организовываются игровые турниры с использованием самостоятельно изготовленных детьми игр. Результаты турниров вывешиваются в приемной для родителей.
Параллельно информировали родителей о ходе реализации проекта в родительском чате. Родителям предложено присоединиться к проекту, изготовив дома вместе с детьми игру. Фото семейной игры выложить в родительский чат. На утреннем круге каждый ребенок показывает свою игру, рассказывает, как в нее играть, какие вариации игры они придумали в семье.
Заключительный этап включает в себя:
- Подготовку детей – экспертов для проведения презентации игр, изготовленных своими руками.
- Презентация игр, изготовленных своими руками, детям старшей и подготовительной группы в рамках гостевого посещения.
- Организация игротеки в холле детского сада. При проведении «Часа игры» в ДОУ дети старшего дошкольного возраста приходят в игротеку для совместной игровой деятельности. Игротека также предполагает выдачу игр с правилами детям в группы во временное пользование.
На всех этапах проекта были использованы следующие ресурсы: кадровые (воспитатели старшей и подготовительной группы), информационные (информационный плакат для родителей о реализации проекта, родители как источник информации для ребенка, информационные сообщения в чатах, ребенок как источник информации для сверстников), материально-технические (наличие материалов для изготовления и оформления игр), организационные (организация деятельности арт-студии «Настолка», гостевого посещения, игровых турниров, семейного флешмоба, игрового часа).
План работы по проекту
№ | Мероприятие | Участники | Сроки | Ответственный |
Подготовительный этап | ||||
1 | Утренний круг с обсуждением идеи проекта | Дети, педагог | 13 сентября | Воспитатели |
2 | Анкетирование родителей | родители | 14 сентября | воспитатели |
3 | Сбор материалов для реализации проекта | Дети, родители, педагоги | с 14 по 19 сентября | Воспитатели, родители |
4 | Ознакомление детей с результатами опроса родителей, детско-взрослое планирование проекта | Дети, педагог | 20 сентября | воспитатели |
Деятельностный этап | ||||
5 | Организация деятельности арт-студии «Настолка» | Дети, педагог | с 21 сентября по 1 октября | воспитатели |
6 | Организация игровых проб с изготовленными играми | Дети, педагог | с 21 сентября по 1 октября | воспитатели |
7 | Оборудование центра детской активности «Творческая мастерская» для самостоятельной творческой деятельности детей по изготовлению игр | Дети, педагог | 21 сентября | воспитатели |
8 | Организация игровых турниров с играми с правилами в группе | Дети, педагог | 2 раза в неделю, с 28 сентября по 2 октября | воспитатели |
9 | Информирование родителей о ходе реализации проекта | Дети, педагог, родители | ежедневно | воспитатели |
10 | Организация флешмоба «Семейная настолка» | Дети, родители, педагог | с 4 по 10 октября | воспитатели |
Заключительный этап: | ||||
11 | Подготовка детей – экспертов к презентации коллекции игр | Дети, педагоги | 11 октября | воспитатели |
12 | Организация гостевого посещения с презентацией игр | Дети 2 групп, педагоги 2 групп | 14 октября | Воспитатели 2 групп |
13 | Организация деятельности игротеки в холле ДОО | Дети старшего дошкольного возраста МБДОУ № 84, педагоги | 1 раз в неделю, с 15 октября | Воспитатели |
Оценка результатов реализации проекта
В рамках проекта будут получены количественные и качественные результаты. В качестве показателей результативности проекта учитываются: динамика в развитии детей группы, наличие самостоятельно созданной игровой среды в группе; количество игр, изготовленных руками детей, количество родителей, принявших участие в проекте, количество семейных игр, наличие положительных отзывов родителей о проекте.
Проект находится на этапе реализации, но уже сейчас можно отметить полученные результаты. В результате реализации проекта было изготовлено 6 игр: «Крестики-нолики», «Лабиринт», «Настольный футбол», «Шашки», «Воздушные дорожки», «Домино», 5 авторских детских игр.
В среде группы имеются игры и атрибуты к играм, изготовленные руками детей для самостоятельной игровой деятельности.
Результативность проекта доказывает динамика в развитии детей, которую отмечают педагоги группы:
- У детей группы появился интерес к играм с правилами. Дети стали приносить игры из дома. В игровой деятельности дети придерживаются правил.
- Дети освоили способы изготовления игр своими руками, могут реализовать свой замысел без помощи взрослого. Могут придумать игровые действие и правила игры.
- Дети могут договориться об оформлении игры, о разделении трудовых действий при совместной продуктивной деятельности, о правилах игры, придуманной самостоятельно.
В проекте уже приняли участие 4 семьи, ожидается участие еще 7. Уже было получено 2 положительных отзыва о проекте.
Распространение результатов проекта
Игры с правилами – важный компонент развития произвольности детей старшего дошкольного возраста. В рамках проекта была организована детская творческая продуктивная деятельность по изготовлению игр с правилами. В дальнейшем с данными играми планируется совместная игровая деятельность «Час игры», игротека как коллекция игр для выдачи во временное пользование для детей других групп, организация семейного фестиваля «Настолка» на уровне ДОО. В качестве результативности проекта можно отметить наполнение предметно-игровой среды группы играми и атрибутами, изготовленными детьми для игровой деятельности, что является показателем овладения способами конструирования игровой среды детьми группы.
Устойчивость проекта
Риски | Способы их коррекции |
Детский интерес угасает | Использование способы поддержки детского интереса: положительная оценка, похвала, предложение альтернативы, поддержка идей ребенка и т.д. Демонстрировать успехи ребенка в среде сверстников. Предлагать новые материалы для изготовления, вместе смотреть варианты игр в сети. |
Низкий уровень участия родителей в проекте | Стимулировать интерес родителей посредством презентации проекта через детей, акцент на успешность ребенка в рамках проекта |
Применяемые методы не приводят к ожидаемым результатам | Провести корреляцию в реализации проекта за счет определения дефицитов и подбора адекватных методов, увеличение сроков реализации проекта. |
Бюджет проекта не предусмотрен. Для изготовления игр используется неоформленный материал. В приемной группы имеется коробка, в которую родители приносят различный ненужный им неоформленный материал: бумагу, бусины, тесьму, ткань, втулки, поролон и т.д.. Материалы этой коробки активно используются в проекте.
Приложение
Арт-студия «Настолка»
Игровые турниры Семейная игра «Цветочная поляна» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»
Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...
Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"
Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"...
Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.
Дорогие посетители сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку получить опыт индивидуа...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Детско-взрослый проект "Летняя детская олимпиада"
Олимпийские игры занимают важное место в системе ценностей современной культуры. В соответствии с ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является развитие о социок...
Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проект в средней группе детского сада
Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проектв средней группе детского сада...
Детско-взрослое сообщество "Мой любимый детский сад!"
Детско-взрослое сообщество "Мой любимый детский сад!"...