пед.совет 2019-2020 г.
материал (младшая группа)
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet_22.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение здравоохранения красноярский краевой дом ребенка №2
Педагогическая конференция
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
Крымкова Г.Н.
г. Канск
2019-2020 г.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.
Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно-перцептивных действий и сенсорных эталонов у детей не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Здесь то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорному развитию дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.
В возрасте 3-4 лет ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
В младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. В младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами, с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
Младший дошкольник в результате сенсорного развития овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Для дошкольника наиболее доступными сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода, может быть, не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойства предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
В младшем возрасте мы закрепляем умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. В основном в младшем возрасте это происходит через игровую деятельность. Игровая деятельность является самой приемлемой и эффективной в дошкольном возрасте, так как, по мнению большинства психологов, является ведущей деятельностью в этом возрасте. Как доказали исследования Л.А.Венгера, А.Л.Венгера, Н.Б.Венгера, Э.Г.Пилюгина, З.Богуславская, О.Дьяченко, сенсорные способности детей развивают дидактические игры. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной и другими свойствами предмета побудило учёных и практиков создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Особую роль дидактической игры А. И. Сорокина подчёркивает в вопросе активизации умственной деятельности детей, систематизации знаний, полученных на занятии, применении знаний детьми в новых условиях, а также для преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны ребёнку. Они приносят в его жизнь радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В младшем возрасте наглядно – действенный метод является ведущим. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Младшие дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 уч.год
Тема по самообразованию: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» 2018-2019 г.; 2019-2020; 2020-2021...
Рабочая программа воспитателя МБДОУ «Детский сад № 32» с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования в средней группе (4-5 лет) на 2019 – 2020 учебный год. Срок реализации программы с 1 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года. Р
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………&h...
2019-2020 год Рабочая программа воспитателя, Средней группы (4-5 лет) На 2019-2020 учебный год
Рабочая программа воспитателя,Средней группы (4-5 лет)На 2019-2020 учебный год...
Педагогический совет 2019 - 2020 год
Педагогический совет по теме "Итоги деятельности дошкольного учреждения за учебный год"...
Педагогический совет по теме: «Имидж дошкольного учреждения в 2019-2020 учебном году»
Форма проведения: круглый столЦель педагогического совета: нацелить педагогов ДОУ на формирование позитивного имиджа детского сада через анализ педагогической деятельности ДОУ, разработки и поиск...
Выступление на заседание педагогического Совета «Здоровьесберегающее сопровождение дошкольников» (2019-2020 уч. год)
Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.Рациональная организация учебно-воспитательного процесс...
Подведение итогов работы педагогического коллектива за 2019/2020 учебный год/ итоговый педагогический совет.
Сценарий педагогического совета содержит полный анализ работы за учебный год....